Оксана Халеева
Конспект открытого интегрированного занятия «Я и моё тело» (скелет и мышцы) (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия
по теме: «Я и моё тело» (скелет и мышцы) (подготовительная группа).
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия „Я и моё тело“ (скелет и мышцы) (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Скелет. Все о скелете для детей
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Цель: Познакомить детей с особенностями строения и функций организма человека. Дать элементарные научные представления о скелете и мышцах, с помощью которых движется тело человека. Воспитывать интерес к оздоровлению своего организма, обучать методам и способам сохранения и укрепления здоровья. Учить ощущать и чувствовать процесс движения любой частью тела.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у детей представления о правильной осанке.
2. Познакомить детей с правилами укрепления мышц.
Развивающие:
1. Развивать мыслительную активность детей с помощью проблемных вопросов.
2. Учить рассуждать, включаясь в диалог с педагогом и друг другом, выражать сомнения по поводу правильности рассуждений.
3. Укреплять мышцы спины и развивать гибкость позвоночника.
4. Вызвать интерес к исследовательской деятельности.
5. Развивать здоровьесберегающее мировоззрение.
Воспитательные:
1. Поддерживать доброжелательные отношения между детьми.
2. Через познание самих себя, частей своего тела воспитывать у ребенка уважение и бережное отношение к себе.
Ход занятия
Дети под музыку («Из чего же, из чего же» музыка Ю. Чичкова, слова Я. Халецкого) входят в зал (сначала мальчики, затем девочки).
Ведущая: Ты можешь бегать, прыгать вволю,
Смотреть на звезды и цветы,
И хорошо учиться в школе-
Все это можешь делать ты.
Захочешь- станешь и героем,
И не пустые то слова.
Ты так чудесно весь устроен:
Есть руки, ноги, голова.
Глаза - их почему то двое.
А не четыре и не три.
Давай посмотрим – ка с тобою,
Что спрятано у нас внутри.
А вы знаете, из чего же мы с вами по настоящему сделаны? Хотите узнать? Но сначала посмотрите, друг на друга внимательно и скажите, чем вы не похожи? А чем похожи? (можете потрогать друг друга).
В определенном месте группы педагог с выражением задумчивости на лице пытается безуспешно конструировать что-то из переплетенных толстых веревок.
Своими действиями она вызывает у детей потребность задать вопрос: «А что вы из веревки делаете?». Воспитатель объясняет, что пытается сделать веревочного человечка, но у него ничего не получается.
Дети оказывают вербальную и практическую помощь педагогу, но придать устойчивость веревочному человечку им не удается.
«Что же сделать такое, чтобы этот человек стоял?»- спрашивает воспитатель. Все предложения пробует реализовать. Поощрив детей за идеи, педагог сообщает, что оп, кажется, придумал, как сделать веревочного человечка устойчивым: может быть, в него нужно продеть что-нибудь твердое?
В процессе самостоятельных поисков дети находят алюминиевую проволоку, разломанную на куски разной длины. Вместе с педагогом проталкивают проволоку в заранее проделанные отверстия. Воспитатель обязательно дает детям проявить свой восторг по поводу сконструированного и установленного ими веревочного человечка.
Рядом с ним устанавливается (открывается) скелет человека. «Вы знаете теперь, что мы с вами сделали?». Вывод: правильно, мы сконструировали скелет человека. А что такое скелет? (Ответы детей). Скелет – это опора, благодаря которой наше с вами тело не похоже вот на такую веревку (показывает обыкновенную веревку). Скелет - очень изящный, легкий и подвижный, состоит из множества больших, маленьких и совсем крохотных костей.
Наш скелет- это «доспехи, внутри которых спрятаны внутренние органы нашего организма, они очень ранимы, поэтому нуждаются в защите. Скелет защищает их от ударов и других внешних воздействий из внешнего (окружающего) мира.
- Что было бы, если бы … ваш скелет от вас убежал? (ответы детей). Верно, ваше тело бы сморщилось и стало напоминать пустой мешок. Покажите это состояние тела (дети показывают).
Стихотворение «Скелет» стр. 55 Шукшина
В каждом скелете человека около 206 костей, в одной только нашей руке находится 26 косточек. Почти все кости скелета очень подвижно соединяются между собой, и это позволяет человеку выполнять различные движения. (Педагог предлагает детям обхватить ладошкой левой руки кулачок правой руки и подвигать им). Примерно, таким образом, одна кость входит в другую и двигается в ней (так устроены суставы).
- Ребята, как вы думаете, прочный ли наш скелет? Давайте проверим на прочность куриную косточку. (Косточка кладется между двумя столами, на нее вешается металлический изогнутый крючок, на который помещается сетка с грузом. Дети, нагружая сетку тяжестью, тем самым наглядно видят прочность даже такой маленькой куриной косточки).
Наши кости очень прочные (в 30 раз тверже кирпича). Они выдерживают большие нагрузки и тяжести, но при резком ударе, неудачном прыжке, падении они могут сломаться (показывает рентгеновские снимки). Находят на скелете. Следует соблюдать осторожность в играх, на физкультурных занятиях и задумываться о неприятных последствиях своих поступков, как для своего здоровья, так и для окружающих людей. Очень опасна для человека травм позвоночника. Позвоночник- это стержень, который поддерживает туловище и голову. Но в то же время наш позвоночник очень гибкий. Инна Генриховна поможет нам разобраться насколько он подвижен.
Оборудование: гибкая проволока (бигуди, резиновые ленты, коврики.
1. Как проверить гибкость позвоночника?
Инструктор:
- Позвоночник – это гибкая цепь, которая позволяет туловищу сгибаться и поворачиваться.
Давайте сейчас мы с вами и убедимся, насколько гибок и подвижен наш позвоночник.
Дети строятся в колонны для выполнения упражнений. 1
1. И. П. - стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела. 1- вдох,2 – выдох – одновременно правую (левую) ногу отводим назад, а руки поднимаем над головой и прогибаемся, 3 – вдох, 4 – И. П. – 6 раз
2. И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – вдох, 2 – выдох – наклон направо, 3 – вдох, 4 – выдох – и. п. То же в левую сторону - по 6 раз
3. Наш позвоночник настолько подвижен, что мы можем даже свернуться в клубок. Детям необходимо сгруппироваться : сидя, обхватив руками колени, голову прижав к ним. После выполнения каждого из упражнений детей просят показать с помощью проволоки, какую форму приобрел наш позвоночник, выполняя упражнения.
Дети вместе с педагогом рассматривают таблицы с изображением правильной и неправильной осанки. Можно параллельно поставить для рассматривания два цветных рисунка: сказочной Золушки (принца) с прекрасной осанкой и Серого Волка – согнутого, спина колесом, плечи выдвинуты вперёд.
- В какого героя вы хотели бы превратиться? – Почему? Почему Серый Волк стал таким? Правильно, он постоянно сутулился и втягивал голову в плечи, затаивался, сидя согнувшись. Покажите такого волка (пластическое перевоплощение детьми).
- Вам было удобно? А если вы привыкните ходить, сидеть, стоять в таком положении, что произойдёт? Конечно, у вас появится плохая осанка: искривится позвоночник вот так (педагог показывает схематические рисунки, изображающие человека с нарушениями осанки: сколиозом, кифозом, лордозом).
- Хорошая осанка, в положении стоя – плечи отведены назад, грудная клетка расправлена, а туловище выпрямлено. Хорошая осанка, сидя – спина прямая, а голова высоко приподнята.
Педагог, рассматривая с детьми иллюстрации, плакаты, фото с изображением штангистов, гимнастов, артистов балета, ведёт разговор с ними о красоте человеческого тела и, обращая внимание детей на мышцы, выясняет, что это такое – мышцы.
- Это наши с вами «главные силачи», и называют их мышцами, - говорит воспитатель. Мышцы – как упругая резина, они могут сжиматься и разжиматься. Только благодаря мышцам человек может петь, смеяться, моргать, дышать, крутить головой, жмуриться, прыгать, размахивать руками.
- Мышцы туго переплетаются вокруг нашего скелета. Посмотрите дети, что это такое? (педагог на тарелке вносит кусочек сырого мяса) Вот это красное мясо, что мы покупаем в магазине и есть мышцы животного.
- Что же вам напоминают мышцы? На что они похожи? – спрашивает воспитатель. Ответы детей (переплетенные ленточки, веревочки, переплетенные корни растений, узенькие решетки и т. д.) Дети рассматривают, обмениваются впечатлениями.
При подборе детьми образных выражений для характеристики клеток педагог может показать цветные модели клеток мышц (из пластилина).
- В мышцах есть клеточки, из которых они состоят. Посмотрите, вот так примерно они выглядят.
- наши силачи-мышцы, продолжает свой разговор педагог с детьми, могут удлиняться и укорачиваться, вот как эта эластичная резиновая лента (педагог показывает её детям)
2. Наши мышцы
Оборудование: резиновые лента, коврики.
Наши мышцы крепкие.
Мальчики:
1. В руках резиновая лента. И. П. - ноги на ширине плеч, руки с ленточкой внизу. 1 – вдох - руки вверх, 2 – руки в стороны (пытаемся разорвать резиновую ленту). Девочки подходят и проверяют у мальчиков мышцы на руках (бицепсы). Пощупайте, что вы чувствуете? Верно, мышцы руки стали твёрдыми, короткими. А теперь опустите руки вниз. Что вы чувствуете? Правильно, рука расслабилась, мышцы стали какими? (мягкими)
2. Укрепляем мышцы живота. Мальчики на ковриках. Подъём туловища на выдох. Девочки проверяют пресс у мальчиков.
Девочки
Мышцы эластичны, могут растягиваться.
1. Вытягиваем наш позвоночник. И. П. – ноги врозь, руки вдоль туловища. 1 – вдох, 2 – выдох, плечи тянем вниз, а макушку вверх (представляем как будто нас подвесили).
2. И. П. – стоя, ноги вместе. 1 – вдох, 2 – наклон вперёд (тянемся к мыскам, следим, чтобы колени не сгибались).
3. Шпагат. Ноги как можно шире. Упор на локти.
Наши мышцы туловища, а особенно мышцы спины были напряжены. Я сейчас предлагаю вам отдохнуть, провести расслабляющий массаж.
Дети строятся друг за другом «паровозиком». Руки кладут друг другу на плечи.
Делают движения руками в соответствии с текстом.
Щиплет мороз
Падают снежинки
Подул сильный ветер и началась вьюга
Нам холодно – мы топаем ногами и хлопаем руками
Улыбнитесь, дети! А знаете ли вы, что, улыбнувшись, заставили работать тринадцать лицевых мышц? А если кто-то вдруг станет очень сердитым, то целых тридцать мышц вы должны заставить работать. Что же лучше для нас: улыбаться или сердиться? Конечно, улыбаться. Помните, как поётся в песне? «От улыбки станет всем светлей, от улыбки в небе радуга зажжется…»
- Мне, - говорит педагог, - всегда приятно рассказывать вам о маленьких тайнах нашего организма. Я думаю, что наши мальчики поняли, почему у них больше силы, чем у девочек. А защищать слабого – это достоинство сильного человека. На этом наше занятие закончено.