Елена Шапошниченко
Конспект опытно-экспериментального занятия «Соль дороже золота!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес
Задачи:
- расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность;
- продолжать знакомить детей со свойствами соли, способами её добычи и применения;
- упражнять детей в использовании разнообразных методов исследования при организации исследовательской деятельности,
- развивать навыки экспериментирования, любознательность;
- формировать умение планировать предстоящую деятельность, делать выводы;
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Свойства соли, экспериментирование
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- развивать умение выстраивать диалог со сверстниками и воспитателем, связную, грамматически правильную речь, расширять словарный запас;
- воспитывать бережное отношение к соли и навыки правильного ее потребления;
- формировать ответственное отношение к миру природы, интерес и любовь к родному краю;
Оборудование
Демонстрационный материал: 4 мешочка для проведения дидактической игры, декоративная баночка с окрашенной солью, свеча, гуашь, кисточка
Раздаточный материал: карандаши, блокноты, клеёнчатые фартуки и шапочки, влажные и сухие салфетки, оборудование для проведения опытов (ёмкости с солью, подносы, стаканчики, вода, ложки, баночки с краской)
Словарная работа каменная, поваренная,, кристалл, минеральное вещество, шахта, выпаривание.
Предварительная работа
- беседы о традициях и гостеприимстве русского народа, о применении обычной соли в домашних условиях;
- рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли;
- рассматривание различных видов соли, экспериментирование с солью;
- творческое рассказывание «Как мама использует соль»,
дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Солёный - несолёный».
- изодеятельность «Лето» (рисование солью).
Ход
Ребята, давайте возьмёмся за руки, посмотрим, друг на друга и подарим свои улыбки друг другу.
Игра «Подари хорошее настроение»
Теперь я вижу, что у всех отличное настроение, и пусть оно не покидает нас весь день.
(Картинка сказки)
Воспитатель:
Ребята, а знаете, что в некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый — Федор, другой — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.
И вот однажды нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.
Вот как узнал младший сын Иван, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли — себя показать, людей посмотреть.
Купец долго не соглашался, но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами и досками.
Собрался Иван в путь-дорогу, отплыл от берега и скоро нагнал своих братьев.
Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль к одному неведомому острову.
Вылез он на остров, и пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.
Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью и поплыл дальше.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.
Иван — купеческий сын сошел в город и отправился к царю, чтобы он позволил ему торговать солью; а для показа понес узелок своего товару — русской соли.
А царь этого города про соль и не слыхивал : во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар? И попросил Ивана рассказать все про соль и какими свойствами обладает.
Воспитатель:
Ребята, давайте поможем Ивану раскрыть все секреты соли.
А как вы думаете, где мы можем узнать все секреты соли и провести самостоятельные исследования?
Дети:
В научной лаборатории
Воспитатель:
Кто работает в лаборатории и чем занимаются в лаборатории
(ученые, лаборанты. Они исследуют, проводят опыты, изучают, делают выводы)
Воспитатель:
Я вам предлагаю сейчас туда отправиться
Давайте произнесем волшебные слова:
Хлоп – хлоп, топ – топ, повернись,
И в чудо – лаборатории очутись.
- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты (дети переходят к другим столам).
А встречает нас научный сотрудник.
- Здравствуйте, ребята!
Вас приветствует лаборатория!
Здесь мы дружим с дисциплиной, чтобы лучше думать было.
Поздравляю вас с прибытием, делайте свои открытия!»
Что вас к нам привело?
Дети:
Мы проводим исследование и нас заинтересовал вопрос: для чего нужна соль? Вы можете нам помочь?
Научный сотрудник: конечно, помогу. Но сначала давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории.
Дети:
Правила безопасности для детей:
1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику.
2. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3. Каждую вещь клади на место.
4. Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5. Делать все нужно дружно!
Научный сотрудник:
А, самое главное, не забудьте надеть специальную одежду.
Дети одевают фартуки. Проходят в «лабораторию».
Научный сотрудник:
А вы знаете, что такое соль?
Дети:
Соль – это пищевой продукт, приправа к нашей пище.
Соль - вещество белого цвета.
Научный сотрудник:
Соль таит в себе много удивительных и далеко не всем известных свойств.
Без соли не может жить ни один живой организм. Соль влияет на работу мышц и нервной системы. Однако важно помнить, что переизбыток поваренной соли в рационе человека также вреден для его здоровья. Ценность соли и в том, что этот продукт является отличным консервантом. Соль позволяет сохранить выращенные летом овощи – вы знаете, что на зиму всегда запасают квашенную капусту, солёные огурцы и помидоры.
Соль употребляют не только как приправу к пище, но и как лечебное вещество. В сочетании с водой соль снимает воспаления, ею можно лечиться от легких отравлений. Раствор соли используют для полоскания горла при ангине, для промывания носа, солевые компрессы помогают при ушибах и укусах насекомых. Очень полезны ванны с морской солью.
Есть несколько видов соли: Пищевая; Морская, Каменная соль, добытая из горных месторождений, Техническая;
Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной.
Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному: в медицине; в косметологии.
Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.
Соль ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
Научный сотрудник:
Ребята, вы уже немного знаете о соли. А хотите проверить себя? Узнать соль в игре-загадке «Три волшебных мешочка». У меня в мешочках - разные вещества. Попробуйте на ощупь определить, в котором из них спряталась соль.
Дидактическая игра «Три волшебных мешочка»
(Предлагается ребятам определить на ощупь, в котором из них находится соль)
Молодцы, вы правильно все определили мешочек, в котором находится соль
А из чего состоит соль?
Опыт № 1 : «Из чего состоит соль».
Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 3 : «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит, соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)
Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде
Опыт № 4. «Плавающее яйцо». Есть у соли такой секрет – соленая вода выталкивает предметы. в солёной воде легче плавать Хотите проверить?
Поможет нам в этом обычное яйцо Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Яйцо не тонет).
Воспитатель.
- У нас в одном стакане пресная вода, а в другом солёная, а теперь опустите в оба стакана по одному яйцу и посмотрите, что происходит?
Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности. Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде.
Опыт «Получение соли из солёной воды»
Воспитатель. А как вы думаете, можно ли из соленой воды получить соль? А как это сделать? (Варианты детей).
Хотите, вместе попробуем добыть из соленой воды соль? Я беру ложку с небольшим количеством соленой воды и подношу ее к горящей свече. Как вы думаете, что произойдет с водой? Правильно, ребята, вода выпарится, а соль останется в ложке. (Проводит воспитатель).
Вывод: в ложке после испарения воды осталась соль. При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.
Соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.
Опыт «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу»
Скажите, пожалуйста, может ли соль быть цветной?
- Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)
- Ребята, перед вами блюдца с солью и жидкая гуашь. Давайте капнем краску на соль с одного края блюдца и понаблюдаем, что с ней станет.
Дети наблюдают, как кристаллы соли окрашивают друг друга, делают выводы
Игра «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
Воспитатель: Ребята, а ведь соль – не только Волшебница, она ещё и Художница. При помощи соли можно создавать интересные и красивые творческие работы
Приглашаю вас в свою творческую мастерскую
Дети рисуют
Как красиво у вас получается!
Воспитатель:
Вот и подходит к концу наши исследования. Я предлагаю вам поделиться полученными знаниями и сделанными открытиями. Давайте вместе сделаем «круг открытий» (дети и воспитатель встают в круг) и с помощью нашего «микрофона исследователя» расскажем о своих открытиях.
Воспитатель: ребята, мы с вами столько интересного и познавательного узнали о соли, тем самым сможем теперь поделиться своими знаниями с Иваном.