Майстрова Ксения Валерьевна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Магнит творит чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать любознательность, расширять и систематизировать знания детей о магните.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить через какие материалы воздействует магнит;
- Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком;
- Активизировать речевую активность детей.
Развивающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
- Развитие познавательной активности, инициативности детей, любознательности при проведении опытов; умение делать выводы;
- Развитие коммуникативности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим;
- Способствовать развитию положительных эмоций.
Оборудование и материалы: мелкие металлические, пластмассовые предметы; картон, лист бумаги, стаканы с водой и крупой, подковообразный и плоский магнит.
Ход деятельности
[b]Воспитатель: [/b] Ребята, сегодня утром мне на телефон пришло сообщение «Ждите в гости…Д. Д» Как вы думаете кто это может быть?
Дим Димыч: «Здравствуйте ребята! Сегодня я нашел странный камень и он притягивает к себе всё железное! Симку с Ноликом с самого утра найти не могу. Может быть вы мне подскажите, что это может быть? (ответы детей)
Дим Димыч: «А зачем он нужен и чем он так полезен?» (Дети отвечают)
Воспитатель: Магниты – это предмет который притягивает железо и занимает важную часть нашей повседневной жизни. Магниты окружают нас повсюду, так как все устройства используемые нами в повседневной жизни, так или иначе включают в себя магниты — мобильные телефоны, компьютеры, дверцы в шкафах, музыкальные центры, дисплеи, компасы, игрушки, разнообразные датчики и медицинские приборы, научно-исследовательское оборудование, подъем автомобилей, судов, и многие другие области — невозможно представить себе эти процессы без участия магнитов.
Дим Димыч: «Ух, ты, как интересно! Мне хотелось бы больше узнать о магните и его свойствах.
Воспитатель: Ребята, поможем Дим Димычу узнать побольше о магните? (Ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю отправиться в научную лабораторию «хочу все знать» и провести исследования с магнитами. Перед входом возьмите бейдж и прикрепите к одежде. Дим Димыч пойдем с нами.
(Дети надевают бейджи и рассаживаются за столами.)
Воспитатель: Ребята, вы сейчас младшие научные сотрудники, а кто знает как правильно себя вести в лаборатории во время работы?
Дети: (ответы детей):
-Внимательно слушать инструкции;
- четко выполнять указания;
- быть наблюдательным;
- аккуратно работать с вещами и оборудованием;
Воспитатель: Теперь мы можем приступить к исследованию. Возьмите в руки магнит, какой он на ощупь?
Дети: (холодный, тяжелый, гладкий, твердый, железный)
Воспитатель: Ребята, Дим Димыч сказал что магнит притягивает к себе все железное, А как вы думаете? Предлагаю проверить, так ли это?
Эксперимент №1 «Всё ли притягивает магнит?»
Цель: Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы
Материалы: предметы из дерева, металлов, бумаги, ткань; магнит.
Воспитатель: Перед вами находится группа предметов, (бумага, дерево, камни, ткань, болтики, скрепки). Выберите только те предметы, которые магнит притягивает.
(Дети делят все предметы на две группы: металлические и не металлические, определяя, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту, а металлические предметы притягиваются к магниту.)
Воспитатель: Что вы узнали в ходе эксперимента? Какой можно сделать вывод?
Дети: Магниты обладают способностью притягивать предметы только из железа, а другие предметы они не притягивают.
Воспитатель: Дим Димыч оказался прав! Магнит притягивает всё металлическое, это называется магнитной силой.
Дим Димыч: (пробует притянуть магниты между собой)Странно…. а у меня не все стороны магнита притягиваются друг к другу…
Опыт № 2 «Магнитные полюса»
Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Попробуйте соприкоснуться своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.
Воспитатель: Ребята, магниты имеют две стороны: положительную и отрицательную, когда соединяем одинаковые стороны магниты отталкиваются друг от друга, а когда соединяем разные стороны, то магниты притягиваются.
Воспитатель: Вот видишь Дим Димыч, не все стороны магнита притягиваются друг к другу.
Дим Димыч: ОГО! Ничего себе, здорово!
Дим Димыч: ОЙ! Ребята, я случайно уронил скрепку в стакан с водой, а как ее теперь достать, не намочив рук (ответы детей)
Дим Димыч: Интересно, а магнит сможет нам в этом помочь?
Опыт № 3 «Как достать скрепку из воды?»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.
Материал: Стаканчики с водой, скрепки, магнит.
Воспитатель: Предлагаю проверить правильность ваших предположений.
После того как детям удается вытащить скрепку из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы через воду.
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства в воде. Вода не мешает действию магнита.
Дим Димыч: УХ, ты! Вот это да! А из крупы достать можно (ответы детей)
Опыт № 4 «Как достать болтики из крупы?»
Ребята достают железные предметы из крупы, расположенной на тарелке.
Воспитатель: получилось у вас достать скрепки из крупы? Какой вывод мв сделаем?
Вывод: Крупа не мешает действию магнита.
Дим Димыч Класс!
Воспитатель: Устали? Я предлагаю вам немножко отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
Дим Димыч: Ребята, как вы думаете, какой магнит сильнее большой или маленький? (ответы детей) Проверим?
Опыт № 5 «Сила магнитов»
Цель: Познакомить со способом сравнения силы магнита.
Материал: Большой подковообразный и полосовой средней величины магнит, скрепки.
Воспитатель: Ребята, какой же магнит сильнее?
Перед вами лежат магниты разного размера и скрепки. Давайте проверим.
Сколько притянул большой магнит? (Ответы детей)
Сколько притянул маленький магнит? (Ответы детей)
Какой магнит притянул скрепок больше? (большой магнит)
Значит, какой из магнитов сильнее?
Вывод: Большой магнит сильнее, так как он притянул больше скрепок. Значит можно сделать какой вывод?
Чем больше магнит, тем больше сила притяжения.
Дим Димыч: Я так и думал! Чем больше магнит, тем он сильнее! Это как в космосе действует сила притяжения.
Воспитатель: Да, Дим Димыч В нашей галактике очень большое магнитное поле. Большое скопление созвездий называется «млечный путь», а когда на звезды и планеты попадает солнечный свет, они начинают светиться, а мы, с нашей планеты, наблюдаем звездное небо. А вам хотелось бы создать созвездие и дать ему название? Подходите к моему рабочему столу. Разрешите мне попробовать первой?
Опыт № 6 «Магнит рисует Млечный путь»
Материал: магнит, металлические опилки, лист бумаги.
Высыпаем металлические опилки на основу, имитирующую Млечный путь. Каждая отдельная стружка это звездочка. С обратной стороны подносим магнит и медленно передвигаем его. Металлическая стружка, изображающие созвездия, начинают двигаться по звездному небу. Там, где у магнита находится положительный полюс, опилки притягиваются друг к другу, создавая необычные планеты. Там, где у магнита находится отрицательный полюс, опилки отталкиваются друг от друга, изображая отдельные ночные светила.
Воспитатель: Кто из вас хочет попробовать? Какое название ты дал своему созвездию?
Воспитатель: Вот вы и создали свои собственные созвездия, а какое имя вы дали своему созвездию? (ответы)
Дим Димыч: Вы такие умные, находчивые, любознательные ребята! Столько всего мне рассказали и показали о магните, пойду Симке и Нолику расскажу!
Воспитатель: Подожди, Дим Димыч, ты все хорошо запомнил?
Давай повторим вместе с ребятами еще раз, а потом пришлем тебе по электронной почте зарисовки опыта
Дети:
- магнит притягивает металлические предметы
- если соединить магниты между собой разными сторонами, то магниты притягиваются, а если соединить магниты между собой одинаковыми сторонами, то магниты отталкиваются друг от друга;
- магнит действует на металл через воду, крупу.
- форма и размер магнита влияет на его силу: Сильнее тот магнит, который удерживает у своего полюса цепочку с большим количеством стальных скрепок.
Дим Димыч: Спасибо большое ребята! Вы многому меня научили, рассказали о магните, его свойствах. Мне очень понравилось, но мне пора спешить, до новых встреч, друзья!
Дети прощаются с Дим Димычем.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Вам понравилось проводить опыты с магнитом? А какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей).
Ребята, вы молодцы! Вы сегодня очень постарались, были как настоящие ученые – исследователи в лаборатории, помогли Дим Димычу, я вами очень горжусь! И предлагаю заполнить журнал опытов и экспериментов, зарисовать опыты, которые мы сегодня проводили.