Вера Марфидина
Конспект музыкальной ООД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в зимний лес»
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в зимний лес»
Разработала:
Марфидина В. И. ,
музыкальный руководитель.
Цель: создание игровых, проблемных ситуаций для развития у детей интереса к музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные: обогащать знания детей о приметах, явлениях, зимы.
Публикация «Конспект музыкальной ООД для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Познакомить с произведением композитора П. И. Чайковского «Зимнее утро», мотивировать детей к активному слушанию музыки; научить понимать и эмоционально реагировать на содержание музыки, высказываться о характере прослушанного произведения. Закреплять навыки игры на детских музыкальных инструментах, работать над выразительностью исполнения.
Развивающие: Развивать музыкальные и творческие способности с помощью разных видов музыкальной деятельности, умение импровизировать, умение двигаться в соответствии с характером музыки. Развивать тембровый слух, чувства ритма при оркестровке музыкального произведения.
Воспитательные: воспитывать у детей культуру восприятия музыки, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, интерактивный стол, искусственные ёлки, снежинки, белая ткань, картинки с изображением зимних месяцев декабрь, январь, февраль, ударные музыкальные инструменты: треугольник, бубен, металлофон, колокольчик, чимес.
Используемые технологии, методы, приемы: технология диалогового обучения; здоровьесберегающие (физкультминутка, дыхательная гимнастика); технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; игровые технологии; наглядный метод: показ, демонстрация; словесный метод: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения, слушание музыки; практический метод: игра на музыкальные инструментах, выполнение движений, заданий, исполнение песен.
Дети под музыку заходят в зал, встают около стульчиков.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте!».
Музыкальный руководитель: Здравствуйте все мальчики и девочки!
Дети: Здравствуйте Вера Ивановна!
Музыкальный руководитель: Заниматься музыкой будем мы!
Дети: Очень-очень здорово, рады мы!
Музыкальный руководитель: А ну - ка, давайте, поприветствуем всех!
Дети: Здравствуйте все! Здравствуйте все! Здравствуйте все!
Музыкальный руководитель: Присаживайтесь на стульчики.
Я очень рада видеть вас в музыкальном зале в это прекрасное морозное утро.
Музыкальный руководитель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: (предполагаемые ответы): Зима.
Музыкальный руководитель: Назовите, пожалуйста, как называется первый зимний месяц?
Дети: (предполагаемые ответы): Декабрь.
Музыкальный руководитель: Правильно ребята! В народе декабрь называли: Студень. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает»
Музыкальный руководитель: Хорошо, а какой месяц у нас сейчас?
Дети: (предполагаемые ответы): Январь.
Музыкальный руководитель: Правильно! В народе январь называют «Просинец», так как он рассекает зиму на две половины. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо.
Музыкальный руководитель: Как называется третий месяц зимы?
Дети: (предполагаемые ответы): Февраль.
Музыкальный руководитель: Совершенно верно! Февраль – Вьюговей! Еще говорят «Февраль придет – все пути занесет». Вьюговей, потому что в феврале дуют сильные ветры и вьюги.
Музыкальный руководитель: Мы вспомнили зимние месяцы, предлагаю вам сделать музыкальную зимнюю распевку. Предлагаю поиграть в игру «Зеркало»: я буду делать движения, а вы повторяйте за мной.
Встаньте возле стульчиков.
(Распевка с элементами самомассажа «Наступили холода» М. Картушиной)
Да-да-да, наступили холода (потирать руки)
До додо теплое надел пальто (имитация надеваем пальто)
Ду-ду-ду, я на лыжах иду. (растирать ладонями уши)
Ды-ды-ды, вижу на снегу следы. (приставить ладони ко лбу «козырьком»)
Ди-ди-ди, ну, заяц, погоди! (погрозить пальцем)
Музыкальный руководитель: Молодцы!
Звучит произведение П. И. Чайковского «Зимнее утро»
Музыкальный руководитель: Ребята, прислушайтесь. Какая красивая музыка звучит. Мне кажется она доносится из зимнего леса. Давайте отправимся туда и послушаем её, а отправимся мы в зимний лес с веселой песней.
Песня - пляска «Новогодний хоровод» сл. Виктории Пивоварцевой,
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите вокруг. Мы пришли в зимний лес. Как здесь красиво!
Звучит звук метели
Музыкальный руководитель: Слышите, где-то очень далеко метет метель, давайте попробуем изобразить её и восстановить дыхание. А помогут нам волшебные стаканчики, вот же они под ёлочкой (дети берут стаканчики) Стаканчики волшебные и вьюга тоже волшебная. (Дыхательная гимнастика)
Музыкальный руководитель: Ребята дышим правильно, носом вдыхаем ртом выдыхаем, плечи не поднимаем, метель изображаем,
Дети дуют
- Какая замечательная у вас получилась метель. Уберите стаканчики под елочку.
Музыкальный руководитель: Оглянитесь, ребята, красиво в зимнем лесу? Посмотрите, какие большие сугробы, как много снега на деревьях, на полянах.
Музыкальный руководитель: Что-то холодно стало. Посмотрите, а вон полянка и костер там горит, предлагаю нам погреться.
Произведение П. И. Чайковского «Зимнее утро» звучит громче
Музыкальный руководитель: Вы слышите, мелодия стала громче. Давайте присядем и послушаем её. Готовы? Можно закрыть глаза и наслаждаться музыкой в зимнем лесу.
(Звучит отрывок из произведения «Зимнее утро» П. И. Чайковского.)
Музыкальный руководитель: Ребята, написал это красивое произведение П. И. Чайковский, (на экране портрет композитора) а называется оно «Зимнее утро». Как вы думайте, какое настроение у этого произведения?
Дети: (предполагаемые ответы): Грустное, тревожное…
Музыкальный руководитель: Настроение у этой музыки немного грустное и тревожное. Она рассказывает о ненастном зимнем дне и о приближающейся вьюге. Ребята, на каких музыкальных инструментах вы бы сыграли это произведение?
Дети: (предполагаемые ответы): Скрипка, фортепиано, колокольчик…
Музыкальный руководитель: Ой, что это? Смотрите, это же музыкальные инструменты!
(Музыкальный руководитель показывает музыкальные инструменты: треугольник, колокольчик, бубен, металлофон.)
Музыкальный руководитель: Скажите, а мы могли бы на этих инструментах проиграть это произведение?
Дети: (предполагаемые ответы): Да. Хорошо! Давайте ещё раз вспомним, как они называются!
Музыкальный руководитель показывает детям музыкальные инструменты
Музыкальный руководитель: Как называется этот музыкальный инструмент?
Дети: (предполагаемые ответы): Колокольчик.
Музыкальный руководитель: Как называется этот музыкальный инструмент?
Дети: (предполагаемые ответы): Треугольник.
Музыкальный руководитель показывает и играет на бубне
Музыкальный руководитель: Этот музыкальный инструмент как называется?
Дети: (предполагаемые ответы): Бубен.
Музыкальный руководитель показывает и играет на металлофоне
Музыкальный руководитель: как называется этот музыкальный инструмент?
Дети: (предполагаемые ответы): Металлофон.
Музыкальный руководитель: Эти инструменты вам знакомы. Сегодня, я хочу познакомить вас еще с одним инструментом, который я думаю тоже мог бы звучать в этом произведение.
Музыкальный руководитель: Этот инструмент называется Чимес (чаймис). Он представляет собой металлические трубочки разной длины, из которых составлен инструмент. Звучат они от соприкосновения друг с другом. Послушайте, как он звучит.
На экране картинка музыкальных инструментов: колокольчик, бубен, треугольник, металлофон, чимес.
Музыкальный руководитель: Ребята, а как называются все эти музыкальные инструменты одним словом?
Дети: (предполагаемые ответы): Ударные.
Музыкальный руководитель: я вам предлагаю поиграть. Посмотрите на экран. На экране расположены красивые мешочки. В каждом мешочке спрятан музыкальный инструмент. Вы подходите к экрану, выбираете мешочек, нажимаете на желтый граммофон, слушаете звучание инструмента, называете его и только потом открываете мешочек, проверяя себя.
Музыкальный руководитель: Ребята, как незаметно пролетело время и нам пора возвращаться в детский сад. Помогите, пожалуйста, мне собрать инструменты.
Собирают все инструменты в корзину
Музыкальный руководитель: Все готовы? А чтобы дорога прошла веселее, давайте возвращаться с уже знакомым нам танцем «Полька» муз. Ю. Чичков
Вот мы с вами и вернулись,
Подышали….(движение,
Отряхнулись …. (движение,
Улыбнулись (движение,
и на стульчики вернулись.
Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось в зимнем лесу?
Дети: (предполагаемые ответы): Да.
Музыкальный руководитель: Вспомните, пожалуйста, как называется произведение, которое мы услышали в зимнем лесу?
Дети: (предполагаемые ответы): «Зимнее утро»
Музыкальный руководитель: Кто написал это произведение?
Дети: (предполагаемые ответы): П. И. Чайковский
Музыкальный руководитель: С каким новым музыкальным инструментом мы свами познакомились?
Дети: (предполагаемые ответы): Чимес.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Правильно!
Музыкальный руководитель: Я вам предлагаю сделать подарок для «Зимушки – зимы», и исполнить произведение П. И. Чайковского «Зимнее утро» на музыкальных инструментах. Выбирайте музыкальный инструмент.
Дети выбирают музыкальный инструмент.
Музыкальный руководитель: Помогут нам сыграть мелодию символы-подсказки. Давайте вместе их вспомним.
(музыкальный руководитель показывает символы-подсказки, дети их называют)
Музыкальный руководитель: Готовы? Внимание!
Игра на инструментах музыкального произведения П. И. Чайковского «Зимнее утро»
Музыкальный руководитель: Ребята какой замечательный оркестр у нас с вами получился. Молодцы! Давайте инструменты уберём на столик и вернёмся на стульчики.
Музыкальный руководитель:
Вам понравилось играть на инструментах?
Дети: (предполагаемые ответы): Да.
Может что-то показалось трудным?
Дети: (предполагаемые ответы): Нет.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, у меня есть белые и голубые снежинки.
Если вы считаете, что вы испытывали трудности сегодня на занятии - возьмите белые снежинки.
А если вам всё понравилось и было легко - то возьмите голубые снежинки.
Дети выбирают снежинки, музыкальный руководитель хвалит детей.
Музыкальный руководитель: Все выбрали снежинки?
Дети: (предполагаемые ответы): Да.
Музыкальный руководитель: Давайте украсим нашу ёлочку снежинками.
Дети украшают ёлочку. Очень красивая ёлочка у нас получилась, вы молодцы!
Музыкальный руководитель: Мне было очень приятно с вами путешествовать сегодня. Но нам пора прощаться с вами.
Музыкальная попевка «До свидания!»
Музыкальный руководитель: До свидания, мальчики и девочки!
Дети: До свидания, Вера Ивановна!
Музыкальный руководитель: Очень скоро встретимся с вами мы!
Дети: Очень-очень здорово, рады мы!
Музыкальный руководитель: А ну – ка, давайте, до свидания скажем всем!
Музыкальный руководитель и дети: До свидания всем! До свидания всем! До свидания всем!
Дети машут рукой и уходят