грибовская оксана
Экспериментирование «Секреты воздуха». Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
Способствовать формированию у детей познавательного интереса к воздуху, его свойствам и значению.
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха, ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.
Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Расширять и активизировать словарь детей.
Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к природе, желание исследовать всеми доступными способами.
Методы и приемы:
- словесные (беседа, ответы на вопросы, чтение стихотворения);
- игровые (игровая ситуация)
- наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);
- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).
Словарная работа
Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, упругий, опыты, эксперименты.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, одноразовые стаканчики с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей, вееры по количеству детей, фонарик.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте начнем наше занятие с улыбки! Здравствуйте! С добрым утром!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, теперь у нас всех отличное настроение и сейчас я хочу пригласить вас на открытие лаборатории чудес. Лаборатория –это специальное помещение, необходимое для проведения опытов и экспериментов. Эксперимент – это особый метод исследования, с помощью него мы можем многое узнать, что нам неизвестно. Вы хотите побывать в лаборатории?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда надевайте скорее шапочки!
(дети надевают шапочки и проходят в лабораторию)
Воспитатель: Ребята, чтобы устроить праздник, я украсила нашу лабораторию шариками. Но еще утром шарики были большие, упругие, весёлые, а сейчас несколько шариков стали маленькими, грустными.
- Как вы как думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?
(Дети предлагают разные версии). Вывод: шарик сдулся
. Воспитатель: А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим, упругим и весёлым?
Воспитатель:
- Ребята, что будет внутри шарика, если мы его надуем? (Воздух)
А что такое воздух? А где мы берём воздух, когда вдыхаем?
(Дети предлагают свои варианты).
Воспитатель: Правильно, воздух есть везде, он находится вокруг нас. Вся планета Земля окутана воздухом.? Ребята, а как вы думаете, мы без воздуха можем жить? (Нет) А для чего нужен воздух? (Чтобы дышать и жить)
Воспитатель: Действительно, воздух очень важен для жизни всего живого на земле, просто необходим, так как без пищи человек может прожить две недели, без воды – три дня. А вот без воздуха человеку будет невозможно прожить и минуту. Проверим?
Предлагаю вам ладошками зажать рот и нос попробовать не дышать. Правда, невозможно! Только ли человеку необходим воздух?
Без дыханья жизни нет
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышит он и я, и ты….
Воспитатель: Вывод: воздух постоянно нас окружает и необходим для дыхания всему живому на земле (прикрепить к доске картинку-символ)
Воспитатель: Скажите, ребята, - А где есть воздух? Вы видите его вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: А можно его поймать? Давайте попробуем. Чем мы будем его ловить. Поймали?
Дети: Не получается.
Воспитатель: Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Что вы поймали? (воздух). Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (полным, надутым, упругим)
Посмотрите, какого цвета воздух в вашем пакете? (он бесцветный). Откройте пакет, посмотрите, вы видите воздух? (Нет). Значит воздух какой? (невидимый)
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
На столе у меня фонарик. Сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам свойство воздуха – прозрачный, бесцветный, невидимый. (прикрепить к доске картинку -символ)
Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик»
Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? (максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, А какой, когда воздух мы выпустили? (втянуть щеки, удерживать 5 сек.)
Опыт 2. Как обнаружить воздух.
Воспитатель: А теперь подумайте и скажите мне: воздух может двигаться? (Ответы детей.)
Воспитатель берет полиэтиленовый пакет, наполняет воздухом, протыкает его острой палочкой и направляет воздушную струю на перышки, на тарелочке.
Воспитатель: Почему они разлетелись? Разве кто-то их касался? (Дети рассуждают) Правильно перышки сдвинул с места воздух, который выходил из дырочки в пакете. Следовательно, воздух тоже может передвигаться. – Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Воспитатель предлагает детям пройти к столу, где лежат веера.
-Что это? Когда им пользуются люди? Для чего?
- Помашите веером.
Что вы почувствовали? Медленно, а теперь очень быстро.
-Откуда в комнате ветер? (когда вы махали, вы заставляли воздух двигаться, то слабо, то сильно)
- Можно ли увидеть ветер?
- Да, воздух прозрачен, а значит, ветер мы увидеть не можем. Но мы можем наблюдать, как плывут по небу облака, как колышутся листья на деревьях, как качаются сами ветки в сильный ветер. Оказывается, это всё движение воздуха.
Вывод: Воздух всегда двигается (прикрепить к доске картинку-символ)
Предлагаю подвигаться и нам
Физминутка
Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.) Даже ветер не шумит. (опустили руки вниз)
Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)
Всем лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок, (Качаем поднятыми вверх руками.)
Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)
И деревья раскачал. (Качание туловища влево - вправо.)
Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)
Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.)
Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)
Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.) Ни один не виден лучик.
Опыт 3. «Воздух в человеке».На столах у каждого ребенка стаканчик с водой и коктейльные трубочки
Воспитател А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим. Выдувание воздуха через трубочку в воду.
Подходите к столу, на котором стоят стаканы с водой, присаживайтесь. Возьмите трубочки и опустите их в воду. А теперь дуйте в трубочку.
Что, вы увидели? (пузыри). Как вы думаете, пузыри это что? (воздух)_А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились. Что в человеке есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети:Умеем!
Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.
Дыхательная гимнастика:
Подыши одной ноздрёй, и к тебе придёт покой
(дышим одной ноздрёй, вторая закрыта по 4 р.)
Тихо, тихо мы подышим, сердце мы своё услышим
(Медленный вдох через нос, задержать дыхание, выдохнуть через рот -2р.)
Опыт 4. «Вкус и запах воздуха»
Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
Дети: Без вкуса.
Воспитатель: Вдохните воздух носом. Какого он запаха?
Дети: Без запаха.
Воспитатель: Чистый воздух не имеет запаха, вкуса
Воспитатель: Закройте, пожалуйста глаза и определите по запаху, что у меня на тарелочках (Предложить кусочки чеснока и апельсина).
Дети: Это апельсин и чеснок.
Воспитатель: Правильно, даже с закрытыми глазами вы угадали запахи. Это волшебник – воздух вам принёс этот запах. Оказывается, воздух постоянно двигается и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет
Воспитатель: и это — еще одно свойство воздуха — он не имеет запаха, не имеет вкуса (прикрепить к доске картинку-символ)
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, время работы в лаборатории закончилось. Сегодня мы узнали лишь некоторые секреты воздуха.
В результате наших экспериментов мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) :
- что воздух бесцветный, прозрачный,;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей; - воздух необходим для дыхания всему живому.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы как настоящие ученные. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Нам, ребята, пора на прогулку, сейчас оденемся, пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!