Анна Водяникова
Конспект открытого интегрированного занятия в старше-подготовительной группе «Волшебница Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное открытое занятие на тему «Волшебница - Зима» (старше – подготовительная группа)
Интегрированное открытое занятие по развитию речи с художественным творчеством.
Цели: выявить знания детей о характерных признаках зимы.
Программное содержание:
1. Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.
2. Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия в старше-подготовительной группе „Волшебница Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
3. Обогащать активный словарь детей.
4. Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.
5. Совершенствовать умение рисовать нетрадиционными техниками.
6. Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.
7. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.
Методические приемы:
Игровой показ, сравнение, вопросы, обобщение.
Оборудование: Репродукции картин с изображением зимней природы, аудиозапись пьесы «Декабрь. Святки» («Времена года» П. И. Чайковского, оборудование для рисования, музыкальная физминутка, пальчиковая гимнастика, клей, кисти, тарелочки, манка, листы бумаги, салфетки, подставки, снежок).
Ход занятия
Воспитатель и дети заходят в зал.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.
А теперь давайте встанем в круг и произнесём наше волшебное заклинание, которое перенесёт нас в сказочный мир занятий.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Ребята, а вы любите загадки? Отгадайте, ребятки про кого моя загадка?
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом?
Шьёт пуховые перины,
Разукрасив все витрины? В. Лунин.
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Посмотрим!
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, вы слышали, что случилось с зимушкой, поможем ей собрать снежинку!
Дети: Да.
Воспитатель: Но вы же понимаете, за каждую часть снежинки нам придется хорошенько потрудиться. А вот и первая часть, и в ней задание.
1 часть снежинки
Игра «Зимние слова».
Воспитатель: Чтобы помочь Зиме, давайте с вами вспомним «Зимние слова».
(Дети, встав в круг, передают снежный комочек друг другу, называют «зимние» слова: метель, вьюга, снеговик, снежинка, мороз и т. п.)
Воспитатель: Молодцы! Думаю, вы справились с первым заданием. Когда вы слышите слово «зима», что вы представляете? (Снег, мороз, лёд, вьюга и др.). (Приклеиваем первую часть снежинки на мольберт).
Воспитатель: Ну, что, ребята, хорошее начало. Первая часть снежинки вернулась на свое место, а вот и вторая часть снежинки. Давайте посмотрим, какое следующее задание нам нужно выполнить.
2 часть снежинки:
Игра «Назови, какая бывает зима»
Воспитатель: Ребята справились с заданием. Егор, помоги приклеить вторую часть снежинки. (Приклеиваем часть снежинки на мольберт). Вы правы: зима бывает разная - и веселая и грустная. А сейчас, мы с вами вспомним, какие же месяцы зимы вы знаете! (Декабрь, январь, февраль). Верно, сколько их всего? (три, первый месяц зимы какой? (декабрь, второй? (январь, третий? (февраль). Какие вы молодцы!
Воспитатель: Дети, вы знаете, что синоптики в этом году прогнозируют очень «холодный» декабрь, поэтому нужно теплее одеваться! А кто знает, кто такие синоптики! Может, спросим у наших гостей? (Да) Дети опрашивают присутствующих, озвучивают ответы. Давайте посмотрим, какое следующее задание нам нужно выполнить.
Воспитатель: Ребята, наши предки очень любили зиму, поэтому научились определять погоду по специальным приметам. Снежинка предлагает нам задание: определить погоду с помощью примет. Сыграем в игру!
Дети: Да.
3 часть снежинки: Игра «Зимние приметы»
Воспитатель: Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом…
Дети: Значит ясно будет днем.
Воспитатель: Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга…
Дети: Жди метели.
Воспитатель: Если рыба зимним днем,
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом,
И об лед стучит хвостом -
Значит без сомнения…
Дети: Ждите потепления.
Воспитатель: Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно…
Дети: Будет ясно и морозно.
Воспитатель: Какой прекрасный вернисаж у нас с вами получился, теперь мы всегда сможем определить погоду. (Ребенок помогает повесить 3-ю часть снежинки).
4 часть снежинки: «Зимние пословицы»
Воспитатель: Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, как вести себя зимой и что бывает зимой в природе. Эти подсказки называются пословицами. Какие пословицы о зиме знаете вы!
Дети: рассказывают пословицы о зиме.
• Зима не лето, в шубу одета. Настя П.
• Зимой солнце светит, да не греет. Полина С.
• Мороз не велик, да стоять не велит. Саша В.
• Солнце красно заходит - к ветру. Ева Н.
• Декабрь зиму начинает, а год заканчивает. Соня Ш.
• Готовь зимой телегу, а сани - летом.
• Береги нос в большой мороз.
• Холод с голодом не дружат.
• В такую погоду добрый хозяин и собаку за ворота не выгонит.
• Дым столбом - к морозу.
• Два друга - мороз да вьюга
Воспитатель: Молодцы ребята, и этим заданием вы справились.
(Ребенок помогает повесить 4 часть снежинки).
Воспитатель: Ребята, верно: декабрь год заканчивает. Скажите, пожалуйста, какой ваш самый любимый праздник в декабре!
Дети: Новый Год.
Воспитатель: А что мы делаем перед Новым годом? (украшаем елку). Вспомним, как мы это делаем, и заодно разомнем свое тело, пальчики и глазки!
Физминутка «Мы повесим шарики»
Воспитатель: Зима – это прекрасное время года, которое вдохновляет на творчество поэтов, художников, композиторов, они передают настроение зимы в музыке, стихах, в красках.
5 снежинка: Игра «Назови слова – родственные слову «снег».
Воспитатель: Я начну читать стихотворение И. Лопухиной «Снегопад», а вы, пожалуйста, добавляйте по смыслу слова – родственные слову «снег».
- Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…снег.
С неба все скользят пушинки-
Серебристые…снежинки.
На посёлки, на лужок
Всё снижается …снежок.
Вот веселье для ребят
Всё сильнее …снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …снежки.
Словно в белый пуховик
Нарядился…снеговик.
Рядом - снежная фигурка –
Это девочка…Снегурка.
На снегу-то, посмотри, -
С красной грудкой… снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…снег.
Воспитатель: Так какие родственные слова слову «снег» мы с вами подобрали?
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились. Ребенок помогает повесить 5-ю часть снежинки.
Воспитатель: Ребята, скажите, что мы ждём от зимы?
Дети: это конечно снег.
Воспитатель: А знаете ли вы, что такое снежинки и где они образуются?
Дети: Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристаллов.
Воспитатель: На что похожи снежинки?
Дети: Ответы детей. Можно их поймать и рассмотреть. Иногда они склеиваются и большими хлопьями падают на землю.
Воспитатель: Почему в сильный мороз снег скрипит под ногами?
Дети: Потому, что ломаются лучики снежинок.
Воспитатель: Ребята, настроение зимы можно передавать не только в словах, в музыке, а еще и в движениях танца. Есть такой вид искусства, который называется балет. Сейчас мы с вами просмотрим фрагмент из балета «Щелкунчик». Вспомните, кто написал к нему музыку? (П. И Чайковский, фрагмент называется «Снежная буря», здесь балерины изображают снег.
Просмотр фрагмента.
Воспитатель: Вам понравилось?
Дети: Да.
Воспитатель: Какой характер музыки передали балерины?
Дети: Нежный, волшебный и. т. д.
Воспитатель: Как они танцевали?
Дети: Грациозно, мягко, очень пластично и изящно.
Воспитатель: Молодцы ребята, и этим заданием вы справились.
(Ребенок помогает повесить 5 часть снежинки).
6 часть снежинки: «Зима на палитре художников»
Воспитатель: Что-то мы совсем забыли о снежинке. Вот последняя, 6-я часть. А задание такое: определить и рассказать, как художники передают особенности зимы в своих картинах. Посмотрите внимательно на экран, сейчас мы с вами рассмотрим несколько вариантов знаменитых картин.
(Дети рассматривают 2-3 варианта репродукции картин).
Воспитатель: Ребята, как бы назвали эту картину? А называется она… (дать название). Какое название вы дали бы этой картине? (дети отвечают).
Скажите, чем похожи все картины? (отвечают). Чем отличаются? (отвечают). Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства. Ребята, а вы помните, как называются картины, на которых изображена природа? Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Маша, помоги, пожалуйста, прикрепить последнюю часть снежинки.
Воспитатель: Какие же вы сегодня молодцы! Ребята, посмотрите, вокруг снежинки висят какие-то значки, что они могли бы означать? (то, что мы сегодня видели, и о чем говорили). Глаза – что мы сегодня видели? Ушки – что мы сегодня слышали? Язычок – о чем мы сегодня говорили? Руки – что мы сегодня своими руками делали? А что мы делали своими руками? (ничего). Ребята, вы хотели бы сами побыть художниками и нарисовать свою картину о зиме (да). Нам снежинка приготовила поистине творческое задание. Темный лист бумаги превратить в прекрасную картину зимы. Но прежде, чем начать рисовать, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Зима.
Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки». Если разминка выполняется стоя, то можно «ловить» снежинки с лёгкими подпрыгиваниями или потягиваниями)
Раз, поймали, два, поймали! Не устали? Не устали!
(дети «ловят» снежинки)
Раз, поймали, два, поймали! (И конечно, не устали!
А снежинок много-много! дети «ловят» снежинки) (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)
И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)
Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)
Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)
Воспитатель: Какие же вы сегодня молодцы! Ребята, посмотрите, вокруг снежинки висят какие-то значки, что они могли бы означать? (то, что мы сегодня видели, и о чем говорили). Глаза – что мы сегодня видели? Ушки – что мы сегодня слышали? Язычок – о чем мы сегодня говорили? Руки – что мы сегодня своими руками делали? А что мы делали своими руками (ничего). Ребята, вы хотели бы сами побыть художниками и нарисовать свою картину о зиме (да). Нам снежинка приготовила поистине творческое задание. Лист бумаги превратить в прекрасную картину зимы.
«Рисование детьми картин зимы»
Воспитатель: Я хочу вам предложить такой вариант: нарисовать ее с помощью манки, посмотрите, как я это буду делать и что мне понадобится. Мне нужен клей, кисточка, манка и салфетки. Я беру кисточку, макаю ее в клей и начинаю рисовать все, что бывает зимой. А что может быть зимой? (Дети отвечают). А затем аккуратно кладу кисточку на подставку, вытираю руки салфеткой, чтобы они не были липкими от клея, и посыпаю свою картину манкой, лишнее струшиваю в тарелочку. Посмотрите, какая волшебная и пушистая зима у меня получилась. Давайте еще раз вспомним, как будем работать (дети напоминают способ действия). Пора приступать к работе. А чтобы вам лучше рисовалось, а включу музыку, которая поможет лучше отобразить зиму в ваших рисунках. (А. Вивальди «Зима») (Дети рисуют).
Любование работами детей.