Елена Владимировна Журавлева
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебный лимон»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию у детей познавательных представлений о лимоне через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
обучающие:
- пополнить знания детей о лимоне;
- побуждать детей к практическому применению знаний о лимоне в
повседневной жизни;
- упражнять в словарном описании характерных признаков лимона,
расширять словарный запас.
развивающие:
- формировать умения получать сведения о свойствах лимона
экспериментальным путём;
- развивать навыки восприятия, словесно-логической памяти, мышления,
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Волшебный лимон“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лимон
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
воображения;
- развивать в процессе экспериментирования познавательную
активность;
- развивать умение делать правильные выводы, суждения.
воспитательные:
- воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;
- воспитывать любовь к природе, эмоциональную отзывчивость.
- содействовать воспитанию дружеских отношений у детей в процессе совместной деятельности.
Оборудование: мольберт; коробка с письмом;
для каждого ребенка: колокольчики; лимоны; ёмкости с водой; пипетки с йодом (или краской); разовые тарелки; ватные диски; яблоки, сода, молоко
Предварительная работа: разучивание стихов о лимоне, знакомство с понятием "лаборатория", "грамм" в сюжетно-ролевой игре "Магазин", игра "Чудесный мешочек".
Ход занятия:
Приветствие.
Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом.
Воспитатель: здравствуйте, ребята!
Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, повторяйте за мной:
"Мы веселые ребята!
Мы ребята- дошколята!
Скоро в школу мы пойдем,
Будем знать мы обо всем!"
Сегодня утром я обнаружила посылку, в которой было письмо от профессора Чудакова.
Во время моего очередного исследования произошел взрыв …и мою комнату заволокло дымом! Я открыл окно, чтобы проветрить. В результате чего у меня заболело горло. Помнит, что есть очень полезное средство для лечения горла, но вспомнить никак не могу. Прошу у вас помощи. Подсказка в мешке.
Воспитатель берет «мешочек ощущений» и трясет ее.
Как вы думаете, что в нем лежит? (Ответы детей)
Попробуйте отгадать, просунув руку вовнутрь. Что там? (Ответы детей)
Отгадайте загадку, и тогда вы точно узнаете, что лежит в мешке.
Этот фрукт, ну очень кислый,
Глаз прищурив, зубки стиснув,
Проглотить хотим скорее,
Но, зато с ним чай вкуснее.
Ну а если заболели,
То проверим мы на деле,
Слопав дольку непременно,
Мы поправимся мгновенно.
Витаминка в нем живет,
Буквой "Ц" себя зовет.
Что это? Конечно, это же лимон!
Игра «Назови наоборот»
Чтобы узнать все лимона секреты, нужно дать поскорее ответы. И начнем мы с игры «Назови наоборот». Я буду бросать вам игрушечный лимон, и называть слово, а вы возвращаете мне игрушку, называя слово наоборот. Ваш ответ должен начинаться со слова «лимон». Например, я говорю: «Лимон - выжатый». Вы отвечаете: «Лимон – сочный». Начинаем играть.
Лимон сладкий – кислый;
лимон квадратный – овальный;
лимон мягкий – упругий;
лимон несъедобный – съедобный;
лимон вредный – полезный;
лимон раздавленный – целый;
лимон недозрелый – спелый;
лимон тусклый – блестящий;
лимон горячий – холодный;
лимон шероховатый – гладкий.
Воспитатель: Молодцы! Вы подобрали много правильных слов о лимоне. Но это еще не все секреты. Профессор Чудаков приглашает нас в настоящая лаборатория, пока он на лечении. Предлагаю вам отправиться туда и стать учеными-исследователями.
- Давайте вспомним, что такое лаборатория? (ответы детей)
- Правильно, это место, где узнают что-то новое, интересное и делают опыты с различными предметами.
- А как называют людей, которые работают в лаборатории (ученые)
- Вы помните, как должны быть одеты сотрудники лаборатории?
(в специальной одежде)
- Почему? Как вы думаете? (Потому что в лаборатории должна соблюдаться чистота, и чтобы не пачкать свою одежду)
На стульчиках лежат белые халаты и шапочки, или фартуки.
Надевают спецодежду
Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории. Вот они на мольберте, назовите их.
Правилами поведения в лаборатории.
1. Не шуметь.
2. Соблюдать осторожность.
3. Не трогать без разрешения.
4. Не пробовать на вкус.
5. Работать только на своем месте.
Дети проходят к столам.
Опыт №1 «Лимон - пловец»
Воспитатель: Продолжаем раскрывать секреты лимона.
На тарелке два лимона: один - без кожуры, другой – с кожурой. Для каждого ребенка по 2 лимона.
Что вы видите на тарелочке? Чем они отличаются? А как вы думаете, какой из них легче? Проверим правильность ваших ответов, опустив плоды в воду. Итак, сначала опустите в воду лимон без кожуры. Что происходит?
Дети: Лимон утонул, упал на дно.
Воспитатель: Теперь опустим в чашу лимон с кожурой. Что мы наблюдаем? Что случилось с лимоном в кожуре?
Дети: Лимон в кожуре всплыл, оказался на поверхности воды, плавает.
Воспитатель: Как вы думаете, почему всплыл лимон с кожурой?
- В чем же секрет? (секрет в кожуре)
- Рассмотрим лимон внимательнее с помощью лупы. Что вы видите? (в кожуре ямочки)
- Правильно, кожура лимона заполнена воздухом. Именно воздух держит лимон на плаву.
Вывод: тяжелее лимон без кожуры, он утонул. Проверим взвесим на весах.
Опыт №2 «Вулкан из лимона»
Садитесь на стулья и наблюдайте.
Для создания вулкана из лимона нам понадобятся: лимон, сода, поддон.
Разрежем лимон пополам. Из одной половинки выжмем сок, больше эта часть уже не понадобятся. У второй половинки срежем верхушку и вырежем сердцевину наподобие жерла вулкана. Ложкой осторожно размягчу «жерло» вулкана. Теперь добавлю туда соду. Лимон начнет пузыриться как вулкан! Чтобы реакция продолжалась, добавлю в сердцевину предварительно выжатый сок и соду. Можно добавить водный раствор жидкого мыла с краской.
Вывод: Лимон сок содержит лимонную кислоту, которая при смешивании с пищевой содой реагирует с образованием газа, который вызывает шипение и превращает жидкость в пузыри. Лимонная кислота является распространенной пищевой добавкой, используется в напитках, например при изготовлении лимонада.
Воспитатель: Молодцы! А теперь поиграем с пальчиками.
Физминутка «Лимон»
Жёлтый-жёлтый наш лимон, Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.
Кислым соком брызжет он. Пальцы резко разводим в стороны.
В чай его положим Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и опускаем «лимон в чай».
Вместе с жёлтой кожей. Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –
«помешиваем чай».
Опыт № 3 «Лимон-защитник».
Мы разрезали яблоко пополам, положили его срезами вверх на блюдце и выдавили немного лимонного сока на одну из половинок. Как вы думаете, что произойдет? (ответы детей).
Вывод: В яблоках содержится много железа, а на воздухе железо из яблока выделяется и происходит так называемая реакция, и яблоко темнеет, как будто появляется ржавчина а сок покрыл яблоко защитной пленкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым.
Опыт № 4 «Лимон-вредитель»
В чашку с молоком мы добавим немного лимонного сока. Что наблюдаем? Молоко моментально свернулось, образовались комочки. Вывод: лимон не желательно употреблять с молочными продуктами, так как молочный белок сворачивается от кислоты.
Физминутка. Предлагаю отдохнуть.
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
Опыт №5 «Лимон — пятновыводитель»
Воспитатель:
На разовой тарелке лежит ватный диск, рядом пипетка с йодом (красителем,на блюдце кусочек лимона.
Капните йод на ватный диск. Затем возьмите кусочек лимона, и выжмите несколько капель лимонного сока на йодное пятно. Что происходит? (Ответы детей)
Дети: Лимонная кислота обесцвечивает некоторые вещества.
Это свойство нам знакомо из повседневной жизни. Добавив дольку лимона в крепко заваренный чёрный чай, мы можем наблюдать, что чай посветлел. Чем лимон кислее, тем лучше он проявляет свои свойства. Какой вывод можно сделать?
Дети: Лимонная кислота обесцвечивает некоторые вещества.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами сегодня хорошо поработали, узнали новые свойства лимона провели опыты, а сейчас я вас приглашаю на чаепитие, но сначала мы снимем халаты.
-А как вы, думаете, в горячий чай или теплый нужно класть лимон? Почему?
- Лимон нужно класть в теплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.
- А что происходит, когда лимон добавляют в чай? (чай осветляется)
- А это мы сейчас проверим. Для начала нам нужно протереть руки влажными салфетками (раздаю влажные салфетки, разливаю чай готовый из чайника, на тарелочке порезанные дольки лимона.
-Возьмите каждый по чашке и положите туда дольку лимона. Что произошло? (чай начал светлеть). Пробуйте чай.
-Правильно, это происходит из-за лимонной кислоты, которая, попадая в чай, делает чай кислым, в результате чего чай и становится светлым.
ВЫВОД: В чае содержатся красители, которые окрашивают горячую воду, а лимонная кислота ее осветляет.
Итог.
Воспитатель:
- Оставим послание для профессора Чудакова.
- Что поможет профессору выздороветь? (ответы детей: Чай с лимоном)
Вы сейчас будете приклеивать лимончики. И картинки о свойствами лимона (опыт, которые вы считаете наиболее интересным.
Дети прикрепляют лимоны-наклейки и рассказывают.
Воспитатель: Молодцы! Очень красиво!
Наше пребывание в лаборатории подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад.
Вы – очень любознательные и общительные дети. Желаю вам новых интересных открытий.