ОЛЬГА ПЕРШИНА
Конспект организованной образовательной деятельности «О чем поет зима деревьям» (экология)
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ПО ТЕМЕ:«О ЧЕМ ПОЕТ ЗИМА ДЕРЕВЬЯМ»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Познакомить детей с зимними явлениями в жизни природы; продолжать работу по расширению знаний о деревьях, кустарниках, травах; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
Темочки:
- Деревья зимой. Зимние деревья
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материалы: Иллюстрации деревьев, материал для исследовательской деятельности : веточки с почками, лопатки, две пластиковые бутылки, лейка, конверт и письмо от Карлсона.
Методы и приё мы: Беседа,наблюдения,объяснение,показ,пояснение,напоминание,вопросы,помощь,художественное слово.
Ход: Педагог спрашивает у детей, какое сейчас время года? Ответы детей: (Зима) Я вам предлагаю отправиться на экскурсию по экологической тропе детского сада и посмотреть, как изменился детский сад с Осени.
Ребята,вот мы и вышли на территорию детского сада, давайте прислушаемся и послушаем зиму: тишина, тишина, тишина… Иногда слышно, как снег охапками падает с веток…
-Чем пахнет зима? (Морозной свежестью, снегом, ёлкой)
-Как изменился детский сад?
-Каким он был в прошлый раз, когда мы были здесь? ( Ответы детей: деревья голые, все в снегу).
-Сможем ли мы узнать наших старых знакомых (Легче всего узнать берёзу)
-Почему? (Такой ствол только у неё, а ещё свисающие с тонких веток серёжки)
-Какое ещё дерево вы помните и сможете узнать? (Тополь) На нём кое-где на всю зиму сохранились тёмные сухие листья. Дерево это высокое, с гладкой серой корой.
Давайте найдём рябину-По каким признакам вы её узнаете? (По гроздьям красных ягод.)
-А скажите какие деревья украшают лес зимой?
Стоят дома высотные
Этажи несчётные
Шпили колючие
Под тучами могучими.
Это ель. Её знают и любят все.
А вот её сестра.
А наверху, над мглою этой
Перерастая лес, одна,
В лучах заката, в бликах света
Горела яркая сосна.
В Солоухин.
Сосна – целебное дерево. Смолистые вещества, которые она выделяет, убивают в воздухе микробов. Поэтому в сосновых лесах строят санатории, в которых люди лечатся,отдыхают. Ствол у неё золотой,солнечный. Даже в памурный день сосна как будто светится.
-Чем отличается ель и сосна? У ели ветки начинаютя у самой земли. Не зря говорят: «пушистая ёлочка». У сосны ветки на самой макушке длинного,стройного ствола.
(Опыт-Сравнение иголок ели и сосны. Вывод:У ёлки они жесткие,короткие,а у сосны белее мягкие и длинные.)
-Рассмотрите почки на деревьях и кустарниках. Что вы видите?
( Опыт : Строение почки; вывод:почки –это туго скрученные маленькие листочки. Чтобы листочки не замёрзли,на них надето «пальто»-плотные тёмные чешуйки;чтобы «пальто»- не распахнулось под ветром,вместо пуговиц служит липкая смола. Придёт время- смола исчезнет и почки раскроются. Листья там спят до весны.)
-Вспомните,чем отличаются деревья от кустарников ( Ответы детей: деревья высокие,кустарники-низкие,у деревьев есть ствол,у кустарников-нет,много тоненьких веточек идёт от корня.)
-А как проводят зиму травы? (Опыт на прогулке. Если раскопать снег в месте,где росла летом трава,то обнаружим молодую траву. Вывод: снег является для травы одеялом. Хоть под снегом и холодно,но не до такой степени,как на открытом месте.)
-Скажите снег друг или враг деревьям?
( Ответы детей:снег друг-согревает,защищает от морозов,даёт воду; снег-враг-если выпадет много,то может поломать ветки,тем самым принести вред.)Чтобы проверить приносит снег пользу или вред деревьям мы проведём ещё один опыт:давайте наполним ёмкости водой (дети наливают в пластиковые бутылки воду ;одну оставим на открытом месте,другую закапаем в снег. На следующей прогулке мы проверим что изменилось. Когда на стенках первой ёмкости появится лёд,то выкапаем и вторую. Вывод: На открытом месте вода замёрзла,а под снегом нет. Снег греет.)
Ребята, пока мы готовили эксперимент,я обнаружила письмо. Оно от Карлсона. В письме написано: «Я услышал, что вы собираетесь на экскурсию. Не ходите. Ничего нового вы не узнаете,только зря потратите время. Лучше посидите в группе. Я вам и так расскажу,что делается на участке…» .Прочитаем ребята о чём нам написал Карлсон? Педагог читает письмо: «Сейчас лето…»Спрашивает «Правда?»( «Зима»,-отвечают дети.) «Почему вы решили,что зима? «Дни стали очень длинными»Спрашивает «Правда?» (Ответы детей). Дальше в письме: «Все деревья стоят голыми :листьев на них нет…» Воспитатель спрашивает: «Это правда, ребята?»(Ответы детей. Если затрудняются-напомнить опыт с почкой.)Воспитатель говорит,что на деревьях и зимой есть листья,только они очень маленькие и прикрыты чешуйками. Что же Карлсон нам пишет дальше? «Травы нет и в помине…» Вы согласны?» (Ответы детей. Не будем гадать. Вспомните опыт с лопатками,в котором раскапывали снег и обнаружили зелёную травку.)Опять Карлсон ошибся. Поссмотрим, что он дальше сочинил: «Если вы заметили,что под деревьями лежит снег,скорее отбросьте его в сторону. Снег для деревьев очень вреден…»Ребята,расскажите Карлсону,зачем нужен снег под деревьями. (Ответы детей) Пошли дальше: «Из тёплых краёв уже вернулись птицы и громко распевают свои песни. В кустах заливаются соловьи и вороны»(Ответы детей) «А вот, что он пишет в конце: «Вот видите,ребята,я говорил,что ничего нового вы не узнаете. Так и знал,что вы меня не послушаете и всё-таки пойдёте на экскурсию. Зря только время потеряли».Ребята,вы и правда ничего нового не узнали (Дети называют факты, которые для них оказались новыми:наличие листьев на деревьях,травы под снегом и др.)
Ну вот ребята,наша экскурсия по экологической тропе заканчивается. Я надеюсь,что вы обязательно расскажите своим друзьям,родителям всё то, о чём сегодня узнали.