Лучший педагог года

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию «Мой посёлок Тоншаево»

Елена Секерина
Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию «Мой посёлок Тоншаево»
▼ Скачать +Заказ

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию дошкольников на тему:

«Мой посёлок Тоншаево»

Цели:

формировать любовь к родному поселку и интерес к его прошлому и настоящему;

познакомить детей с историей названия поселка, воспитывать чувство гордости за своих земляков;

обогащать и активизировать словарь: земляки,

Предварительная работа:

беседы о поселке.

экскурсии в парк, библиотеку, в музей.

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию „Мой посёлок Тоншаево“» размещена в разделах

рассматривание фотографий с видами поселка;

участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню поселка.

Материалы:

фотографии с видами поселка;

листы ватмана, фломастеры.

Ход НООД:

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)

Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:

Утро настает,

Солнышко встает.

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся.

Друг на друга поглядим,

Про себя проговорим:

“Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами.

Воспитатель. Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. С такими детьми и беседовать интересно. Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?

(говорить о Родине, о маме, о том месте где мы живем)

На свете очень много больших и малых городов. поселков, деревень, сел. А мы будем говорить о нашем поселке, о самом любимом, о самом красивом. Я правильно сказала, что наш поселок самый красивый?

(Красивый)

Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем поселке?

(красивые клумбы, современные детские площадки, спортивные площадки, фонтаны)

А ведь так было не всегда. Вы можете себе представить, что когда-то давно на этом месте, где сейчас расположен наш поселок, ничего не было?

Рассказ воспитателя: «Экологические сказки Тоншаевского района»

Каждый, живущий в нашем поселке, считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что-то полезное, нужное, оставить после себя добрую память. Много у нас есть людей, наших земляков, которые делают все для того, чтобы поселок становился красивее, богаче, мы гордимся теми учителями и врачами, которые учат и лечат людей, нашими спортсменами, которые участвуют в различных соревнованиях, поэтами, которые сочиняют такие чудесные поэмы, стихотворения. Это все наши с вами земляки, которые живут рядом с нами, с кого мы можем брать пример, кем мы можем гордиться. Пока вы еще дошкольники, вам еще предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой поселок, а любить – значит знать его.

Давайте поиграем в игру: “Что вы знаете о своем поселке?”

Вопросы:

Как называется улица, на которой ты живешь (Шишмакова, Пижемская, Гагарина)

На какой улице находится наш детский сад? (Жукова)

Что находится рядом с детским садом? (жилые дома, Магазины)

Какие улицы поселка мы знаем? (Полевая, Центральная и др.)

Сколько в нашем поселке детских садов? (3)

Как должны люди, дети относиться к своему родному поселку? (бережно, соблюдать чистоту)

Вижу, что вы неплохо знаете свой посёлок. А сейчас я предлагаю вам послушать высказывания и определить, верны ли они. Если нет, докажите, что это не так.

Игра “Все ли верно, докажи”.

В нашем поселке много детских садов.

В нашем поселке живут тоншаевцы.

Наш поселок расположен в лесной зоне.

У нас на площади стоит памятник воинам, погибшим в В. О. В

Глава нашего поселка В. В. Путин.

Вокруг нашего поселка растет лес.

Дети отвечают.

Воспитатель. Верно, вокруг нашего поселка растет лес. Давайте мы отправимся туда.

Физминутка “Осенний лес”.

Мы пришли в осенний лес!

Сколько тут вокруг чудес!

Справа – березка в наряде стоит.

Слева – елка на нас глядит.

Вот зайчишка побежал,

От лисы он убежал.

Серый волк по лесу рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет теперь он нас.

Пролетают воробьи,

Как красивы они!

Кругом – тишина и покой,

Ну, а нам пора домой.

Воспитатель. Вы любите загадки?

(Любим)

Загадки бывают разные. Бывают о животных, растениях, о явлениях природы. Сейчас вы друг другу будете загадывать загадки о поселке, мы с вами придумаем тоншаевские загадки.

Дети поочередно выходят к столу, на котором разложены фотографии с видами поселка, рассказывают об одной из них. Ребенок, отгадавший, о какой фотографии речь, подходит к столу, показывает ее всем детям.

1. Фонтан на площади Мира

2. Памятник И. Шишмакову

3. Обелиск Погибшим воинам на площади Мира

4. Церковь.

Воспитатель. Молодцы! Мы сегодня говорили о Тоншаеве. Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой родной поселок. Завершая наш разговор, давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для поселка, когда вырастете. Наша игра-мечта так и будет называться “Мечтатели” ее можно начинать словами: “Когда я вырасту. ”

(Когда я вырасту, стану строителем и построю в поселке бассейн.)

(Когда я вырасту, стану бизнесменом и куплю много красивых игрушек для всех детских садов нашего поселка.)

Какие прекрасные у вас мечты!

Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете сделать это на бумаге, используя фломастеры. Представьте, что в центре посёлка построили огромную площадь Солнца. Каждый солнечный лучик – это ваша мечта. Я вам предлагаю нарисовать вашу мечту на концах каждого лучика.

Весенний ветер нежно ветку клонит

И у крыльца черёмуха в цвету.

Поют, поют в Тоншаеве гармони

Поют на радость нашему селу.

Плывут у нас рассветы золотые

И Пижма речка плещет в берегах.

Стоит Тоншаево среди России

Земля родная сердцу дорога.

Воспитатель: Я думаю, что вы все, повзрослев, вот так же сможете признаться в любви к нашему поселку. Кто-то стихами, кто-то песнями, а кто-то просто хорошими, добрыми делами.

Использован материал Тоншаевского краеведческого музея.

Экологические сказки

Тоншаевского района.

Поверхность и полезные ископаемые.

Миллионы лет назад вся поверхность Тоншаевского района покрывалась морями. Затем поверхность земли начала подниматься, и стала сушей. В пределах района есть холмы, сложенные из глины и валунов, скопления песка, гравия и гальки, которые встречаются между поселками Тоншаево и Пижма, у деревень Луги, Колдырята, Ашкаты, Письменер и во многих других местах. Это следы древнейших ледников.

Полезные ископаемые района это- глина, торф, песок, галька и гравий. Глина встречается почти везде на территории района, однако широкого применения не находит. Песка много в долинах рек, используется он в строительстве, и для производства асфальта. Галька и гравий используются при строительстве дорог.

На территории района находятся богатые запасы торфа. Он залегает около деревень Луги, М. Тоншаево, Пекшик, Плащенер, посёлка Пижма. Длительное время торф использовался только в сельском хозяйстве, в качестве удобрений. В последнее время- в виде различных брикетов для отопления промышленных и частных предприятий.

Кроме глины, торфа и песка, других полезных ископаемых на территории района нет. Но среди населения ходят рассказы о том, что якобы в старину на одной из речек велась добыча в небольших количествах золотого песка.

Вполне возможно, что наши предки нашли такое месторождение и в Тоншаевском районе.

Климат.

У нас суровые зимы и короткое дождливое с белыми ночами лето.

.Зима в районе длится не три месяца, как считается по календарю, а пять месяцев: с ноября по март. Весна два месяца: апрель-май. Лето три месяца и осень два месяца: сентябрь и октябрь.

Снег обычно выпадает в конце октября - начале ноября, его покров к марту достигает высоты 70 см., тает во второй половине апреля, в лесах значительно позже.

Весна у нас тёплая, но по температуре она непостоянна. Холодные дни чередуются с теплыми, вот почему заморозки в мае, даже июне – обычное явление.

Температурное лето обычно начинается в первой половине июня, около 10 числа. Преобладает умеренно-жаркое лето и влажное.

Осень бывает пасмурной, с частыми моросящими дождями.

В сентябре заморозки такое же обычное явление, как и в мае.

.

Реки и озёра.

.

Самой большой рекой района является Пижма. Правый берег Пижмы выше, обрывается круто, левый – низкий и пологий.

В настоящее время река транспортного и промыслового значения не имеет. Хотя в старину Пижма использовались для лесосплава. Также было развито домашнее рыболовство.

Озер в нашем районе нет, но есть довольно значительные по размерам пруды на реках и ручьях. Большие пруды есть в поселке Пижма и Тоншаево, в деревнях Ошары, Зотово, Ромачи и Богатыри.

Лес. Дикие животные. Птицы.

Одним из основных богатств Тоншаевского района является лес. Лес дает не только древесину, но и много грибов, ягод (клюква, брусника, черника, голубика и др., ценных лекарственных трав (зверобой, мать-мачеха, череда, тысячелистник и др., богатую пушнину.

В лесах района встречаются различные виды животных. Зайцы, белки, много волков, лисиц, встречаются кабаны, медведи, лоси и рысь. Завезенные из Америки ондатры расселились по лесным речкам и болотам, в лесах живут уссурийские енотовидные собаки. Много различных пушных зверей: ласка, хорек, горностай, бобр, выдра, норка, куница и др.

В хвойных лесах обитают тетерев, рябчик, глухарь. На прудах и водоемах селятся чайки, утки, кулики, на болотах обитают ужи и гадюки.

Около человеческого жилья живут птицы: грачи, вороны, галки, воробьи, сороки, голуби, ласточки, синицы, скворцы и др.

В Тоншаевском районе создан Пижемский заказник. Взяты под охрану несколько участков пихтово-елового леса.

На территории заказника обитают животные и птицы, занесены в Красную книгу – беркут, Мнемозина, махаон, лента орденская голубая, башмачка настоящая, лабария легочная, трезуб сибирский, коростель. Встречаются редкие, нуждающиеся в охране виды животных и растений - ночница Брандта, северный кожанок, выдра, большой крополь, сова болотная, лунь луговая, баранец

обыкновенный, княжик сибирский, жимолость Палласа, ива лапландская и черниковидная, ладьян трехнадрезный, осока струнокорневая и др.

Экскурсия – средство приобщения детей к

истории родного края.

Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать все! С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей», социальной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

Работая над методической темой «Формирования чувства любви к природе в процессе прогулок дошкольников», решаю через комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера :

1. Дать дошкольнику знания, умения, опыт, развивающие его интеллектуально, нравственно, эстетически, физически, на основе которых создается представление о том, что такое Родина;

2. Расширять познавательную сферу деятельности детей : кругозор детей, обогащение знаний путем знакомства с главными достопримечательностями поселка;

3. Обеспечить оздоровление и физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастной физиологией: способствовать пониманию того, что сильные, ловкие – лучшие защитники Родины в будущем.

Экскурсия – это форма учебно-воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.

- Природоведение экскурсии

- Социально-бытовые экскурсии

- Экологические экскурсии

- Экскурсии эстетического характера

В работе с детьми дошкольного возраста использую все разновидности экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и сознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные, целевые прогулки.

В основу разработки содержания ознакомления детей с родным краем посредством экскурсий, целевых прогулок опираюсь на конкретные принципы: энциклопедичность (отбор знаний из разных областей действительности, уникальность места (изучение природой, культурой, социально-экономической уникальности края, интеграция знаний (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира, единство содержания и методов, динамика преемственных связей (изменение социального опыта детей разного дошкольного возраста, тематичность материала.

Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у наших воспитанников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей.

Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы. Большинство наших воспитанников умеют рассуждать, рассказывать и описывать элементарные явления природы. Я считаю, что развитие мышления и речи у детей дошкольного возраста идет как единый процесс.

Уже 4-5 летним детям стараюсь раскрыть смысл понятия «Родина». Разговор веду о природе родного края. Показываю детям фотографии, иллюстрации, картины о природе местных художников. При этом обращаю внимание на соединение ярких образов русского лета, зимушки-зимы, золотой осени, зеленого весеннего наряда, русской березки, солнечного одуванчика и т. д. Считаю, необходимым «влюбить» ребенка в родную природу.

Воспоминания о прогулках, экскурсиях, дети передают в рисунках, в подвижных играх, они с удовольствием «превращаются» в цветы, деревья, грибы, животных, птиц.

Затем с детьми читали стихи о цветах, овощах, деревьях, ягодах и т. д. Обязательно воспроизводим полученные впечатления в продуктивной деятельности : например, рисование «Люблю березку русскую», «Урожай у нас не плох» (лепка овощей) и т. д.

Чтобы наши прогулки и экскурсии были интересными, мы часто отправляемся в «сказочное путешествие». Зимой нас встречает волшебный снежок, осенью – золотой листок, весной – весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире.

Нашим воспитанникам очень нравятся целевые прогулки. Хотя они кратковременны, эпизодичны, но очень разнообразны по тематике : наблюдения за особенностями погоды, за растениями, животными в разные времена года.

Постепенно границы наблюдений, экскурсий расширяю – участок детского сада, знакомая улица, парк, библиотека, обелиск Павшим воинам, музей. Экскурсии помогают дошкольникам познать красоту родной природы, многообразие животного мира поселка, его традиции. Посмотрев ту или иную экспозицию, дети делятся впечатлениями друг с другом, с родителями, воспитателям, что способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю. Экскурсии в библиотеку помогают соприкоснуться с миром духовной культуры, ощутить и понять многообразие и бесценное богатство, оставленное нам в наследство многими поколениями наших писателей, художников.

Во время экскурсий сообщаю детям не только первые знания о природе, но даю пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: «Выглянуло солнышко, и всем сразу стало весело, только сосульки закапали – им не хочется таять».

Дети еще малы, поэтому экскурсии сопровождаю играми, забавами, весельем (побегаем по шуршащим листьям; соберем шишки и сделаем из них веселых человечков и т. д.). Во время прогулок и экскурсий собираем природный материал и используем его для поделок.

Огромную радость приносят целевые прогулки по нашему поселку, по ул. Центральной. Гуляя по знакомым улицам, рассказывала на какой улице стоит наш д/сад. Рассматривали с детьми общественные учреждения, организации нашего поселка (магазины, библиотека,музей).

Перед проведением экскурсий обязательно провожу предварительную беседу. Задавая вопросы: «Что это?», «Где растет?», «Как называется?». Пытаемся определить круг детских знаний по определенной теме, как лучше построить экскурсию, целевую прогулку. Во время проведения данного мероприятия стараюсь больше задавать детям вопросы репродуктивного, поискового, обучающего характера.

Каждая прогулка, экскурсия пополняет знания детей об окружающем мире. Так, например, экскурсия в парк помогла познакомить детей с названиями деревьев, рассказать детям, что нельзя разрушать птичьи гнезда, муравейник и т. д.

Дети стали активнее участвовать в разговорах, проявлять активность, давать развернутые ответы, научились различать группы животных и растений, находить некоторые по внешнему виду. Постепенно меняю типы вопросов, увеличиваю их количество. Процесс познания происходит только когда ребенок, непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы.

Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей малой Родины. Это и аллея около сада и березовая полянка и живописная тропинка в парке. Все это закладывает первые основы патриотизма.

Воспитанный на любви к малой Родине, на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать к культуре, где бы он ни родился и не жил.

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Солнечная система» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию тема: «Солнечная система» Подготовительная группа воспитатель.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию (младшая группа) Цель Развитие личности ребенка, формирование базовой культуры на основе традиционных и нравственных ценностей Обучающие задачи: закреплять.

Конспект образовательной организованной деятельности по развитию речи «Сочиняем сказку» Цель: Учить составлять сказку по схеме (картинкам) Задачи: Учить составлять сказку из 2-3 предложений по картинке. Учить составлять небольшую.

Конспект организованно — образовательной деятельности по духовно — нравственному воспитанию «Материнское сердце» Конспект организованно - образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию «Материнское сердце» Цель: повысить социальную.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию детей с использованием мнемотаблиц на тему: «Посылка.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Каша — здоровье наше» Реализуемая область: «Речевое развитие» Интеграция: образовательные области «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Весна пришла» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Медовое приключение» Возрастная группа: старшая Тема: «Медовое приключение». Программное содержание Образовательные задачи: Уточнить представления о меде, познакомить.

Конспект организованной образовательной совместной деятельности по познавательному развитию Программное содержание: Познавательное развитие: 1. Закреплять и углублять представления о растительности леса, диких животных, птицах.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Хорошо — плохо» МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад № 220» Разработка конспекта по духовно нравственному воспитанию интегрированной образовательной.

Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию «Мой посёлок Тоншаево»
Опубликовано: 24 ноября 2016 в 18:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию «Мой посёлок Тоншаево»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Секерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД