Лысова Наталья Артуровна
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «В мире звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область : речевое развитие
Тема: мир звуков
Тема: Формирование представления о звуках : гласных и согласных
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
«В мире звуков»
Интеграция: познавательное развитие
Цель:
Закрепление знаний детей о гласных звуках А, О, У, И, Э, Ы и согласных звуков, формирование умения различать гласны от согласных звуков.
Задачи:
Образовательные :
Формировать умение детей определять позиции звука в слове (в начале, середине, в конце).
Проводить слоговой, звуковой анализ слова.
Развивающие:
Совершенствовать фонематический слух, продолжать развивать слуховое внимание.
Фиксировать зрительное внимание на звуковые свойства предметов.
Формировать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитание активности, инициативы.
Продолжать формировать навыки самоконтроля.
Средства:
Символы гласных и согласных звуков; пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека; звуковые кассы и подручные материалы, ИКТ.
Ход занятия:
1. Орг. момент
Психогимнастика. Перед детьми демонстрируются пиктограммы, изображающиеся разные эмоции. Предложить детям попытаться повторить, изобразить и эмоционально разрядить обстановку, и настроить к занатию.
2. Сообщение темы занятия
Сегодня мы будем слушать, узнавать и знакомиться со звуками.
3. Развитие слухового внимания.
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки (игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумаги, постукивание молотком). Отгадывание детьми источников звука, исходящих из ширмы. Значит, звук – это то, что звучит. Мы с вами говорим, произносим звуки, а животные – издают звуки. А, сейчас я проверю, кто внимательно слушал: мы с вами произносим буквы или звуки? Звук – звучит, а буква – молчит. Буква – это обозначение звука.
1. Дифференциация гласных звуков от согласных.
Жили-были звуковички гласные и согласные. Гласный звуковичок был красного цвета и был похож на индейца,а красным он был потому что много и громко кричал (а, о, у, и, ы, э) ,что аж покраснел. Ребята повторите гласные звуки которые вы знаете? (а, о, у, и, ы, э). В каком домике живёт гласный звуковичк? (В красном домике) Каким квадратиком мы его обозначаете? (Красным) Почему его называют гласными звуком? (Их можно тянуть, петь и кричать). А какие звуки называются согласными? (Которые не поются, не тянутся) Например, какие согласные звуки вы знаете? Согласные звуки какими бывают? (Твердыми и мягкими; звонкими и глухими) Как отличить звонкий звук от глухого? (Приложить руку к горлышку и горлышко задрожит) В каком домике живет согласный твердый звуковичок? (В синем) И каким квадратиком обозначаем? (Синим) В каком домике живет согласный мягкий звуковичок звук? (В зеленом) И каким квадратиком обозначаем согласный мягкий? (Зеленым)
1. Физ. минутка «Аист»
2. Выделение звука А, У, Э на слух. Игра «Поймай звук в слове»
И – ромашка, игра, сумка, машина
А – автобус, икра, мак, услышав заданный звук, дети хлопают в ладоши.
У – рука, стол, стул, утка.
1. Игра «один-много».
Я буду говорить про один предмет, а вы про много: уж - ужи, оса - осы, игра -игры, апельсин – апельсины, этаж – этажи.
1. Определение звука в начале, середине и в конце. Игра «Где звук?»
Звук О : оса, коза, облако.
Звук И : ива, йогурт, ирис.
Звук А : арбуз, рак, груша.
1. Определение количество слогов и их последовательности, значение слогообразующей функции гласного звука.
Если я назову часть слово, поймете ли вы, что я хотела сказать: (Лимон) «Мон»! Если только вторую часть слово: «Ли». Если соединить две части то, какое слово получится? «Лимон» Какой первый слог? Какой второй слог? Следующий слог «Ка», первая часть слово «Гор» (Горка). Можно ли переставлять слоги в словах? Слоги в слове, как кирпичики в стене – нет одного, и стена нарушена. Как же узнать, сколько слогов в слове? Можно отхлопать, определить шагом, прыжками, опусканием подбородка. А, еще помогут определить нам количество слогов в слове гласные звуки. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
1. Пальчиковая гимнастика «Мышонок».
2. Слого-буквенный анализ слов – слово «Чаша».
3. Итог занятия.