Еремеева Светлана
«Вода вокруг нас». Конспект образовательной деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные : познакомить детей со свойствами воды, значение воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой.
Развивающие: развивать мышление, внимание, память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.
Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны; коробка «с загадкой (кусочек льда)»); разнос с предметами – яблоко, апельсин, рыбы.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Раздаточный материал: для опыта; стаканчики, баночки с водой, трубочки, халатики.
Методические приемы: организационный момент, игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстраций, физкультурная минутка – дидактическая игра, анализ, подведение итогов.
Ход.
Воспитатель: Доброе утро я вам говорю,
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься
Слушать внимательно, ума набираться.
Ребята, я приготовила вам интересные загадки. Вот первая загадка. Подойдите к столу (на столе коробка, с боку круглое отверстие).
Потрогайте одной рукой то, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).
Вот вторая загадка – звуковая ( звучит аудиозапись: шум морского прибоя, всплеск волн).
А сейчас скажите мне, что было в коробке и что за звуки вы слышали? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
Да, верно, в коробке был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Речь на сегодняшнем занятии пойдет о воде.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде? Говорят она везде.
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без воды нам не прожить.
А вы, ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? (ответы) Верно, о воде еще говорят – водица – живица, то есть вода – это жизнь. А сейчас пройдите к столику и давайте посмотрим, что на нем стоит (ваза с веткой, яблоко, огурец, рыбка (игрушка).
Воспитатель: Сегодня мы говорим о воде, а какое отношение к воде имеют те предметы, которые находятся на столе перед вами (ответы детей).
Я с вами согласна, в огурце много сока, то есть воды, яблоко тоже содержит сок. Вода – среда обитания рыбы. Если сжать пальцами срезанный стебель веточки, мы ощутим влагу. И в листьях тоже содержится вода. Откуда? Почему?
Да, верно, поливаем водой, корнями растение впитывает воду и по стеблю она попадает в листья.
Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды.
Есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть вода? (ответы).
Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, мы возьмем маленькие зеркала.
Воспитатель: Возьмите в руки зеркальце, подышите на него прикрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала, что вы чувствуете? (ответы).
Да, пальчики стали влажными. Этот опыт доказывает, что в человеке есть влага
и при дыхании он ее теряет.
Еще вода обладает многими свойствами. Узнать о них мы сможем в нашей лаборатории. Оденем халатики.
Давайте скажем волшебные слова:
1, 2, 3 – повернись, 1, 2, 3 – покружись и в лаборанта превратись (проходят и садятся).
Сейчас мы с вами будем проводить исследования, из которых узнаем, какими необычными свойствами обладает вода.
Опыт 1.
Посмотрите, что я буду делать.
Воспитатель из бутылочки наливает воду на блюдечко.
Теперь вы проделайте тоже самое.
Как вы думаете, почему вы смогли перелить воду?
Вывод: Вода жидкая, она льется.
Воспитатель: Совершенно верно, если бы вода не была жидкой, она не могла течь в реке, ручейке, из крана.
Опыт 2.
Посмотрите, что у меня в руке? (кубик, мяч).
Сейчас я их положу в тазик с водой, они изменили форму? (нет).
Хотите узнать, есть ли форма у воды?
Давайте проведем опыт: наливаем воду в тарелочки, в баночку, стакан.
Что произошло, когда мы налили воду в тарелочку, баночку, стакан?
Вода приняла форму этих предметов.
Вывод: вода не имеет форму, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.
Опыт 3.
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в стакане? (молоко). Почему вы так думаете? (белое). А в этом стакане что? (вода). Какого цвета вода? (бесцветная). Правильно.
Возьми ложечку и положи в стакан с молоком, а ты положи в стакан с водой.
Что мы заметили?
Значит, какое свойство воды мы выявили?
Они прозрачная.
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт 4.
Возьмите бокалы с водой и понюхайте, чем пахнет вода?
Вывод: вода не имеет запаха.
А вот как можно изменить запах воды, это вы попробуете сделать дома вместе с родителями, а потом расскажете.
Опыт 5.
Давайте теперь проверим, какая вода на вкус, возьмите трубочки и попейте воду из стаканчика, какая вода на вкус? Какая она?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Ребята, а как вы думаете, можно изменить вкус воды? (ответы).
Я предлагаю провести еще один опыт.
Опыт 6.
У вас на столах в баночках насыпан какой-то порошок. Насыпьте чайной ложечкой немножко порошка в стакан с водой и размешайте, а теперь попробуйте через трубочку, как, изменился вкус воды? (ответы).
Что произошло с сахаром? (растворился). Вот мы с вами узнали еще одно свойство: вода растворяет. Что еще может вода растворить? (соль, соду).
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо».
Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч с вопросом: вода – это хорошо, почему? (пьем, кушаем, варим, стираем).
Вода – это плохо, почему? (холодная - можно заболеть, горячая – можно обжечься, утонуть, затопить, наводнение). Молодцы!
Продолжим наши исследования.
Опыт 7.
(На столе тазик с водой). Приглашаю вас по очереди подойти и посмотреть в тазик. Кого вы там увидели?
Вот мы с вами выявили еще одно свойство воды?
Вывод: В воде отражаются предметы.
Итак, ребята, давайте вспомним, какими свойствами обладает вода?
(ответы детей)
Молодцы ребята, я очень рада, что вы теперь знаете свойства воды.
Ребята, как вы думаете, а что сейчас произошло с нашими льдинками?
Давайте посмотрим. Молодцы, вы догадались.
А почему лёд растаял? (потому. Что он находился в тепле)
А как воду можно превратить в лёд? (заморозить)
Ребята, а что станет с водой, если её очень сильно нагреть, например в чайнике?
Давайте проверим.
Включим электрический чайник и понаблюдаем. ….
Вода превращается в насыщенный пар при кипении.
Сделаем вывод: вода бывает в жидком состояние, в твердом и газообразном (это пар)
Молодцы, ребята! Какой опыт вам понравилось выполнять больше всего? ….
Но, к воде надо бережно относиться.
Давайте предложим нашим гостям послушать советы о том, как беречь воду (ответы).
Молодцы, ваши советы очень важны и надеюсь, что вы их будете применять в жизни. А нам пора возвращаться в группу из нашей лаборатории.