Ирина Мезенцева
Конспект открытого интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы «В гости к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы
Цель:
1. Закрепить и обобщить знания об изменениях в природе зимой.
2. Совершенствовать навыки связной речи;
3. Учить детей описывать природу в зимний сезон; активизировать слова снег, снежный, Снегурочка, снеговик, снежинка, зимушка-зима,;
4. Учиться строить высказывания с причинно-следственной связью (потому что).
5. Познакомить с некоторыми свойствами снега и льда;
6. Формировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода, и что в природе они наблюдаются в разных видах;
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы „В гости к зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
7. Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
8. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям, воспитывать любовь к родной природе
Предварительная работа:
1. Экскурсия в зимний парк с целью наблюдения за разнообразием и красотой зимнего пейзажа.
2. Беседы с детьми о зиме, зимних явлениях, зимних праздниках, о жизни растений, животных и людей зимой.
3. Рассматривание дидактических картин на темы «Покормим птиц зимой», «В зимнем парке», «Зимние развлечения»
4. Рассматривание пейзажных картин о зиме в творчестве разных художников:
5. И. И. Шишкин «На севере диком», И. И. Шишкин «Зима», С. Ф. Шишко «Парк зимой» и др.
6. ИЗО-деятельность: рисование «Зима в парке», «В лесу родилась елочка», аппликация «Снежинки».
7. Чтение из книги «Четыре времени года» (сост. С. А. Веретенникова, А. А. Лыков) : В. Архангельский «Летят снежные пушинки»», Н. Павлова «Деревья зимой», М. Пришвин «Ночевка зайца»,
Л. Толстой «Зайцы», В. Бианки «Синичкин календарь».
• Организационный момент
Доброе утро, солнце золотое!
Доброе утро, небо голубое!
Доброе утро, взрослые и дети!
Доброе утро, все на свете.
- Ребята, сегодня утром я пришла в группу и увидела сундучок.
Давайте посмотрим, что в нем?
• Загадка
«С неба падают зимою и кружатся над землёю
Лёгкие пушинки, белые … (снежинки).
Снежинки эти необычные. На них буквы (снежинки с буквой «З»; «М»; «И», «А»). - Какое слово можно сложить из этих букв? Дети составляют из снежинок слово «Зима»
-Что такое зима? Дети: - Самое холодное время года -Назовите зимние месяцы -Как время года было до зимы? - Какое будет после?
-А вы знаете, что завтра - последний день зимы? Зима хочет с вами попрощаться и приглашает к себе в гости. Давайте мы с вами отправимся в путь!
-Как вы думаете, на чем удобно путешествовать зимой? (Дети перечисляют)
-Садимся в наши сказочные сани и — поехали!
• Подвижная игра «Саночки»
«Сами саночки бегут, стелится поземка,
а бубенчики зветят на морозе звонко. «Динь-динь-динь-дилинь»
синими лесами
едут-едут, динь-дилинь,
сани с бубенцами!»
Воспитатель: -Вот мы и приехали! Что вы видите вокруг себя?
(Сугробы, падает снег, деревья в снегу, сильная метель.)
-Если зимой много снега, то зима какая? - Снежная
-Если зимой сильный мороз, то зима какая?- Морозная, холодная, суровая, лютая.
-Если часто гуляет вьюга, то зима какая? – Вьюжная
-Если на улице очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая?-Студеная
-Каким словом назовем день зимой? (Зимний.)
- А как ласково называют люди зиму (Зимушка-матушка, зимушка-красавица, зимушка-кудесница.)
-Давайте присядем и послушаем зиму.
Звучит аудиозапись "Звуки зимнего леса".
Тишина. Все кругом спит. Слышно, как хрустит под ногами снег, как падает с мохнатых еловых ветвей тяжелая снежная шапка.
-Как красиво!
Зима всегда своей царственной, величавой красотой привлекала художников, композиторов, поэтов. Сейчас вы сами можете стать поэтами и попробовать сочинить стихотворение. Я начну, а вы продолжите.
• Игровое упражнение «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю… снег
С неба всё скользят пушинки
Серебристые … снежинки.
Кружатся над головою
Каруселью…снеговою.
На проселки, на лужок
Все снижается …снежок.
Землю белой, чистой, нежной,
Застелил метелью…снежной.
Вот веселье для ребят –
Все сильнее… снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в снежки.
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили … снежком,
Рядом снежная фигурка
Это девочка - … Снегурка.
На снегу то, посмотри –
С красной грудкой … снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … снег.
-Как вы считаете, какие похожие слова встречались в стихотворении?
Дети. Снег, снежинки, снеговой, снежок, снежный, снегопад, снежки, Снегурка, снегири.
- От какого слова были образованы эти слова?
Дети. От слова снег.
• Давайте поиграем в “снежные” слова
(Дети стоят в круг. Воспитатель бросает "снежок"-мяч ребёнку) :
- ком из снега - …снежок; - мальчик из снега –… снеговик; - девочка из снега – …снегурочка; - тётя из снега – …снежная баба; - птица –…снегирь; - цветок –… подснежник.
-Как вы думаете, что такое снег? (много снежинок). Снежинка-это маленькое чудо, поиграем с ней.
• Игра «Снежинка» (дети передают снежинку по кругу)
- Какие снежинки бывают? (пушистые, холодные, тонкие, серебристые, нежные, загадочные, сверкающие, ажурные, искристые, хрустящие, колючие.)
- Что делают эти снежинки? (летают, падают, кружатся, ложатся, тают, блестят, сверкают, искрятся.)
Показ слайдов «Этот таинственный снег»
Динамическая пауза “Снежинка”
Звуки природы. Вьюга
-Что вам напоминает эта мелодия? – Что такое вьюга? –Действительно, очень похоже на вьюгу.
-Как можно увидеть вьюгу прямо здесь, в группе? (Предположения детей)
- Давайте устроим вьюгу!
Упражнение «Вьюга» (Формирование направленной воздушной струи).
В. предлагает детям взять пластиковые бутылочки, наполненные тёртым пенопластом встать около стульчиков. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.)
-Тише…. вьюга успокоилась
Молодцы, вы справились.
Аудиозапись.
На фоне отрывка из пьесы Антонио Вивальди «Зима» слышен голос Зимы:
«На картину к вам пришла и заданья принесла
Чтобы стало веселей, даю картинки для друзей.
Догадайся, посмотри: что находится внутри?»
(мнемодорожки)
-Ребята, Зима хочет услышать рассказы о себе.
Используя мнемодорожки, дети составляют предложения, «расшифровывая» информацию. Далее находят соответствующий "расшифрованному" тексту фрагмент (пазл) картины, составляя общее изображение и рассказ о зиме.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много интересного вы рассказали о зиме. И, благодаря схеме, рассказ получился правильный и хороший. Мы сейчас объединим все ваши высказывания и желающие смогут рассказать Зиме свои рассказы самостоятельно.
Физкультминутка
Солнце землю греет слабо, …. руки вверх и вниз
По ночам трещит мороз …руки на пояс, наклоны в стороны
Во дворе у Снежной Бабы … руки на пояс, поворот вокруг себя
Побелел морковный нос. … дети показывают нос
В речке стала вдруг вода … прыжки на месте
Неподвижна и тверда. …. прыжки на месте Вьюга злится, снег кружится, … дети кружатся Заметает все кругом ….имитируют движения руками Белоснежным серебром. … то же
Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли на снежной полянке. А теперь послушаем рассказы детей о зиме. (Проводится рассказывание о зиме по картине, один ребенок рассказывает, дети могут дополнять)
Воспитатель: Спасибо, ребята, рассказы ваши получились очень красивые, я думаю, что Зиме они понравились, правда?
• Слышится музыка. Голос Зимы:
«Вот не зря я к вам пришла,
И картинки принесла.
Все красиво говорите!
Еще задания получите!
Воспитатель читает рассказ:
Жили - были две сестрички- капельки. Однажды нагрянул сильный мороз. Одна капелька съёжилась и превратилась в льдинку. Вторая капелька расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. Стала собой любоваться. Снежинка не захотела признавать в льдинке родную сестричку. Она говорила: «Я вся из серебра и солнца - красавица, а ты из мутной воды – замарашка».
-Ребята, хотите помочь Льдинке и Снежинке доказать, что они родные сестры?
-Как это можно сделать? - Растопить снег и лед.
-Как в условиях группы это можно сделать? (Предположения детей)
Выбирается три варианта:
1- снег и лед в стаканах остаются на столе;
2- снег и лед в стаканах ставят на батарею;
3- снег и лед в стаканах помещают в емкость с горячей водой.
- Где быстрее растают снег и лед? (Предположения детей)
-Пока продолжается эксперимент, я приглашаю всех пройти в нашу лабораторию
Практическая работа.
Опыт 1. Какой цвет у снега? Найдите квадрат, по цвету соответствующий снегу. Покажите. Верно. Белее снега нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: Как? (белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии и тп).
Проблемный вопрос: "Белый снег - это всегда чистый снег?"
Высказывания детей.
-А какого цвета лед? Найдите квадрат, по цвету соответствующий льду. Какой сделаем вывод?
-Лед не имеет цвета, т. е. бесцветный.
Опыт 3 -Возьмите блюдце. Положите на него тонкий слой снега, а рядом пластинку льда. Давайте сравним, где видно дно блюдца, а где нет. Как можно назвать это свойство льда и снега?
Дети. Снег - непрозрачный, лед - прозрачный.
-А теперь возьмите палочку и попробуйте разрыхлить снег. Получается? А сейчас лёд. Что заметили? Какой вывод можно сделать?
Дети. Снег - рыхлый, лёд - твердый.
Опыт 4. (Воспитатель роняет лёд, лёд раскалывается) Что произошло? Как бы вы назвали это свойство льда? Дети. Лёд -– хрупкий.
-Можно ли точно так же поступить со снегом? Почему? Дети. Нет. Снег – рыхлый, мягкий. Он не расколется.
Далее завершается работа по первому опыту.
- Посмотрим теперь на снег и лед, которые мы в начале работы положили в стаканы. Что произошло со снегом и льдом? (Они растаяли). Почему? Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду.
Так что такое снег и лёд?
Дети. Снег и лёд образуются из воды под действием мороза.
-Можно ли в нашей лаборатории получить снег изо льда? А лед из снега?
Ответы детей :
-Лед можно получить, если растаявший снег заморозить. Снег мы получить не сможем, потому что снежинки образуются из водяного пара на морозе.
-Доказали ли мы, что Снежинка и Льдинка родные сёстры?
Дети. Да, доказали.
Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о льде и снеге.
Обобщение по таблице. (В картинках)
Молодцы, ребята.
Как вы думаете, чем же закончилась сказка о льдинке и снежинке?
Дети предлагают разные варианты.
Прилетел ветер. Увидел, что льдинка горько плачет, пожалел её. Дунул теплым ветром. Растаяла снежинка, превратилась в маленькую капельку. И льдинка, растаяв, стала капелькой. Посмотрела снежинка на бывшую льдинку и узнала свою сестричку. Обе капельки влились в ручеёк и о чем- то весело и долго- долго говорили.
Итог занятия.