Антонина Бердникова
Конспект организации досуга в средней группе ДОО «Игры народов нашей страны»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология: продуктивная, здоровьесберегающая.
Цель: формирование у дошкольников интереса к жизни сверстников различных национальных культур, воспитание толерантности, чувства единства, любви к Родине.
Задачи:
Образовательные:
- расширение знаний дошкольников о разнообразии национальных культур на примере игр различных народов нашей страны;
- аккумуляция личного опыта и знаний дошкольников для создания целостной картины нашей многонациональной страны.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к людям независимо от их национальной принадлежности;
Публикация «Конспект организации досуга в средней группе ДОО „Игры народов нашей страны“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- формировать умение проявлять уважение к культуре и обычаям различных народов.
Развивающие:
- развивать физические данные детей: скорость, силу, ловкость, координацию движений;
- продолжать развивать различные виды передвижений, ползаний, прыжков.
Оборудование: магнитофон, платки, тюбетейка, обручи, гимнастические палки.
Персонажи: кот Леопольд
Предварительная работа:
- оформление раздевалки: плакат «Знакомство с народной игрой»;
- подготовка музыкального материала, спортивного инвентаря, атрибутов к народным играм.
Интеграция с образовательными областями: физическое развитие,удожественно-эстетическое развитие,речевое развитие,познавательное развитие,социально-коммуникативное развитие. Работа с родителями:
- буклет для родителей «Играйте вместе с детьми»;
- анкета для родителей «Игра в вашей семье»
Виды деятельности детей: игровая, двигательная, коммуникативная, исследовательско-познавательная.
Литература:
1. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР. - М. : Просвещение, 1989.
2. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М. : Издательство «ГНОМ и Д»”, 2013.
3. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет. - М. : Творческий центр «Сфера», 2008.
Развлечение проводится в теплую погоду на улице.
Ход занятия:
Воспитатель в народном костюме выходит к детям.
В. : Здравствуйте, гости!
Мы красиво нарядились,
Вкруг себя оборотились.
Вышли песенки попеть,
На людей посмотреть!
Вышли дружно поиграть –
Себя людям показать!
вдруг раздается громкое мурчание и появляется кот Леопольд.
Л. : Ой, ребята, а я тоже люблю играть, и дружить с разными детишками: с девчонками-мальчишками! Возьмете меня к себе?
Д. : Да!
Л. : Ребята, а вы правда больше всего на свете любите играть? Я - тоже!
В. : Леопольд - игра любимое занятие всех детей, да и многих взрослых. Но игры бывают разные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же, народные. Сегодня ты попал на праздник игр!. Сегодня мы будем играть в игры народов России.
Л. : В игры каких народов?
В. : Народов России. Ребята, поможем Леопольду вспомнить, какие народы живут в нашей стране?
Д. : Да! Русские, татары, мордва, якуты, ингуши, осетины, буряты, ханты и манси, чуваши, башкиры….
В. : и многие-многие другие!
Л. : и что - у всех разные игры?
В. : Конечно! Давай вместе с ребятами сначала вспомним любимую игру русских детей - «Ручеек».
(Игра «Ручеек». Под музыку «Калинка-Малинка» дети встают в пары, поднимают руки вверх и образуют ворота. Водящий ребенок проходит в ворота и выбирает себе пару. Оставшийся без пары ребенок становится водящим. Играющие делают 3-4 круга).
Л. : (обмахиваясь и делая вид, что устал) ой, уморили! Ой, забегался я…. А поспокойнее у вас ничего нет?
В. : Есть. Только танцевать надо уметь! Давайте, ребята, сыграем в любимую игру детей республики Татарстан - «Тюбетейка»
(Татарская народная игра «Тюбетейка». Дети стоят в кругу. Пока звучит татарская плясовая музыка, они одевают рядом стоящему игроку на голову тюбетейку. На ком остановится, тот танцует)
Л. : (танцует с последним участником, не прекращает танцевать даже когда заканчивается музыка). Ой как мне игра то понравилась!
В. : Леопольд, а на коне то тебе скакать нравится?
Л. : на коне? Это как кот в «Шреке»? Нет…. боюсь….
В. : А хочешь, мы с ребятами тебя научим скакать на коне как настоящие адыгейские джигиты!
Л. : Кто? А я не упаду? А мне страшно не будет?
Д. : не будет!
(Адыгейская народная игра «Адыг» (конь). Дети стоят в четыре шеренги в руках у них гимнастические палки, находящиеся между ног, напротив на расстоянии лежат 4 флажка разных цветов, по сигналу игроки подскоками передвигаются к флажкам и поднимают их вверх, тот кто поднимет первый – победитель).
Л. : Ох и интересно же с вами путешествовать! А куда мы дальше направимся?
В. : Леопольд, ребят, представьте себе, что вы очутились на Севере. Завывает ветер… В лицо летит колючий снег. Здесь длинные, полярные ночи, поэтому мало тепла и света. А детям и взрослым все-равно не холодно! Они с удовольствием играют в ненецкую игру «Хейро», что означает «Солнце».
Л. : Ребята, а ну-ка, быстренько научите меня этой игре!
(Ненецкая игра «Хейро». Играющие идут по кругу приставным шагом. Руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Все разбегаются, после сигнала “солнце”).
Л. : Ой, распарился я на солнышке, попить захотелось…
В. : Тогда добро пожаловать в богатую реками Удмуртию. Поиграем в любимую игру удмуртских детей «Ручеек»?
Л. : Опять? Мы же в нее уже играли… Не хочу, скучно….
В. : Не торопись, Леопольд. Эта игра отличается от нашей.
(Удмурская народная игра «Удмуртский ручеек».
Играющие разбиваются на пары и строятся колонной, как в русских «горелках». Однако водящий становится лицом к первой паре, впереди от нее, примерно в 10 шагах. Он держит в поднятой руке платок или шарф.
Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей стороны колонны вперед, к водящему. Тот игрок, который успеет схватить платок первым, становится водящим, а другой игрок становится в пару с прежним водящим во главе колонны. Вся колонна постепенно продвигается вперед, а водящий отступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ним и первой парой не уменьшалось.
Правила:
Сигналом к началу бега для каждой пары является поднятие ведущим платка вверх, над головой.
Водящий не должен протягивать платок навстречу одному из игроков, а должен держать его в высоко поднятой руке.
Если подбежавшие игроки одновременно схватились за платок, то водящий остается, а эта пара становится впереди колонны.
Игрокам нельзя силой вырывать платок друг у друга).
Л. : Да, интересно, вроде бы та же игра, что и у нас, а вроде и другая… Как ведь занятно придумали!
В. : Да, занятно. А вот у башкир тоже интересная игра есть. Ребята, а вы знаете, что такое юрта?
Д. : Да! Это складывающийся домик в виде шатра.
Л. :Да ну! Как у Шамаханской царицы?
В. : Примерно. Многие пастухи-башкиры до сих пор с юртами по степи путешествуют. Эти «домики» очень быстро собираются и также быстро разбираются. Ну что - попробуем построить юрту?
Д. : Да!
(Башкирская народная игра «Юрта» (Тирме). В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул или лежит обруч, на котором повешен платок с национальным узором или лежит обруч меньшего размера. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
Правила игры.
С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту).
В. : Ну что, ребята, понравилось вам путешествовать? Познакомились с любимыми играми детей народов нашей страны?
Д. : Да!
Л. : Обязательно научите этим играм своих друзей и родителей!