Лилия Никитина
Конспект открытого мероприятия НОД с детьми по познавательно — исследовательской деятельности «Невидимка воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные.
- Обогащать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных.
- Развивать у детей способности в установлении причинно-следственных связей на основе элементарного эксперимента и умение делать выводы.
Публикация «Конспект открытого мероприятия НОД с детьми по познавательно — исследовательской деятельности „Невидимка воздух“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Совершенствовать диалогическую речь (упражнять в умении отвечать на вопросы полными предложениями).
- Активизировать словарный запас: лаборатория, опыты, исследование, эксперименты, движение воздуха.
Воспитательные.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, готовность к совместной деятельности, дружелюбие и взаимную поддержку.
- Использование ИКТ.
Материалы и оборудование:
стакан с водой на каждого; трубочки для коктейля; пустой стакан на каждого; прозрачная емкость с водой; целлофановые пакеты на каждого; зубочистка на каждого; веер на каждого; игрушка Винни – Пух с воздушным шариком; воздушные шары в связке.
Предшествующая работа:
Беседы «Живая и неживая природа»; «Как воздух надо охранять», «О роли воздуха в жизни растений, животных и человека»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; чтение сказок В. Сухомлинского «Весенний ветер», Е. Пермяка «Мыльные пузыри»; наблюдения на прогулке за ветром; за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха; игры с ветром.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Здравствуй небо! (поднять руки).
Здравствуй Земля (приседают).
Здравствуйте мои друзья (руки вперед).
Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы рук).
Вместе мы в кругу опять (берутся за руки).
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Нам здороваться ни лен.
(звучит музыка из мультфильма «Винни –Пух и все, все, все»
Раздается стук в дверь.
Воспитатель:
Ребята, кажется, к нам кто-то стучится. Давайте посмотрим. Выглядывает за дверь и вносит персонажа Винни – Пуха, который держит в руке воздушный шарик.
Винни: Я летел на воздушном шарике к своему другу Пяточку, но налетел сильный ветер и шарик принес меня к вам.
Воспитатель: Ребята, а почему шарик называется воздушным?
Дети:…
Воспитатель: внутри надувного шарика есть воздух, поэтому он и называется воздушным.
Винни: А что такое воздух и есть ли он вообще? Если он существует, то это надо доказать.
Воспитатель: Ребята, а вам интересно, что такое воздух и есть ли он? Тогда я вас приглашаю совершить путешествие в лабораторию опытов и экспериментов, где мы с вами откроем секреты воздуха, поможем Винни Пуху поверить в то, что воздух есть.
Но, прежде, чем войти в лабораторию нам нужно надеть щапочки, халаты и отгадать загадку:
«Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха и цвета.
Угадайте, что же это?»
Дети: воздух.
Воспитатель: Правильно, это воздух. Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию, делать великие открытия.
А кто мне скажет, что такое лаборатория?
Дети: это место, где проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: Сегодня мы с вами тоже научимся проводить опыты и эксперименты. Давайте сейчас глубоко вздохнем, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули?
Дети: воздух.
Воспитатель: Да, он нам необходим для жизни. А кто еще дышит воздухом?
Дети: животные, растения.
Воспитатель: давайте посмотрим вокруг, налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух.
Дети: нет
Воспитатель: давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого поиграем
Игра: «Поймай воздух ладонями».
Воспитатель: ну, что получилось поймать воздух?
Дети: нет
Воспитатель: значит воздух невидимый. Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. И я вам в этом помогу.
Опыт №1 «Как поймать воздух».
Возьмите полиэтиленовые пакеты. Посмотрите. Что в них? (пусто).
- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакеты воздух и закручиваем пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Воздух занял место в пакете, но мы его не видим. Воздух прозрачный. Посмотрите на свою руку через пакет, вы ее видите? Это еще раз доказывает, что воздух какой? Прозрачный.
Винни: Я уверен, что там ничего нет!
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
(Воспитатель подносит пакет к Виннн).
Винни: Я его не вижу, но чувствую.
Воспитатель: Молодец Винни! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Опыт №2
«С веером»
Воспитатель: А теперь давайте обнаружим воздух в группе. Возьмите веер и помашите им перед своим лицом, затем перед лицом друг друга. Что вы чувствуете?
Дети: холодный ветерок.
Воспитатель: значит, воздух может двигаться, а хороший друг воздуха – ветер. Ветер – это движение воздуха. Воздух можно ощутить, с ним можно играть. Давайте и мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру.
Динамическая пауза: игра «Парашютисты»
«Дружно все мы встали в круг,
Будем делать парашют
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки все мы поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой н7аш парашют,
Легким воздухом надут.»
Опыт № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Винни: Ребята, а как высчитаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть в нем что – нибудь? (показывает стакан по очереди всем детям, выслушивает ответы)Говорите в моем стакане ничего нет, а это мы сейчас проверим. Возьмите каждый свой стакан и переверните его вверх дном и медленно опускайте в воду. Стакан следует держать точно вертикально. Попадает вода в стакан?
Дети: нет
Винни: почему не попадает?
Дети: потому что в стакане воздух.
Воспитатель: а теперь давайте повторим опыт: опустим стакан в воду и немножко его наклоним. Что увидели?
Дети: пузырьки.
Воспитатель: это воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Значит воздух тоже может занимать место.
Опыт№ 4 «Воздух внутри нас».
Винни: однажды Заяц на дне рождения угостил меня вкусным соком и дал трубочку – соломинку. Я, конечно, не только пил воду, но и пускал пузырики, вот здорово было!
Воспитатель: Винни, сам того не понимая, ты доказал, что воздух находится внутри нас. А вы хотите увидеть воздух?
Дети: да!
Воспитатель: тогда берите стаканы с водой и опускайте в него соломенку.
Винни: давайте дуйте в соломенку, у вас такое получится! Буря в стакане воды!
Воспитатель: Винни, это выходит воздух, который есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, а он выходит.
Винни: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Воспитатель: Потому, что воздух легче воды. Вы немножечко устали, давайте сделаем небольшую зарядку: (идет переодеваться Илья К. – проф. З)
Физкультминутка.
«Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Воспитатель: Взбодрились? Теперь самое время отправиться в гости к профессору Знайкину. Он нас уже давно ждет!
Знайкин: здравствуйте, мои друзья. Я очень рад вас видеть в своей лаборатории. Вы уже сегодня многое узнали о свойствах воздуха. Помогли вам в этом опыты и эксперименты. Вы молодцы! И я хочу познакомить вас со своим другом Ветерком, который тоже много знает о воздухе.
(просмотр на интерактивной доске видеоролика о свойствах воздуха)
Воспитатель: ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие. Что запомнилось больше всего? Чему мы научились? Что мы нового узнали о свойствах воздуха?
Дети: (Воздух невидимый, прозрачный, может двигаться и его можно ощутить, воздух занимает место, он находится внутри нас).
Знайкин: какие умные ребята в этой группе! На память о нашей встрече я хочу вам всем подарить по воздушному шарику, наполненному воздухом!
(дарит шары, дети благодарят).
Воспитатель: в лаборатории профессора Знайкина мы узнали, что воздух может пахнуть. Посмотрите, профессор приготовил нам сюрприз. Давайте понюхаем, чем пахнет воздух из этой тарелочки (луком, теперь из этой (апельсином).
Молодцы, вы все знаете, тоже настоящие Знайки. Вот наше путешествие подошло к концу.