Екатерина Веселова
Конспект открытого комплексного логопедического занятия в подготовительной группе «Орудия труда. Инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизация имеющихся знаний и представлений об орудиях труда и трудовых действиях, совершаемых с их помощью.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепление и систематизация представлений об инструментах и орудиях труда и трудовых действиях, совершаемых с их помощью.
2. Уточнение и активизация словаря по теме «Орудия труда. Инструменты».
Публикация «Конспект открытого комплексного логопедического занятия в подготовительной группе „Орудия труда, Инструменты“» размещена в разделах
- Инструменты, орудия труда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
3. Совершенствование грамматического строя речи (Образование и употребление существительных в косвенных падежах; образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами).
4. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами для того чтобы).
5. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие общих речевых навыков.
2. Развитие зрительного восприятия и внимания.
3. Развитие координации речи с движением.
4. Развитие тонкой моторики, координации движений и ловкости.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, активности, инициативности, уважения к людям труда.
Оборудование : письмо от Фиксиков. Картинки с изображениями пилы, граблей, лейки, молотка, метлы, лопаты. Картинка для игры «Что без чего». Изображение пилы и ведра для штриховки. Простые карандаши. Цветные карточки для звукового анализа. Карточки и изображением разного количества точек. Мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед представляет детям конверт с письмом от фиксиков. В письме – список заданий, которые дети должны выполнить на занятии. В результате успешного выполнения всех заданий, дети поощряются заранее приготовленными сюрпризами.
2. Разгадывание загадок об орудиях труда и инструментах.
Я землю копала - ни чуть не устала. А кто мною копал, тот и устал (лопата).
Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб (пила).
Зубастые, а не кусаются (грабли).
У железной тучки есть и нос, и ручка.
Эта тучка по порядку полила водой все грядки. (Лейка)
Сам худ, а голова с пуд (молоток).
Скручена, связана,
На кол посажена,
По улице пляшет,
Подолом машет (метла).
Логопед выставляет картинки с изображением отгаданных инструментов на доску. Подводится итог о том, что это различные инструменты и орудия труда, которыми пользуются люди разных профессий.
3. Игра «Для чего нужен этот предмет».
Детям предлагается ответить на вопрос – Кому и для чего нужен этот предмет? Используются картинки из задания 2. Необходимо составить предложение со словами – Для того чтобы…
Например: Лопата нужна садоводу для того, чтобы копать землю. Пила нужна лесорубу для того, чтобы распиливать дерево. Грабли нужны дворнику, чтобы собирать листья. Лейка нужна овощеводу, чтобы поливать растения. Молоток нужен строителю, чтобы забивать гвозди. Метла нужна дворнику, чтобы подметать улицу.
Затем логопед убирает картинки.
4. Игра «Что без чего?».
Логопед предлагает детям рассмотреть картинку с инструментами. Просит запомнить - как они выглядят. Затем картинка закрывается и детям предлагается другая – на ней предметы изображены без каких-либо частей.
«Ребята, расскажите, как изменились эти предметы, что без чего».
Ответы: Лопата без черенка, ведро без ручки, щётка без ворса, грабли без зубьев, кастрюля без крышки, нож без лезвия, перчатка без пальцев, сито без дырочек.
5. Пальчиковая гимнастика.
Мне нужны такие вещи: (Сжимают и разжимают пальцы)
Молоток, тиски и клещи, (Загибают поочередно пальцы рук)
Ключ, напильник и ножовка, (Сжимают и разжимают пальцы)
А всего нужней – сноровка.
6. Штриховка изображения пилы и ведра.
Логопед раздаёт детям листы с изображениями пилы и ведра, а также простые карандаши. Просит выполнить штриховку рисунков так, как оказано стрелками.
7. Упражнение «Составь схему».
Логопед предлагает произнести слово ПИЛА, а затем просит составить звуковую схему с помощью цветных каточек. Задаё т вопросы: сколько звуков в слове? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? Есть ли в слове мягкие согласные?
8. Подвижное упражнение «За дровами мы идём»
За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колют дрова.)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)
9. Игра «Послушай звук и угадай предмет».
Перед детьми лежат карточки, где нарисованы точки в количестве от 1 до 4. 1 точка- 1 слог, 2 точки – 2 слога и т. д. Логопед включает аудиозаписи со звуками различных инструментов. Детям необходимо угадать названия предметов, а затем поделить слова-предметы на слоги.
Звуки: ножницы, пила, молоток, метла.
10. Игра с мячом «Назови ласково».
Логопед, бросая мяч каждому ребенку, называет предмет – орудие труда. Детям необходимо назвать этот предмет ласково, бросая мяч обратно логопеду. При этом менять нужно и слово, которое отвечает на вопрос «какой?»
Острый гвоздь – остренький гвоздик.
Тяжёлый топор – тяжёленький топорик.
Длинная игла – длинненькая иголочка.
Короткий шуруп – коротенький шурупчик.
Тяжелый молоток – тяжеленький молоточек.
Новая метла – новенькая метелочка.
11. Упражнение «Сложные слова».
Логопед предлагает вспомнить о том, что инструменты и различные орудия труда нужны для того, чтобы облегчить труд людей. Предлагает поговорить о приспособлениях, которые облегчают труд повара. «Я буду произносить 2 слова, из которых вы образуете названия этих приспособлений».
Мясо рубить – мясорубка.
Овощи резать – овощерезка.
Картофель чистить – картофелечистка.
Хлеб резать – хлеборезка.
12. Окончание занятия.
Логопед предлагает вспомнить – в какие игры на занятии играли дети. Что больше понравилось. За успешное выполнение всех заданий от фиксиков дети получают вознаграждение.