Фатима Тибилова
НОД. Наш Коста
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
-Познакомить детей с творчеством К. Л. Хетагурова,
-Прививать любовь к родному краю, родному языку, к людям, прославившим Осетию.
-Продолжать воспитывать интерес к произведениям Коста Хетагурова,
-Любовь к родному языку, закреплять знание пословиц, сказок, стихов.
-Систематизировать знания детей о основоположнике осетинской литературы К. Л. Хетагурове.
Оборудование: В зале:
-Портрет Коста, репродукции картин о жизни и творчестве К. Хетагурова. ,цветные карандаши, игровизоры.
-Экран с презентацией о Коста Хетагурове.
Публикация «НОД, Наш Коста» размещена в разделах
-Инсцинировка- отрывок «Мать сирот».
-Музыкальное сопровождение.
Ход НОД.
1. Организационный момент: воспитатель читает стихотворение
К. Хетагурова «Школьник».
– Чей сын ты?
– Толая!
– Где был ты?
- Всегда я
В школе бываю с утра.
А–бе–ве
Читал я,
Бе–ве–ге
Писал я:
Грамотным стать мне пора.
2. Беседа:
-Ребята,скажите пожалуйста, чье стихотворение я сейчас прочитала?.
-Правильно, это стихотворение написал К. Л. Хетагуров.
-У наших дедов и отцов с давних пор сложилась прекрасная традиция.
-Эта традиция любви и уважения к гостю. Они считали, что если гость в доме –это к счастью,к добру.
-Сегодня в нашем доме тоже гость. У нас в гостях мальчик-школьник, который принес с собой портрет К. Л. Хетагурова.
(обратить внимание детей на портрет).
-Коста- это имя известно повсеместно, в каждом доме.
-О чем вам говорит имя Коста? Кто он? (ответы детей).
-Действительно К. Хетагуров известный осетинский поэт, писатель,художник.
Его имя очень любимо и знакомо каждому из нас. С его стихами мы растем, взрослеем. Всю свою жизнь он посвятил беззаветному служению своему народу.
-Коста очень любил детей,поэтому многие его стихотворения посвящены вам. Некоторые из этих произведений вам хорошо знакомы.
Давайте их вспомним: «Гино, гино.» (Киська, «Уасаг» (Петушок,» Цъиу ама сываллатта» (Цыпленок и дети). (дети читают стихотворения).
1. Многие стихотворения Коста посвящены описанию природы Осетии.
(Цикл «Времена года». Чтение стихотворения «ОСЕНЬ».
Показать детям репродукции картин, посвященных временам года.
У Коста Хетагурова очень много стихотворений, посвященных тяжелой жизни горцев. Прочитать отрывок из стихотворения «Мать сирот» .
2. В темной сакле у очага сидят голодные дети.
Они просят у матери, чтобы она их накормила.
Мать успокаивает их:
«Потерпите немного, накормлю вас всех вдоволь.
Бедная женщина тихо роняет слезы в котелок.
Сон одолевает детей.
«Вот бобы варятся», а сама варила камни для ребят.
(Инсценировка из стихотворения «Мать сирот».)
-А сечас подойдите пожалуйста к стенду. (Рассказ воспитателя и показ картин из жизни коста).
-Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном селении Нар, Северной Осетии, в семье горца - осетина Левана Елизбаровича Хетагурова. Тяжелое и безрадостное детство было у Коста. Он рано осиротел, его мать Мария Гавриловна Губаева умерла после рождения Коста. Он рано узнал нужду и горе. Отец женился повторно, но мачеха не полюбила маленького мальчика. Будучи маленьким, Коста отдали на воспитание родственнице Чензе. Она любила мальчика и воспитывала с любовью.
3. К. Хетагуров - художник.
• (Репродукция картины К. Л. Хетагурова «Ущелье Аман- Ауз»).
Коста Хетагурову пришлось побывать в горах Карачая, в Теберде. На картине изображен ледник Главного Кавказского Хребта Аман - Ауз. Утреннее восходящее солнце играет на вершинах снежных гор. Внизу,в глубоком ущелье, окутанном легким туманом, изгибается река, берега которой покрыты огромными соснами. Коста умел передать могущество кавказской природы.
• (Репродукция картины К. Л. Хетагурова «Дети - каменщики»).
Перед вами картина «Дети - каменщики». Вы видите мальчика - осетина, который на военно-грузинской дороге занимается отысканием и продажею хрусталя. Автор передал на полотне тот момент, когда мальчик перестает разбивать каменную глыбу тяжелым молотом и протягивает руку с хрусталем путникам, как бы говоря : «Купи!»
Рядом голопузый малыш лет 6-ти, который помогает старшему. Обратите внимание, как они одеты. Изодранная одежда, овечья папаха, войлочная шляпа. На ногах у старшего национальная обувь из сыромятой кожи, а младший вовсе босой.
Непосильный труд мальчика, нищенская одежда, лохмотья - все это ясно говорит, что эти дети из семьи бедняков. Но это неунывающие дети - горцы с открытыми добрыми лицами.
• (Репродукция картины К. Л. Хетагурова «За водой»).
• Другая картина «Горянка, идущая за водой». В ней художник изображает тяжелый труд женщины - горянки. Она должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной тяжелой ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом - сыном, который, того и гляди, сорвется в пропость.
• К. Хетагуров - поэт.
Коста долгие годы провел вдали от родного края и теперь его потянуло на родину. Он возвращается и видит тяжелое и бесправное положение народа. Он переживает.
Коста пишет стихи, поэмы, пьесы. Он призывает народ к свободе, отваге,
как в стихотворении «Походная песня».
4. Физкультминутка. ЧЕПЕНА
Ой, ой, чепена! Галиу къахай чепена!
Рахиз къахай чепена! Цомут разма чепена!
Цомут фастама чепена! Цай арбадам чепена!
Цай, сыстам чепена! Цай, скафам, чепена!
5. Игра «Дзедз ама Дзедз».
6. В своих произведениях Коста воспевал людей, которые любят трудиться и высмеивал тех, кто ленился.
Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде.
1. Упорство и труд все перетрут.
2. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда
3. Кто не работает, тот не ест.
7. Игра «Джигитовка» (Бахты дугь).
8. Беседа о значении языка.
Коста никогда не забывал свой родной язык. Он не забывал его даже тогда, когда находился далеко за ее пределами. Он одинакого хорошо говорил и писал как на осетинском, так и на русском языках. А мы с вами живя в Осетии,не знаем родного языка. Многие и не хотят,стесняются говорить на родном языке. Детки, если мы не будем говорить на родном языке,он может исчезнуть,» умереть» .А у народа, который не знает свой родной язык, нет будущего.
.9. Итог.
- О чем и о ком мы сегодня говорили?
- Что нового вы сегодня узнали?
В конце занятия воспитатель благодарит детей за активную работу и внимание.
8. Песня : «О тебе поём Коста».