Анастасия Павловна Алексеева
Конспект открытого интегрированного занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе «Право на имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество (аппликация).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Цель: систематизация существующих знаний детей о своем имени, его происхождении.
Задачи
Познание: формировать представление о праве человека на имя, отчество, фамилию. Дать знания о происхождении имен и фамилий. Воспитывать интерес к прошлому.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе „Право на имя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Коммуникация: расширять представления о способах общения со взрослыми и детьми, обращение к человеку по имени, имени и отчеству или по фамилии, имени, отчеству. Развивать умение анализировать, сопоставлять, высказывать самостоятельные суждения, выражать свое отношение к окружающему, находить для этого различные речевые средства.
Социализация: формировать интерес к социальным событиям. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать чувство самоуважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.
Художественное творчество (рисование): закрепить умение приклеивать детали на основу, способствовать развитию творческих способностей.
Планируемые результаты развития интегративных качеств
Любознательный, активный: проявляет интерес к своему имени, истории его происхождения.
Имеет первичные представления: о своем праве на имя.
Овладевший необходимыми навыками и умениями: эмоционально-заинтересованно следует за развитием действий во время непосредственно-образовательной деятельности. Называет свое имя и фамилию.
Материал для занятия:
Демонстрационный: дидактические пособия «Права ребенка», свидетельство о рождении, паспорт, запись песни «Песенка Чебурашки», презентация «Право на имя».
Раздаточный: альбомный лист с графическими изображениями, изображения: флаг России, герб города Татарска, символ детского сада №5, простой карандаш, клей, салфетки, дощечки, ножницы.
Предварительная работа: рассказ о своей семье с просмотром фотографий. Проект долгосрочный «Большие права — маленьким детям».
Ход занятия
Дети входят в зал по музыку «Песенка Чебурашки» встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, вам наверно интересно, на какую тему мы сегодня будем с вами разговаривать? О теме нашего занятия вам предстоит догадаться самим. Сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы внимательно его послушаете, ведь оно и будет ответом на интересующий вас воспрос.
Лишь появится ребёнок и едва начнёт дышать,
У него уже с пелёнок появляются. (права)
О чём мы сегодня будем говорить? (сегодня мы будем говорить о правах ребёнка). Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о правах ребёнка.
(включается запись плача ребёнка)
Ребята, кто же это плачет? Может, кто кого обидел? Сейчас я посмотрю. (воспитатель заносит игрушку Чебурашки). Вы узнали кто это? (Чебурашка).
Лапы есть и уши есть, и шерстинок всех не счесть.
Только вот что за напасть не могу себя назвать.
Имени не знаю, поэтому страдаю!
Ребята, когда вы вошли, играла песенка Чебурашки. О чем в ней говорится (о том, что он был, когда-то странной игрушкой безымянной). Правильно ребята, т. е. у Чебурашки когда то не было имени.
Воспитатель: А плачет Чебурашка оттого, что думает о том, что и вы не знаете своих имен. Так ли это? (нет). Для того чтобы Чебурашка не расстраивался, мы пригласим его к себе на занятие и расскажем ему о том, что такое «Право на имя». Но прежде давайте вспомним, как нужно вести себя на занятии.
Запоминает наша голова, Важные поступки и умные слова (дети гладят себя по голове).
Слушаем внимательно, смотрим обязательно (подносят руки к глазам)
Взрослых не перебиваем (грозят указательным пальцем)
Знаний много получаем (сжимают и разжимают пальцы на обеих руках) .
Воспитатель: Посмотрите на экран (Слайд 2, что вы видите? (маленьких детей). Новорождённых детей очень трудно отличить друг от друга. Имён у них ещё нет, есть только манжетки с цифрами. Когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки с цифрами - на них было написано, когда вы родились. (Слайд 3).Наверняка ваши мамы до сих пор хранят их дома.
Вы знаете, когда вы родились? (ответы детей)
Воспитатель: А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке? (нет). Именно поэтому вам и дали имя. По имени можно многое узнать о человеке. Если к одному человеку обратиться «Андрюшенька», а к другому «Андрей Васильевич». Что можно сказать об этих людях? (Андрей – мальчик, Андрей Васильевич – мужчина, взрослый человек).
Что еще можно узнать по имени (предположения детей). По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина. Ребята, а к кому вы можете обратиться просто по имени? (к друзьям, сестрам, братьям). А к кому вы обращаетесь по имени, отчеству? (к взрослым людям).
Итак, давайте познакомим Чебурашку с первым правом, которое получает ребенок сразу после рождения (дети все вместе – «Право на имя»). Правильно, каждый ребёнок со дня рождения имеет право на собственное имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Имя влияет на характер, склонности и увлечения человека. А давайте вместе с вами построим домик с именами.
Эй, ребята! Встаньте в круг! (Дети встают в круг)
Вот как много стало рук (Руки вперед, тыльной стороной кверху)
Чьи же руки подскажите (Дети называют свои имена)
И ладошки покажите. (переворачивают ладошки кверху)
А теперь за руки взялись, И по кругу пробежались. (Берутся за руки и бегут по кругу)
Сделали поуже круг, Крышу сделали из рук. (Все дети соединяют руки над головой)
Получился дом имен (Взявшись за руки, делают круг шире)
В этом доме мы живем (руки вверху).
Обратите внимание на экран (Слайд 4)
Имя дарит нам отраду
Дарит счастье и удачу
Потому узнать бы надо.
Что же наше имя значит? (Прочитать значение некоторых имен).
Воспитатель: ребята давайте посмотрим на следующий слайд. Ваша задача посмотреть на изображение ребенка и подумать, как его можно назвать (на слайдах изображены Незнайка без шляпы и галстука и Красная Шапочка без головного убора и корзины с пирожками). (Слайд 5-6)
Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, что может расти? (дерево, цветок и т. д.). Молодцы! Давайте покажем, как это происходит?
Игра «Как растет имя?» (дети садятся на карточки и под музыку медленно поднимаются на носочки, «растут»). А теперь посмотрите на слайд, на котором изображено как росло мое имя. (Слайд 7)
Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:
- Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Настенька. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Настя. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Мой сын зовет меня «мама». Друзья зовут Настя. А в детском саду я для всех Анастасия Павловна.
- Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами. А сейчас хочу узнать, как вас ласково называют ваши мамы.
Игра «Назови ласково»
Воспитатель кидает детям мяч, а они называют ласково свое имя.
Воспитатель: Через несколько дней после того, как ребенок появился на свет, родители получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена, отчества и фамилии родителей, название страны в которой родился и гражданином которой является. Этим документом является «Свидетельство о рождении» (Слайд 8).
Воспитатель: в свидетельстве о рождении закреплено право на имя. Что еще есть у человека, кроме имени? (фамилия и отчество). Откуда берется отчество у человека? (ответы детей). Отчество присваивается ребенку по имени отца. Сейчас мы проверим, все ли знаю свои имена, фамилию и отчество.
Сейчас мы поиграем в игру «Назови-ка…». Вам следует достать из коробочки ленточку. Если вы достаете синюю ленту, то называете имя, зеленую – фамилию, желтую – отчество. (Дети достают ленточки и называют фамилию, имя или отчество).
Воспитатель: нет такого человека, у которого не было бы фамилии. Как вы думаете, откуда взялись фамилии? Давным-давно, когда на Земле людей было не очень много и жили они небольшими семьями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Со временем людей стало больше. Труднее стало различать и понимать о ком идет речь. Придумали фамилии. Но где взять так много фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца, по месту жительства, по профессии, которой занимался человек. Иван Иванов, Мария Нагорная, Дарья Рукодельная, Иван Кузнецов. Потом фамилия переходила от отца к сыну. Уже сын мог жить в другом месте и заниматься другим делом, но фамилия у него оставалась.
Воспитатель: скажите мне, пожалуйста, с каким правом ребенка мы сегодня познакомились. Вспомните, как называется документ, подтверждающий ваше право на имя, отчество и фамилию? (свидетельство о рождении) Когда вам исполнится 14 лет, вы получите еще один документ – паспорт (Слайд 9).
Я предлагаю вам сегодня сделать паспорт дошкольника. Садитесь за столы. (Дети подходят к столам). Паспорт похож на книгу. На первой странице изображен – символ нашей страны, какой (герб страны) и надпись паспорт. Внутри вписаны Ф. И. О. и адрес, где проживаем.
Наш паспорт будет отличаться от настоящего. Он будет состоять из одной страницы, как свидетельство о рождении. Чтобы все сделать правильно, вы можете обратиться к алгоритму, который будет на экране. (Слайд 10) И мой словесный рассказ вам поможет. У вас лежит заготовка вашего детского паспорта и фотографии. В первом прямоугольники вы наклеиваете свою фотографию, под ней пишите свое имя и возраст. Внизу флаг России, следующий прямоугольник – герб города, в котором вы живете. Затем символ нашего детского сада.
(Дети работают за столами)
Воспитатель: Кто хочет рассказать по своему новому документу о себе.
(Я живу в России в городе Татарске. Я хожу в детский сад №5. Меня зовут …, мне 6лет).
Подведение итогов: О каком праве шла речь на занятии? В каком документе оно закреплено? Что было бы, если бы у человека не было бы права на имя? Почему же так важно иметь это право?