галина рязанцева
Конспект организации проектной деятельности детей в старшей группе по теме «Четыре стихии природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организации проектной деятельности детей в старшей группе
по теме : «Четыре стихии природы»
Автор проекта :
воспитатель МБДОУ ЦРР д/с № 21 Рязанцева Галина Владимировна
Тип проекта : познавательно-информационный, творческий.
Длительность: среднесрочный (1 месяц)
Публикация «Конспект организации проектной деятельности детей в старшей группе по теме „Четыре стихии природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Участники проекта : воспитатели, дети, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, родители.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие» – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (основные природные стихии — вода, воздух, огонь, почва); развитие познавательно – исследовательской деятельности через экспериментирование, помочь понять значение каждой стихии для жизни человека,
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие» - обогащение активного словаря (например - снег хрустящий, скрипучий, пушистый, искрящийся, блестящий, белый, холодный; лед скользкий, гладкий; огонь – обжигающий, опасный; воздух – прозрачный, невидимый, и т. д.); развитие связной, грамматически правильной речи.
«Физическое развитие» - приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений; формирование полезных привычек (навыки самообслуживания).
«Художественно-эстетическое развитие» - развитие у детей творческих способностей, художественно-эстетического вкуса, умения видеть прекрасное, формирование навыков работы с ножницами, клеем, красками.
«Социально-коммуникативное развитие» - развитие самопознания и положительной самооценки; овладение способами внеситуативно-личностного общения; приобретение более высокого уровня коммуникативной компетентности; осознание функций речи
Оборудование для педагога:
- подбор методической и художественной литературы
- подбор наглядного материала по теме (иллюстрации, плакаты, фотографии, коллекция минералов, образцы почв, необходимые наборы для проведения опытов с водой, воздухом, почвами: набор для поведения опыта «Как функционирует вулкан»)
- глобус, карта мира по теме «Полезные ископаемые»;
- дидактические игры по темам «Профессии», «Кто где живет», «Кому нужна вода»,
- атрибуты для игр с водой, воздухом (водяная мельница, воздушные шары, соломинки и д. р.)
- подбор реквизита для проведения инсценировки сказки «Кошкин дом»
Предполагаемый результат:
- сформировать знания о неживой природе
- систематизировать знания о стихиях, об их значениях в жизни человека;
- сформировать знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям;
- привить уважительное отношение к стихиям.
Сотрудничество с семьями детей :
- привлечение родителей на проведение экскурсии с детьми в «Музей камня»
- привлечение родителей к совместному с детьми поиску картинок, фотографий, загадок и стихов о воде, воздухе, земле и огне
«выпуск» с детьми книжки- малышки на тему «четыре природные стихии».
План реализации проекта :
1 этап «Подготовительный»
- подбор материала по теме «Четыре природные стихии»
- подбор литературы для чтения детям по теме
- подбор загадок и пословиц по теме
- предварительная беседа с родителями на предмет проведения экскурсии в «Музей камня»
2 этап: «Основной». Совместная деятельность с детьми
Комплексно-тематическое планирование по проекту
блоки тема цели развивающая среда методические приемы
Вода Занятие. «Природная стихия – вода. Свойства воды» Цели:
дать основы знаний о природной стихии – воде;
расширить представления детей о формах проявления воды в природе;
закрепить знания детей об основных свойствах воды опытным путем;
воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Развивающая среда:
Глобус «Вода – суша»;
Иллюстрации с изображением ручья, пруда, реки, моря;
Стаканчики с водой и молоком, ложечка (прозрачность);
Соломинки для коктейлей (вкус);
Сахарный песок (в воде одни вещества растворяются, другие – нет);
Кусочки льда, термос с горячей водой (пар);
Игрушка Крошка Енот.
Методические приемы:
Загадка;
Опытническая деятельность;
Работа с иллюстрациями;
Рефлексивное упражнение «Улыбнись своему отражению в воде».
Занятие «Вода – наше богатство»
. Цели:
расширить представления детей о том, где используется вода;
дать детям представление о роли воды в природе, ее значении в жизни людей, животных и растений;
закрепить знания детей о различных состояниях воды (лед, вода, пар);
активизировать речь, развивать образное мышление;
воспитывать бережное и осознанное отношение к воде, отрицательное отношение к факторам, загрязняющим ее. Развивающая среда:
Предметные картинки с сюжетами использования воды;
Карточки в виде капелек воды с загадками;
Карточки с рисунками (ответы на загадки);
Картинки с растительным и животным миром;
Фильтр для очистки воды;
Письмо от Нептуна Методические приемы:
Загадки;
Опытническая деятельность;
Вопросы;
Игра «Сохраним чистую воду на планете»;
Проблемная ситуация;
Сюрпризный момент.
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие:
Наблюдения:
Художественно-эстетическое развитие:
Физическое развитие: чтение и разучивание стихов (А. С. Пушкин «Ветер по морю гуляет», И. Токмакова «Дождик», С. Я. Маршак «Кораблик», А. Барто «Любитель-рыболов» и др.);
чтение и рассказывание (Б. Житков «Наводнение», А. Толстой «Акула», русские народные сказки «Снегурочка», «Заюшкина избушка» и др.).
гигиена кожи;
зачем нужно мыть овощи и фрукты;
уход за зубами;
поведение на воде, тонком льду;
природные явления, связанные с водой (дождь, снег, облака, иней и так далее);
природные объекты, связанные с водой (озеро, родник и т. д.).
Рисование воды в природе;
Лепка снежных комочков, сосулек, снеговика;
Аппликация «Кораблик на море», «Снеговик», «Морские жители»;
Вырезание снежинок, изготовление корабликов из бумаги
Слушание, представление и обсуждение звуков природы;
Передача в музыкальных зарисовках состояния воды (плавность, ритмичность);
Игра «Послушай и представь музыкальные картинки. Расскажи о характере музыки»;
Создание образов в игровых импровизациях под музыку «Музыкальные волны»;
Разучивание песен Ю. Слонова «Будем моряками», В. Павленко «Капельки»;
Музыкально-двигательные импровизации «Я – снежинка», «Я – тучка».
Проведение тематического занятии «Будем моряками» Цели: развитие общей моторики, ловкости, координации движений
Развивающая среда: инвентарь спортивного зала
Огонь Занятие «Стихия – огонь» Цели:
дать представление о стихии – огонь, о состоянии предметов, явлений окружающего мира: холодное, теплое, горячее;
познакомить детей со свойствами огня;
учить передавать в рисунке с помощью оттенков природные явления разного характера (огонь, пожар);
развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность, активизировать речь. Развивающая среда:
Подсвечник, свеча, коробок спичек;
Методические приемы:
Беседа;
Вопросы;
Загадки;
Опытническая деятельность;
Занятие «Огонь – друг, огонь – враг» Цели:
углубить, расширить представления детей о роли огня в жизни человека, о том, каким может быть огонь (ласковый, согревающий, злой, пожирающий);
закрепить меры предосторожности при обращении с огнем;
учить отгадывать загадки и узнавать по отрывкам литературное произведение;
активизировать речь, мышление, воспитывать любознательность и интерес к окружающему. Развивающая среда:
Иллюстрации с изображением огня в разных ситуациях, бедствий, которые возникают в результате неумелого обращения с огнем;
Пожароопасные предметы;
Набор для проведения опыта «Как действует вулкан» Методические приемы:
Беседа;
Рассматривание иллюстраций;
Сюрпризный момент;
Игры «Костер», «Доскажи словечко»;
Разноцветные ленты
Речевое развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Наблюдения:
Художественно-эстетическое развитие:
Физическое развитие чтение и разучивание стихов (С. Я. Маршак «Кошкин дом», потешка «Кошкин дом»);
чтение и пересказывание (Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», детское справочное издание «Почемучка»).
обращение со спичками, с газовой плитой;
правила пользования электроприборами;
как вызывать пожарную охрану;
разведение костров и меры предосторожности.
за горящей спичкой, свечой, костром;
за лампой, фонариком;
за солнцем, молнией, проведение опыты «Как действует вулкан».
Рисование пожара, костра, свечи, солнца, вулкана;
Аппликация свечи, конструирование пожарной машины.
Слушание, представление и обсуждение звуков стихии огня (треск огня в костре, пламя огня в печи);
Игра «Гори, гори ясно…»;
Создание образов в движении под музыку «Танец огня в свече, в печи», «Разгорающийся и затухающий костер»;
Разучивание «Песни о пожарных» (муз. В. Витлина). Инсценировка сказки «Кошкин дом»
Проведение тематического занятия «Мы пожарные» Цели: развитие общей моторики, ловкости, координации движений
Развивающая среда: инвентарь спортивного зала
Земля Занятие «Подземные кладовые» Цели: дать представление о полезных ископаемых: уголь, глина, нефть, железная руда;
закрепить знания детей о свойствах и применении полезных ископаемых и природного материала (камни, песок, глина);
познакомить детей с профессиями шахтера, геолога;
развивать тактильные ощущения, воображение, память, речь;
воспитывать уважительное отношение к людям профессии шахтер, геолог, бережное отношение к природным богатствам. Развивающая среда:
Игрушка Данила-мастер;
Коллекция минералов и полезных ископаемых;
Природный материал (камни, песок, глина);
Драгоценные и полудрагоценные камни в украшениях;
Иллюстрации с изображением шахты, гор, шахтеров и геологов;
Подносы. Методические приемы:
Беседа;
Рассказывание сказки;
Дидактическая игра «Мы – геологи»;
Моделирование: голосом моделируем эхо
Загадки.
Социально-коммуникативное развитие:
Наблюдения:
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие знакомство с профессиями земледелия и геологами;
экология почвы.
виды почв на участке детского сада, почва на клумбах;
эксперименты по посадке растений в различные почвы.
Рисование «Горный пейзаж»;
Слушание, представление и обсуждение музыкальных зарисовок «Самоцветы», «Хрустальная статуэтка», «Гномы в подземном царстве» (муз. В. Самойлова, «Шествие гномов» Э. Грига;
Слушание, представление, обсуждение музыкальных картинок к сказке о Даниле-мастере.
Поход с родителями в «Музей камня»
Проведение подвижной игры «4 стихии»
Развивающая среда: инвентарь спортивного зала
Воздух Занятие «Природная стихия – воздух. Свойства воздуха» Цели: дать детям представление об атмосфере Земли как о воздушном пространстве, о роли воздуха в окружающем мире;
объяснить на основании проведенных наблюдений в ходе опытнической деятельности свойства воздуха (цвет, легкость, способность передвигаться);
развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, активизировать речь. Развивающая среда:
Вертушка, флюгер, веер, вентилятор;
Резиновые шарики; полиэтиленовый пакет
Полоски бумаги;
Банка с водой, стакан; резиновые игрушки, таз с водой
Игрушки Знайка, Незнайка;
Иллюстрации матраца для плавания, колеса велосипеда, аквариума, яхты, мельницы. Методические приемы:
Рассматривание иллюстраций;
Проведение опытов по определению свойств воздуха;
Сюрпризный момент;
Загадки;
Вопросы.
Речевое развитие:
Наблюдения:
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие чтение и разучивание стихов Л. Николаенко «Бумажная вертушка», И. Даренского «Веселые качели», М. Карем «Мой змей», «Никто не видел ветер» и так далее;
чтение и рассказывание: сборник рассказов «Окно в мир», детское справочное издание «Почемучка».
качающиеся деревья, движение облаков;
наблюдение за флюгером, за рябью на воде.
Рисование птиц, летательных аппаратов и т. д. ;
Лепка птиц, самолетов, ракет и т. д. ;
Конструирование из бумаги вертушки,
Симметричное вырезание бабочек, стрекоз;
Изготовление флюгера.
Слушание, представление и обсуждение шума ветра, метели;
Беседа о роли воздуха в создании музыки;
Создание образов в движении под музыку «Деревья на ветру», «Мельница»;
Музыкально-двигательные импровизации «Я ветерок», «Ветер и ветерок».
Проведение занятие «Потому-потому, что мы пилоты»
Развивающая среда: инвентарь спортивного зала
Итоговое занятие Занятие «Путешествие по четырем сферам окружающего мира» Цели: формировать материалистическое представление о мире;
сформировать у детей обобщенное представление о роли явлений природы в жизни живой и неживой природы;
развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и наблюдать;
закрепить представления о природных стихиях;
воспитывать бережное, осознанное, заботливое отношение к природе. Развивающая среда:
Лист ватмана (картограф) с изображением четырех стихий;
Предметные картинки с изображением природных явлений, сюжетами их использования;
Игрушки Принца Кислорода, рыбки, крота, Огневушки-Поскакушки;
Листы бумаги, карандаши. Методические приемы:
Подвижная игра «Кто где живет»;
Дидактическая игра «Природные стихии», «Угадай, кто я»;
Составление коллективного письма Природе (старшие дети, рисование «Подарок Природе» (младшие дети).
3 этап «Заключительный»
Проведение викторины, подведение итогов проекта
В процессе реализации проекта были получены следующие продукты:
- альбом «Стихии Земли в детском творчестве»,
- книжки- малышки «Рассказы, загадки о стихиях Земли»»,
- картотека загадок и стихов про воду, землю, воздух и огонь;
- коллажи с фотографиями детей в процессе проведения опытов и экспериментов по темам «Огонь», «Вода», «Земля», «Воздух».
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме: дети включались в различные виды творческой, познавательно-исследовательской и практически значимой деятельности. Мы проводили опыты, играли в сюжетно-ролевые, дидактические игры, инсценировали сказку, делали поделки из различных материалов. Поход в музей, изготовление и последующее обсуждение книжек-малышек дал почувствовать себя одной большой семьей и родителям с детьми и воспитателям.
Вывод: Проведение проекта дети стали любознательнее, у них повысился интерес к окружающему миру и багаж знаний о нем. В ходе реализации проекта дети и родители стали чуточку ближе друг к другу, у них появились общие интересы. А самое главное – у детей появилась потребность, желание и некоторые умения получать новые знания и использовать их в повседневной жизни.
Литература:
Иванова А. И. Наблюдения и эксперименты в детском саду // Москва 2004 г. издательство «ТЦ»
Дитрих А., Юршин Г., Кошурникова Р. «Почемучка» // Москва, «Педагогика» 1987 год
Мариничева О. В., Елкина И. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать»// Ярославль, Академия холдинга 2002 г.
Виноградова Н. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» Пособие для воспитателей детского сада // «Просвещение» Москва 1978 г.
Огонь – друг и огонь – враг // Ребенок в детском саду. 2003. № 6.
Только смелым покоряются моря // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.
Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. 2005. № 6.
Латынова Н. Сказки Земли.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте.
Попова Т. И. Мир вокруг нас.
Рыжова Н. Азбука экологии // Обруч. 1997. № 2.
Рыжова Н. А. Я и природа.
Саво И. Л. Знакомим детей с правилами противопожарной безопасности // Дошкольная педагогика. 2005. № 2.