олеся асылбаева
Конспект ООД по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей к нам пришло в гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом.
Станем рядышком, по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Доброе утро!
Прежде чем мы начнем наше занятие нужно вспомнить правило.
Каждый день всегда, везде
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ты ответить, не шуми,
Только руку подними.
Дети садятся на стульчики
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже сказочный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.
Попробуйте задать мне вопросы, на которые я вам буду отвечать, а ответы помогут вам угадать нашего гостя.
Дети. Это птица?
Воспитатель. Нет, это не птица
Дети. Может это насекомое?
Воспитатель: Нет, это не насекомое
Дети. Может это какая-то игрушка?
Воспитатель. Да, это игрушка.
Дети: Может это кукла.
Воспитатель: Да это кукла, но необычная, а сказочная героиня. Послушайте загадку.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто – то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей?
Воспитанники: Василиса Премудрая
Воспитатель: Да, это Василиса Премудрая, наша гостья. Как вы думаете, каким образом она у нас появился?
Дети. Пришла. Воспитатель. Как еще она могла появиться у нас?
Ответы воспитанников
Воспитатель. Если Василиса Премудрая прилетела, то на чем она могла это сделать?
Воспитанники: На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.
Воспитатель. Василиса - Премудрая: говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, Злая колдунья заколдовала солнышко и разбросала лучики в разные стороны. Солнышко загрустило, и теперь не может согревать жителей королевства своими лучиками. Король и Василиса - Премудрая со своими жителями просят им, помочь, вернуть лучики солнышку. Злая колдунья оставила сундучок с заданиями если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места. Ребята, вы готовы помочь?
Воспитанники:Да!
Воспитатель:А теперь посмотрим,что за задание.
1 задание Составьте загадку о растение.
Воспитатель: Ребята составить загадку помогут вам картинки с изображением предмета, о котором нужно придумать загадку.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели-схемы составления рассказов и предлагает детям составить загадку. Например, о подснежнике.
Воспитатель: Все значения признаков буду записывает в левой части таблицы с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовываю объект.
Воспитатель: Что это?
Воспитанники: Подснежник.
Воспитатель: Какой он по цвету?
Воспитанники: Белый
Воспитатель: Что бывает таким же?
Воспитанники: Снег
Воспитатель: Какой он по размеру?
Воспитанники: Маленький
Воспитатель: Что бывает таким же?
Воспитанники: Игрушка.
Воспитатель: Какой у него запах?
Воспитанники: Ароматный, нежный
Воспитатель: Что бывает таким же?
Воспитанники: Духи
Воспитатель: Из каких частей состоит подснежник?
Воспитанники: Стебель, корень, листья,цветок.
Воспитатель: Что имеет такие же части?
Воспитанники: Другие цветы
Воспитатель. Вот мы все вместе зарисовали загадку. Помогите Василисе Премудрой запомнить ее, расскажите еще раз, опираясь на схемы, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как…» или «Но не как». Кто хочет рассказать?
Ребенок: Это цветок. Он белый как снег. Он маленький и низкий, но не игрушка. У него нежный запах, как у духов. У него есть корень, стебель, листья и цветок. Так же как и у других цветков.
Воспитатель. Ребята мы свами выполнили первое задание, и первый лучик возвращается на свое место.
2 задание. Скажи наоборот.
Воспитатель: Сказочные герои бывают разные. Обладают разными характерами, настроение у них бывает тоже разное. Колдунья предлагает нам задание игру которая называется «Наоборот», я буду вам читать слова а вы будете называть противоположности.
Добрый – злой
Трудолюбивый – ленивый
Вежливый – грубый
Грустный – веселый
Радостный – печальный
Трусливый – храбрый
Щедрый - скупой
Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием мы тоже справились, и ещё один лучик вернулся на место. Василисе Премудрой очень нравится, как вы справляетесь с заданиями. Воспитатель достает из сундучка третье задание, но прежде чем мы прочитаем следующее задание нам нужно отдохнуть, дети встают на физкультурную минутку.
Физкультурная минутка: «Во дворе растет подснежник»
Во дворе растет подснежник
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)
Рядом, с ним, другой похожий,
К солнцу тянется, он тоже. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперед,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперед и назад)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место (Дети садятся)
Воспитатель: Мы немного отдохнули и можем продолжать выполнять задания.
3 задание. «Какой, какая, какое»
Воспитатель: В этом задании нам нужно подобрать определение к словам:
Принц – храбрый, смелый, отважный, добрый.
Принцесса – красивая, добрая, нежная.
Палочка – волшебная, деревянная, сказочная.
Лес – сказочный, волшебный, еловый.
Колдунья – злая, не красивая.
Золушка – трудолюбивая, добрая, внимательная, щедрая.
Воспитатель: Ребята и с этим заданием мы справились, и еще один лучик вернулся на свое место. Давайте посмотрим, какое задание приготовила еще для нас Злая колдунья. Колдунья прочитала сказку «Красная Шапочка» и решила испортить ее.
4 задание. Нам с вами нужно в сказке все вернуть на свои места.
Воспитатель: Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если есть ошибки. Будьте внимательны. И так жила – была девочка, и звали ее Синяя Шапочка:
Воспитанники: Не Синяя, а Красная Шапочка.
Воспитатель: Ах, да Красная Шапочка, и позвал ее папа.
Дети: Не папа, а мама.
Воспитатель: Правильно. Позвала мама и говорит: сходи – ка к дедушке и отнеси ему цветы.
Воспитанники: К бабушке, а не к дедушке, отнеси ей горшочек масла и пирожки, а не цветы.
Воспитатель: И пошла Красная Шапочка по саду к бабушке.
Воспитанники: Нет не по саду, а по лесу.
Воспитатель: И встретила лису.
Воспитанники: Нет не лису, а волка.
Воспитатель: Помогли бабушке и внучке дети.
Воспитанники: Нет не дети, а дровосеки.
Воспитатель: Ребята сказку мы с вами исправили, теперь все вернулось на свои места, и еще один лучик вернулся на свое место.
Давайте прочитаем следующее задание.
5 задание. «Загадки»
Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки, а вы должны отгадать.
Слушайте внимательно и слушайте до конца загадки.
Воспитатель: Он хозяина любил, верно он ему служил.
Сапоги носил и злого людоеда победил.
Воспитанники: Кот в сапогах.
Воспитатель: К лесу передом стоит и кривой трубой дымит,
Там Яга- лесная бабка, на печи зевает сладко.
Воспитанники: Избушка на курьих ножках.
Воспитатель: Был у друга Ивана, немножко горбатым,
Но сделал счастливым его и богатым.
Воспитанники: Конек горбунок.
Воспитатель: С ним малыш знаком давно,
Он к нему влетел в окно.
Воспитанники: Карлсон
Воспитатель: Что старик закинул в море, чтобы рыбку изловить,
Чтоб старухе не простою, а хозяйкой моря быть.
Воспитанники: Невод
Воспитатель: Щуку я в пруду поймал, и желанье загадал
Воспитанники: Емеля
Воспитатель: Ребята мы выполнили все задания. Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, оно стало радостным и веселым. Теперь в королевстве станет весело и хорошо, солнышко будет согревать жителей и все живое на земле. Василиса Премудрая, очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в свое королевство И рассказать всем, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злой колдуньи и вернули лучи солнышку, Давайте с вами вспомним, какие задания вы с вами сегодня выполняли и для чего.
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Ребята, Василиса Премудрая, оставила для вас сюрприз в сундуке- это медали за ваши труды.