Марина Соловьева
Конспект ООД в старшей группе по рисованию «Посуда с хохломской росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область– художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, речевая, двигательная, продуктивная, музыкальная.
Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.
Задачи:
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект ООД в старшей группе по рисованию „Посуда с хохломской росписью“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- вызвать у детей желание расписывать посуду по мотивам хохлом-ской росписи.
- на основе знаний о хохломском промысле закреплять умение созда-вать самостоятельную композицию, передавая растительный характер ор-намента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы.
- уметь согласовывать композицию узора с формой изделия и его ча-стей, заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды листья, травка).
- совершенствовать умение рисовать концом кисти.
Развивающие задачи:
- упражнять детей в умении выполнять узор в определенной последо-вательности (кайма, изогнутая веточка, листья, ягоды, завитки, «травка», сочетая цвета, характерные для хохломской росписи (золотой, красный, черный и немного зеленого);
- развивать точность движения руки, плавность, ритмичность;
- уметь творчески применять ранее усвоенные элементы хохломской росписи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству;
- способствовать воспитанию патриотических чувств.
Планируемые результаты: дети знают основные отличительные особенности хохломской росписи, этапы изготовления хохломской посуды; дети имеют представление об элементах хохломской росписи, последовательности составления растительного орнамента; дети умеют самостоятельно создавать композицию на заготовке определенной формы, передавая колорит и элементы хохломской росписи.
Оборудование: оборудование для показа презентации; запись мело-дии русской народной мелодии, песни Ю. Тарана «Звезда России (Хохло-ма).
Демонстрационный материал: выставка предметов с хохломской росписью; образцы элементов хохломской росписи; презентация «Сказ о Хохломе».
Раздаточный материал:
1. Гуашь желтого, зеленого, красного и черного цветов.
2. Кисти № 6, 3, тычки разных размеров; баночки с водой.
3. Трафареты посуды из бумаги желтого цвета; бумага для упражне-ний.
Предварительная работа:
1. Знакомство с русским народными художественными промыслами.
2. Рассматривание иллюстраций и образцов изделий хохломской рос-писи.
3. Продуктивная деятельность: рисование элементов хохломской рос-писи.
Ход занятия:
Дети входят в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки. Молодцы! Теперь при-саживайтесь поудобнее, давайте побеседуем.
Какое сейчас время года? (Зима). Правильно, а как называется первый месяц зимы? (Декабрь) Молодцы, а какие приметы зимы вы знаете?).
Гуляет русская зима,
Останови её попробуй,
Махнет рукой – бела земля.
Махнет другой - растут сугробы.
Белит деревья и дома.
Морозит, устали не зная!
Гуляет русская зима,
Морозная не злая! (Зима. В. Пашов.)
На улице снег, ветер, мороз, дремлют под снегом деревья, кусты, все звери забились в норы. А у нас тепло, уютно. В такие дни раньше соби-рался народ на посиделки, зиму-зимушку позабавить, да о ремеслах пого-ворить. Закончились работы в полях и огородах, убрали урожай. Чем за-няться долгими зимними вечерами? Такими вечерами готовились люди к весенней ярмарке: ткали скатерти и полотенца; шили одежду; украшали вышивкой рубахи и сарафаны; плели лапти; лепили из глины и вырезали из дерева посуду и игрушки; расписывали их небывалой красоты узора-ми. Свои готовые вещи складывали до весны в сундуки. А ни заглянуть ли и нам в этот чудесный сундучок?
Посмотрите, какая красота! (Выставляет на стол посуду с хохломской росписью).
Здесь посуда знатная
Складная да ладная
Она повсюду славится,
Она и вам понравится!
- Ребята, что же это за посуда? (Посуда с хохломской росписью). Ро-диной хохломской посуды считается торговое село Хохлома, что под Нижним Новгородом, куда свозили мастера по весне свои изделия из со-седних сел и деревень на ярмарку. А столицей промысла в наши дни явля-ется город Семенов.
- Ребята так почему Хохлому называют золотой? Ответы детей ( вос-питатель: после обжига посуда становится золотистой).
А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вы-резает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропи-тывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой ки-стью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чу-до: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисун-ком!
- Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хох-лома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не по-тускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёр-ный).
- Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
- Молодцы, ребята!
- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем рисовать такие узоры.
- Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем
Физкультминутка.
На столе хохломской самовар,
Очень важный, из носика пар.
(руки на поясе, повороты туловища с «пружинкой»).
А вокруг расписные чашки,
Нет посуды хохломской ярче.
(кружиться на поскоке, руки на поясе)
Рядом с ними золотые ложки,
На них «травка» - это древняя роспись.
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
Вот с малинками поднос, Он нам все это принес.
Он нам все это принес.
(взяться за руки, образовать большой круг)
Хохлома, да хохлома
Наше чудо – дивное! (кружатся на топающем шаге)
Мы рисуем хохлому (присесть)
Красоты невиданной! (встать, руки в стороны, правую ногу вперед на пятку).
Мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи. Теперь настало время поработать в качестве мастеров-художников.
У каждого из вас есть посуда, я предлагаю вам расписать ее своими, близкими сердцу узорами. Это будет настоящее творчество! Но для нача-ла вспомним последовательность действий: кисть держим тремя пальцами почти вертикально; сначала рисуем кайму толстой кистью в один прием слева-направо; затем - слегка изогнутую ветвь - криуль; на ней рисуем ли-сточки и ягодки; после – травку и завитки; и в конце – украшаем ягодки и листики. Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хоте-ли бы нарисовать. Разомните ладони, пальцы. Приготовьте руки для рабо-ты.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, (сжимание-разжимание кулачков)
Их, как хочешь, поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими) .
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (вращение кистями рук) .
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней) .
Не сидится им опять (сжимание-разжимание пальцев в «замке») .
Постучали, повертели, (по тексту)
Рисовать мы захотели. (встряхивание кистями)
Дети рисуют. Играет негромкая музыка. Воспитатель подходит к де-тям, подбадривает, подсказывает, поощряет. Дети закончили рисовать.
Воспитатель: Дети, у вас получились замечательные изделия народ-ного промысла хохломы. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Я предлагаю рассмотреть ваши работы. Дети рассматривают их, выделяют наиболее удачные.
Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!
- Понравилось ли вам наше занятие?
- Что нового вы узнали?
- С какими трудностями вы столкнулись?