ТАТЬЯНА БОБИНА
Конспект организованной образовательной деятельности «Сказки — басни Сергея Михалкова» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Журавушка»
г. Ртищево Саратовской обл.
«Сказки-басни Сергея Михалкова»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе.
(познавательно – речевое развитие, чтение художественной литературы)
Воспитатель: Бобина Т. Ю.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Сказки — басни Сергея Михалкова“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Михалков С.В.
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Цель. Обогащение представления о произведениях С. Михалкова, развитие связной речи.
Задачи.
Образовательные. Обогащать представление о творчестве Сергея Владимировича Михалкова, уточнить представление о том, что такое басня; продолжать учить анализировать сказки – басни Сергея Михалкова : знать название басни, рассказывать, о чем она, чему учит, называть персонажей басен, давать им характеристики.
Упражнять в группировке животных : домашние животные, дикие животные леса, дикие животные жарких стран.
Упражнять в составлении небольшого рассказа о художественном произведении, упражнять в конструировании распространенных предложений. Упражнять в образовании притягательных прилагательных, в правильном произношении их окончаний. Упражнять в правильном употреблении предлогов.
Закрепить знание букв. упражнять в четком произношении звуков, которые обозначают эти буквы.
Упражнять в конструировании изображений животных из геометрических фигур в зеркальном отражении.
Активизировать в речи детей слова: басня, баснописец, редактор, активизировать в речи названия животных, частей тела животных, активизировать предлоги.
Развивающие. Развивать интерес к художественной литературе, умение понимать идею произведения, анализировать, делать выводы. Развивать связную речь, грамматический строй речи, артикуляцию, зрительное восприятие, умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать интерес к проведению эксперимента. Развивать умение работать в парах.
Воспитательные. Формировать интерес к событиям общественной жизни (110-тилетие со дня рождения писателя Сергея Михалкова). Воспитывать уважение к профессии писателя, интерес к чтению, к книге. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение думать не только о себе, но и о других людях, воспитывать отрицательное отношение к жадности, к воровству, высмеиванию чужих недостатков.
Предшествующая работа.
Чтение произведений Сергея Михалкова, рассматривание иллюстраций в книгах. Чтение басен Сергея Михалкова : «Хочу бодаться», «Жадный заяц», «Зеркало», анализ произведений. Разучивание стихотворений Сергея Михалкова, игры – инсценировки.
Организация выставки книг писателя.
Классификация животных, знакомство с местом их обитания.
Выкладывание силуэтов животных из геометрических фигур, упражнения на ориентировку в пространстве и на плоскости.
Материалы.
Книги Сергея Михалкова, объемные игрушки - персонажи басен «Хочу бодаться», «Зеркало», «Жадный заяц»; пазлы «Домашние животные», интерактивная игра «Кто где прячется?»; зеркала на каждого ребенка, карточки с изображениями половинок букв, листы бумаги в клетку с пунктирным изображением букв, карандаши; плоскостные изображения слонов и носорогов, плоскостные изображения животных из геометрических фигур, наборы геометрических фигур для работы в парах.
Содержание ООД.
- Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я? Я – редактор, работаю в издательстве детской книги. А вы знаете, что делает редактор?
Редактор составляет книгу из произведений одного писателя или нескольких писателей. Редактор отвечает за оформление книги, за то, как в книге будут расположены иллюстрации, редактор старается, чтобы книга была интересна читателю.
- Я вижу у вас выставку книг. Я думаю, что она посвящена какому-то событию.
А какое событие вы отмечаете? (110 лет Сергею Михалкову)
- Мы собираем книги Сергея Михалкова, чтобы получить юбилейную медаль. Нам нужны еще книги.
- Я слышал о вашей выставке и тоже хочу подарить вам книгу, может быть она вам подойдет. Вот она! Здесь написано – сказки – басни.
- А что же такое – басня? (Басня – это короткий рассказ, или сказка, или стихотворение, которые чему-то учат. А еще басня отражает поведение людей)
- Как называют писателя, который пишет басни? (Баснописец)
- Персонажи басен – это обычно животные, но ведут они себя, как люди.
Сейчас посмотрим, какие же здесь персонажи. Ой! А где же они?
В этой книге были животные на иллюстрациях, но вот беда, все персонажи книги разбежались кто куда, Что делать?
Дети – мы тебе поможем! - давайте поищем животных.
- Эти животные где то здесь, когда я подходил к вашей группе, все животные были на месте.
- Я кажется вижу чье-то ухо.
Дети находят животных, расставляют в ряд.
- Каких животных вы видите?
Дети перечисляют животных.
- А в какие группы можно объединить всех этих животных? (Домашние животные и птицы, дикие животные, которые живут в лесу, животные жарких стран)
Я предлагаю разместить всех животных в их местах обитания.
Вот здесь у нас лес. Кого вы здесь видите? (Медведя с кружкой и зайца, кадушку, пчел) - Узнали эту басню?
- О чем басня «Жадный заяц?» - (Эта басня о том, как заяц нашел в лесу мед и пошел за ним с большой кадушкой. И не взял с собой медведя. Медведь назвал зайца жадным и пошел за медом с маленькой кружкой, он думал, что если кружка маленькая, то можно брать чужой мед. Но пчелы искусали и зайца, и медведя. Они оба были жадные.
- Чему учит басня жадный заяц? (Басня учит тому, что воровать плохо. Даже если взять немного чужого, это все равно считается воровством)
- Ну-ка, посмотрим, не появилась ли иллюстрация в книге. Я вижу только деревья и кадушку, а где же животные? Где же они прячутся? Сейчас поищем.
Интерактивная игра «Где заяц?» - активизация предлогов.
Ну вот, все животные на месте.
Идем на сельский двор. – кого мы здесь видим? (Это персонажи из басни «Хочу бодаться»
- О чем басня «Хочу бодаться?» (Эта басня о маленьком козленке, который приставал ко всем животным - «давай бодаться!» Маленький козленок хотел показать всем, что у него уже выросли маленькие рожки. Приставучий козленок не понимал, что у каждого животного есть свои дела. Его проучил щенок. Он больно укусил козленка и сказал – ты хочешь бодаться, а я хочу кусаться!
- Чему учит басня?
(Басня учит тому, что наши шутки и желания не всем могут понравиться, нужно думать не только о себе, но и о других. Есть такие люди, которые хотят, чтобы только их желания исполнялись.)
- Открываем книгу, видим хлев, собачью будку. А где же животные?
Вот здесь увеличенные изображения животных. – поросенок, мама козленка – коза, мама щенка – собака, индюк. Нужно собрать пазлы и назвать части тела животных.
Игра «Чей хвост?»
- А эту басню вы узнали?
- О чем басня «Зеркало?» - (Эта басня о носороге, который смеялся над всеми животными – над слоном, над верблюдом, над страусом, над жирафом)
- Как животные решили проучить носорога?
(Животные дали носорогу зеркало, чтобы он посмотрел на себя)
- Как отреагировал носорог?
(Он стал смеяться над собой, он не понял, что в зеркале видит самого себя, потому что носорог был глупый)
- Чему учит басня «Зеркало?» (басня учит тому, что нельзя смеяться над другими – посмотри сначала на себя! Еще она учит тому, что на глупцов не обижаются)
- Зеркало – это очень интересный предмет. Зеркало все отражает, повторяет все наши движения. Давайте поиграем. Я буду показывать движения, а вы будете отражать движения, как зеркала.
Физминутка «Повтори дивжения».
- А сейчас присаживайтесь за столы. У вас на столах зеркала. Поставьте их перед собой так, чтобы вы могли видеть свои отражения. Улыбнемся своему отражению.
- А еще если поднести к зеркалу половинку предмета, она отразится в зеркале, и мы можем увидеть целый предмет. У вас на столах карточки с половинками букв. Нужно прислонить карточку к зеркалу, чтобы в нем отразилась вторая половинка, узнать букву и обвести ее на листе бумаги.
Игровое упражнение «Узнай букву».
- Рассмотрим следующую страницу в нашей книге, мы видим, как носорог смотрит в зеркало. Что то не так с этой картинкой? – Носорог смотрит влево, и отражение сморит влево. Отражение должно смотреть вправо.
- Возьмите карточку с изображением слона в правую руку, поднесите ее к зеркалу. Что ближе к слону – отражение хобота или отражение хвоста? А теперь поднесите карточку с изображением носорога. С какой части тела начинается отражение носорога? (С рога)
- Мы узнали о свойствах зеркала отражать предметы. У вас на столах карточки с изображениями животных, которые смотрят в зеркало. Нужно выложить изображения отражения. Работаем в парах.
Задание выполнено, появилась еще одна иллюстрация.
Все персонажи вернулись на свои места.
- Как вы думаете, почему у меня хорошее настроение?
(Мы вернули персонажей в книгу)
- Вы запомнили названия басен? А какой писатель написал все эти басни? (Сергей Михалков)
Оказывается, Сергей Михалков был не просто детским писателем, он был еще и баснописцем.
- Я дарю вам эту книгу, чтобы вы быстрее достигли своей цели и получили юбилейную медаль.
Скоро вы научитесь читать и вам будут нужны закладки в книги, чтобы не мялись страницы. Я дарю вам разноцветные закладки.
Те ребята, кто узнал много интересного и им было легко выполнять задания, выберут закладки салатового цвета, те. кто испытывал трудности и не узнал ничего нового, выберут синие, а те, кому было очень трудно справляться с заданиями, выберут желтые закладки.
А еще я вас хочу пригласить дом Книги.