Получи документы

Конспект организованной образовательной деятельности по осетинскому языку «Наш Коста» в подгруппе (6 фото)

Алина Секинаева
Конспект организованной образовательной деятельности по осетинскому языку «Наш Коста» в подгруппе

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (осетинский язык) на тему: «Наш коста» в подгруппе

Конспект организованной образовательной деятельности по осетинскому языку «Наш Коста» в подгруппе

IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-807411-1509994465.jpg[/IMG] ель: расширить представления детей о поэте, художнике К. Л. Хетагурове.

Задачи:

- прививать любовь к творчеству К. Л. Хетагурова;

- воспитывать уважение к нему;

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по осетинскому языку „Наш Коста“ в подгруппе» размещена в разделах

- развивать у детей внимание, любознательност, память;

- пробуждать у детей желание говорить по - осетински;

- развивать познавательные и языковые способности детей.

Предварительная работа:

- беседы на тему; «село Нар»; «Родители Коста»; «Пословицы Коста».

- заучивание стихотворений;

- рассматривание картин: «Горянка, идущая за водой», «Дети-каменщики».

Материал и оборудование:

- ИКТ презентация: К. Л. Хетагуров;

- ноутбук, видеопроектор, интерактивная доска;

- стенд «Наш Коста»;

- наборы геометрических фигур с осетинским орнаментом;

- осетинская гармошка.

Воспитатель: Абон нм уазджыт рбацыдысты, м сын салам раттм. (Дети, у нас сегодня присутствуют гости. Давайте их поприветствуем).

Дети: У райсом хорз!

Психогимнастика: Крдзийы къухт райсам

Крдзима баксам

Крдзима бахудм

м н мидбылхудт

Балвар кнам н уазджытн.

Воспитатель: Ребята, несколько дней назад, 15 октября в нашей Осетии отмечали день рождения К. Л. Хетагурова.

- Чи уыдис Къоста?

Дети: Ирон поэт м нывгнг. (Осетинский поэт и художник).

Воспитатель: 157 лет прошло со дня рождения Коста. Люди 157 лет не живут, но стихотворения и песни, которые написал Коста, живут сегодня и дальше будут жить. Сывлтт, радзурм мдзвгта Къостайы тыххй.

Стихи

Дети:

1. Н Иры фсивд! Къостайыл ныззарм,

Ирон лг кй уарзы фылдр?

На хуыздр ныхстй й хорз ном ыссарм,

Уый махн гас у ныр др.

2. Коста вершин, Коста долин

Неповторимый осетин

Все выше мужество и честь

Что были, будут в нас и есть!

3. Опять послышался Коста

Со строк из ветхого листа.

Из книги книг «Ирон фндыр»

Юнцом зачитанной до дыр.

Воспитатель: Км райгуырдис Къоста? (где родился К. Хетагуров?

Дети: Нары хъуы. (К. Хетагуров родился в селение Нар Северной Осетии).

Воспитатель: Где расположено это село?

Дети: Ххты. (Высоко в горах).

Воспитатель: Оно расположено на скалистом выступе и окружено белоснежными вершинами и альпийскими лугами.

Воспитатель: Къостайы фыд чи уыдис? (Кем был отец К. Хетагурова)

Дети: Отец Коста был военным и служил в Царской армии.

Воспитатель: Коста всегда отзывался о нем с большой теплотой и любовью.

Мама же Коста умерла рано, он её не помнил, но ему не хватало в жизни материнской любви. Коста часто спрашивал как выглядела его мать, какой характер у нее был.

Воспитатель: Что сделал К. Хетагуров, когда стал художником?

Дети: Когда К. Хетагуров стал художником, он нарисовал ее портрет.

Воспитатель: В детстве Коста был очень внимательным и наблюдательным. Именно любовь к природе помогала ему писать много стихов и картин. В одной из песен, посвященной К. Хетагурову есть такие слова:

«… В детстве ходил в пастухах

Сердце оставил в горах

Птичий язык понимал

Песни ручьям напевал…»

Воспитатель: Цавр афдзы афон райгуырдис поэт? (Дети, а вы знаете, в какое время года родился поэт)

Дети: Фззджы. (Осенью).

Воспитатель: Тынг раст! Къоста райгуырдис фззджы. Правильно осенью. Фззджы тыххй мдзвг радзурм, Къоста кй ныффыста. (Давайте расскажем стихотворение про осень, которое написал Коста) :

«Осень»

Желтеют, темнеют

Трава и кусты,

На скатах щербатых

Туманы густы.

Вот сжали, убрали

Мы хлеб наконец;

Колотят, молотят.

Стричь будут овец.

Садами, стадами

И хлебом полна,

О, как ты богата,

Родная страна!

Къоста писал много стихов и на осетинском языке, давайте их вспомним.

Къоста тынг бир уарзта сывллтты, ныффыста сын бир мдзвгт:

«Гино».

Гино, гино, гис!

Иу гды нм ис,

Хъарм флмн крц дары,

Къонайыл хуыссы,

Аргъутт мысы,

Хъал зрдй зары.

«Фыдуаг»

О, цъиусур,

Ма мм дзур!

О, рувас,

Ма мм уас! –

Хуысг ма кнын.

О, цргс,

Ма мм кс!

О,трхъус,

Маммхъус! –

Крдзыныл куын!

«Уасг».

О, уасг, уасг,

Сызгърин къоппа!

О, уасг, уасг,

Сырхзлдаг боцъо!

Куыд раджы фестыс,

Куыд хърй зарыс?

Н буц лппуйы

Хуыссын н уадзыс!

Воспитатель: В детстве Коста играл в разные игры. Цы хьазт уарзта Къоста?

(Самая любимая какая была?

Дети: Игра «Чепена».

Воспитатель: Фнды у ахъазын? (вы бы хотели поиграть в эту игру)

Дети: Да. (играют под осетинскую гармошку).

Воспитатель: Уд ахъазм Чепенай.

Воспитатель: Коста Леванович Хетагуров очень любил не только свою

маленькую Осетию, но и любил свой народ. Поэт беседовал с

горцами; наблюдая быт и жизнь народа, он записывал народные

песни, собирал пословицы и поговорки. Ребята, о чем были

пословицы Коста Левановича Хетагурова?

Дети: О дружбе, честности, доброте, о Родине.

Воспитатель: Раст згъут м цавр мбисндт зонут?

Пословицы:

1. Кд д ирон уд де, взаг зон!

2. Мады рвдыдй адджындр ницы ис.

3. Лучше иметь в каждом ауле по другу, чем по быку.

4. Хфсн й лппын – хуры тын.

5. Без людей не проживешь.

6. Воду пьют, начиная с младшего.

7. Выше правды нет ничего на свете.

Воспитатель: Тынг хорз!

Воспитатель: Почему народ Осетии так сильно любит Коста? Потому, что так же беззаветно Коста любил свою родину, но больше всего он любил свой бедный народ. Он не только писал о народе, но и рисовал. Наблюдал за жизнью своего народа, и увиденное переносил на бумагу.

Баксут нывм. Дети, посмотрите (воспитатель показывает на картины Коста, вот картина «Горянка идущая за водой». (Дети рассматривают и рассказывают).

На ней художник изображает тяжёлый труд женщины-горянки. Вон, далеко внизу речка, откуда ей нужно принести воду. Рядом идет ее сын, босиком.

Посмотрите на другую картину «Дети каменщики». Она изображает мальчиков-горцев на дороге. Они уже в таком возрасте работали, но не могли учиться. Тяжёлым трудом зарабатывают себе мальчики на чёрствый хлеб-чурек. Старший мальчишка тяжёлым молотом бьёт щебень, другой оборванный мальчуган смотрит на него большими печальными глазами в ожидании лучшей доли.

При жизни поэта, народ жил бедно. Посмотрите на одежду детей, она грязная и оборванная, ноги босые. Но, на лице мальчика улыбка, глаза ясные, в надежде на радостное будущее.

Воспитатель: Дети, вы теперь знаете, что Коста Хетагуров был не только поэтом, но и художником, писал портреты, рисовал природу.

(Обращает внимание на столы, где лежит осетинский орнамент)

Ацы стъолыл цы ис? (Что лежит на столе)

Дети: Осетинский орнамент.

Воспитатель: А какого происхождения бывает осетинский орнамент?

Дети: животного-рога, курья ножка; растительного - листья, цветы; геометрического- круг, треугольник.

Воспитатель: Дети, я вам предлагаю стать юными художниками и выбрать себе по одному орнаменту. Рассаживайтесь по удобному. У вас на столах в коробках лежат части осетинского орнамента. Постарайтесь выложить осетинский орнамент по выбранному образцу. Давайте с вами проведем пальчиковую гимнастику. А потом приступим к работе!

Пальчиковая гимнастика: Ацы нгуылдз м фыд у,

Ацы нгуылдз м мад у,

Ацы нгуылдз у ме фсымр,

Ай та у м хо.

Ацы нгуылдз мхдаг дн,

Йум бинонт ыстм

Хълдзгй црм!

Дидактическая игра: «Выложи правильно орнамент».

(Дети работают, воспитатель ходит и следит за детьми, может спросить, что ребенок делает или что получилось, Тынг раст, Хорз).

Воспитатель: Народ Осетии гордится именем К. Хетагурова. Его имя навсегда останется в памяти народа. Сывлтт, Къостайы ном цы хссы? (Дети, что названо именем Коста в г. Владикавказе?

Дети: Именем Коста названы проспект, улица, парк, театр, музей, осетинская школа и Северо-Осетинский Государственный Университет.

Воспитатель: Коста помимо, как рисовать, сочинять стихи, очень любил осетинскую музыку и танцы своего народа. Ни один праздник не обходился без танцев. Наши дети тоже умеют петь и танцевать. И у меня для вас сюрприз. Наши выпускники 2016 года пришли к нам в гости. Они исполнят осетинскую песню «САБИТ» и станцуют вместе с нашим Казиком!

Танец под песню «САБИТ» (один ребенок поет, двое танцуют).

Н ахуыр кронм рхцц. На уазджытн «Хрзбон» згъм.

(И дети уходят).

Фото «Наш Коста»
Конспект организованной образовательной деятельности по осетинскому языку  в подгруппе - фото
Фото №1 Конспекты занятий Фото №2 Все конспекты Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию осетинский язык на тему Наш коста в подгруппе Фото №3 ель расширить представления детей о поэте художнике К
Публикации по теме:

Конспект непрерывной образовательной деятельности в первой младшей подгруппе Тема НОД: Игрушки. МячКонспект непрерывной образовательной деятельности в первой младшей подгруппе Тема НОД: Игрушки. Мяч Конспект непрерывной образовательной деятельности в первой младшей подгруппе Тема НОД: Игрушки. Мяч Приоритетная образовательная область:.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в младшей разновозрастной подгруппе (3–5 лет) «Зимушка-зима» Актуальность: В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Наш общий дом — природа» Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Задачи: обучающие: • расширить представления детей об экологии; • обогатить и активизировать.

Конспект организованной образовательной деятельности Вид деятельности: творческая, продуктивная Тема: «Пластилиновая сказка» Воспитатель: Аксёнова Светлана Николаевна Возрастная группа: подготовительная.

Конспект организованной образовательной деятельности «Моя вообразилия!» Конспект организованной образовательной деятельности «Моя вообразилия!» (подготовительная группа) Интеграция образовательных областей –.

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «В гостях у бабушки» в младшей группе.

Конспект организованной образовательной деятельности по проектной деятельности младших дошкольников «Любимые игрушки» .

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по речевому развитию «Весенние происшествия». Воспитатель.

НОД. Наш Коста ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: -Познакомить детей с творчеством К. Л. Хетагурова, -Прививать любовь к родному краю, родному языку, к людям, прославившим.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ № 1. Тема:.

Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности по осетинскому языку «Наш Коста» в подгруппе
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 21:09
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по осетинскому языку «Наш Коста» в подгруппе» (включая файлы) размещена пользователем Алина Секинаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД