Алина Секинаева
Конспект организованной образовательной деятельности по осетинскому языку «Наш Коста» в подгруппе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (осетинский язык) на тему: «Наш коста» в подгруппе
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-807411-1509994465.jpg[/IMG] ель: расширить представления детей о поэте, художнике К. Л. Хетагурове.
Задачи:
- прививать любовь к творчеству К. Л. Хетагурова;
- воспитывать уважение к нему;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по осетинскому языку „Наш Коста“ в подгруппе» размещена в разделах
- развивать у детей внимание, любознательност, память;
- пробуждать у детей желание говорить по - осетински;
- развивать познавательные и языковые способности детей.
Предварительная работа:
- беседы на тему; «село Нар»; «Родители Коста»; «Пословицы Коста».
- заучивание стихотворений;
- рассматривание картин: «Горянка, идущая за водой», «Дети-каменщики».
Материал и оборудование:
- ИКТ презентация: К. Л. Хетагуров;
- ноутбук, видеопроектор, интерактивная доска;
- стенд «Наш Коста»;
- наборы геометрических фигур с осетинским орнаментом;
- осетинская гармошка.
Воспитатель: Абон нм уазджыт рбацыдысты, м сын салам раттм. (Дети, у нас сегодня присутствуют гости. Давайте их поприветствуем).
Дети: У райсом хорз!
Психогимнастика: Крдзийы къухт райсам
Крдзима баксам
Крдзима бахудм
м н мидбылхудт
Балвар кнам н уазджытн.
Воспитатель: Ребята, несколько дней назад, 15 октября в нашей Осетии отмечали день рождения К. Л. Хетагурова.
- Чи уыдис Къоста?
Дети: Ирон поэт м нывгнг. (Осетинский поэт и художник).
Воспитатель: 157 лет прошло со дня рождения Коста. Люди 157 лет не живут, но стихотворения и песни, которые написал Коста, живут сегодня и дальше будут жить. Сывлтт, радзурм мдзвгта Къостайы тыххй.
Стихи
Дети:
1. Н Иры фсивд! Къостайыл ныззарм,
Ирон лг кй уарзы фылдр?
На хуыздр ныхстй й хорз ном ыссарм,
Уый махн гас у ныр др.
2. Коста вершин, Коста долин
Неповторимый осетин
Все выше мужество и честь
Что были, будут в нас и есть!
3. Опять послышался Коста
Со строк из ветхого листа.
Из книги книг «Ирон фндыр»
Юнцом зачитанной до дыр.
Воспитатель: Км райгуырдис Къоста? (где родился К. Хетагуров?
Дети: Нары хъуы. (К. Хетагуров родился в селение Нар Северной Осетии).
Воспитатель: Где расположено это село?
Дети: Ххты. (Высоко в горах).
Воспитатель: Оно расположено на скалистом выступе и окружено белоснежными вершинами и альпийскими лугами.
Воспитатель: Къостайы фыд чи уыдис? (Кем был отец К. Хетагурова)
Дети: Отец Коста был военным и служил в Царской армии.
Воспитатель: Коста всегда отзывался о нем с большой теплотой и любовью.
Мама же Коста умерла рано, он её не помнил, но ему не хватало в жизни материнской любви. Коста часто спрашивал как выглядела его мать, какой характер у нее был.
Воспитатель: Что сделал К. Хетагуров, когда стал художником?
Дети: Когда К. Хетагуров стал художником, он нарисовал ее портрет.
Воспитатель: В детстве Коста был очень внимательным и наблюдательным. Именно любовь к природе помогала ему писать много стихов и картин. В одной из песен, посвященной К. Хетагурову есть такие слова:
«… В детстве ходил в пастухах
Сердце оставил в горах
Птичий язык понимал
Песни ручьям напевал…»
Воспитатель: Цавр афдзы афон райгуырдис поэт? (Дети, а вы знаете, в какое время года родился поэт)
Дети: Фззджы. (Осенью).
Воспитатель: Тынг раст! Къоста райгуырдис фззджы. Правильно осенью. Фззджы тыххй мдзвг радзурм, Къоста кй ныффыста. (Давайте расскажем стихотворение про осень, которое написал Коста) :
«Осень»
Желтеют, темнеют
Трава и кусты,
На скатах щербатых
Туманы густы.
Вот сжали, убрали
Мы хлеб наконец;
Колотят, молотят.
Стричь будут овец.
Садами, стадами
И хлебом полна,
О, как ты богата,
Родная страна!
Къоста писал много стихов и на осетинском языке, давайте их вспомним.
Къоста тынг бир уарзта сывллтты, ныффыста сын бир мдзвгт:
«Гино».
Гино, гино, гис!
Иу гды нм ис,
Хъарм флмн крц дары,
Къонайыл хуыссы,
Аргъутт мысы,
Хъал зрдй зары.
«Фыдуаг»
О, цъиусур,
Ма мм дзур!
О, рувас,
Ма мм уас! –
Хуысг ма кнын.
О, цргс,
Ма мм кс!
О,трхъус,
Маммхъус! –
Крдзыныл куын!
«Уасг».
О, уасг, уасг,
Сызгърин къоппа!
О, уасг, уасг,
Сырхзлдаг боцъо!
Куыд раджы фестыс,
Куыд хърй зарыс?
Н буц лппуйы
Хуыссын н уадзыс!
Воспитатель: В детстве Коста играл в разные игры. Цы хьазт уарзта Къоста?
(Самая любимая какая была?
Дети: Игра «Чепена».
Воспитатель: Фнды у ахъазын? (вы бы хотели поиграть в эту игру)
Дети: Да. (играют под осетинскую гармошку).
Воспитатель: Уд ахъазм Чепенай.
Воспитатель: Коста Леванович Хетагуров очень любил не только свою
маленькую Осетию, но и любил свой народ. Поэт беседовал с
горцами; наблюдая быт и жизнь народа, он записывал народные
песни, собирал пословицы и поговорки. Ребята, о чем были
пословицы Коста Левановича Хетагурова?
Дети: О дружбе, честности, доброте, о Родине.
Воспитатель: Раст згъут м цавр мбисндт зонут?
Пословицы:
1. Кд д ирон уд де, взаг зон!
2. Мады рвдыдй адджындр ницы ис.
3. Лучше иметь в каждом ауле по другу, чем по быку.
4. Хфсн й лппын – хуры тын.
5. Без людей не проживешь.
6. Воду пьют, начиная с младшего.
7. Выше правды нет ничего на свете.
Воспитатель: Тынг хорз!
Воспитатель: Почему народ Осетии так сильно любит Коста? Потому, что так же беззаветно Коста любил свою родину, но больше всего он любил свой бедный народ. Он не только писал о народе, но и рисовал. Наблюдал за жизнью своего народа, и увиденное переносил на бумагу.
Баксут нывм. Дети, посмотрите (воспитатель показывает на картины Коста, вот картина «Горянка идущая за водой». (Дети рассматривают и рассказывают).
На ней художник изображает тяжёлый труд женщины-горянки. Вон, далеко внизу речка, откуда ей нужно принести воду. Рядом идет ее сын, босиком.
Посмотрите на другую картину «Дети каменщики». Она изображает мальчиков-горцев на дороге. Они уже в таком возрасте работали, но не могли учиться. Тяжёлым трудом зарабатывают себе мальчики на чёрствый хлеб-чурек. Старший мальчишка тяжёлым молотом бьёт щебень, другой оборванный мальчуган смотрит на него большими печальными глазами в ожидании лучшей доли.
При жизни поэта, народ жил бедно. Посмотрите на одежду детей, она грязная и оборванная, ноги босые. Но, на лице мальчика улыбка, глаза ясные, в надежде на радостное будущее.
Воспитатель: Дети, вы теперь знаете, что Коста Хетагуров был не только поэтом, но и художником, писал портреты, рисовал природу.
(Обращает внимание на столы, где лежит осетинский орнамент)
Ацы стъолыл цы ис? (Что лежит на столе)
Дети: Осетинский орнамент.
Воспитатель: А какого происхождения бывает осетинский орнамент?
Дети: животного-рога, курья ножка; растительного - листья, цветы; геометрического- круг, треугольник.
Воспитатель: Дети, я вам предлагаю стать юными художниками и выбрать себе по одному орнаменту. Рассаживайтесь по удобному. У вас на столах в коробках лежат части осетинского орнамента. Постарайтесь выложить осетинский орнамент по выбранному образцу. Давайте с вами проведем пальчиковую гимнастику. А потом приступим к работе!
Пальчиковая гимнастика: Ацы нгуылдз м фыд у,
Ацы нгуылдз м мад у,
Ацы нгуылдз у ме фсымр,
Ай та у м хо.
Ацы нгуылдз мхдаг дн,
Йум бинонт ыстм
Хълдзгй црм!
Дидактическая игра: «Выложи правильно орнамент».
(Дети работают, воспитатель ходит и следит за детьми, может спросить, что ребенок делает или что получилось, Тынг раст, Хорз).
Воспитатель: Народ Осетии гордится именем К. Хетагурова. Его имя навсегда останется в памяти народа. Сывлтт, Къостайы ном цы хссы? (Дети, что названо именем Коста в г. Владикавказе?
Дети: Именем Коста названы проспект, улица, парк, театр, музей, осетинская школа и Северо-Осетинский Государственный Университет.
Воспитатель: Коста помимо, как рисовать, сочинять стихи, очень любил осетинскую музыку и танцы своего народа. Ни один праздник не обходился без танцев. Наши дети тоже умеют петь и танцевать. И у меня для вас сюрприз. Наши выпускники 2016 года пришли к нам в гости. Они исполнят осетинскую песню «САБИТ» и станцуют вместе с нашим Казиком!
Танец под песню «САБИТ» (один ребенок поет, двое танцуют).
Н ахуыр кронм рхцц. На уазджытн «Хрзбон» згъм.
(И дети уходят).