Александра Волынцева
Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Разнообразие растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет: Окружающий мир
Класс : 3
Урок : 13
Дата: 19.10.2016 г.
Тема: «Разнообразие растений»
Педагогическая цель: создание условий для ознакомления с разнообразием групп царства растений; формирования представлений о растении как о живом организме.
Тип урока : урок открытия новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные: развитие любознательности, наблюдательности, чувства гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры.
Публикация «Конспект урока по окружающему миру для 3 класса „Разнообразие растений“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Метапредметные:
регулятивные: формулируют учебную задачу, отвечают на поставленные вопросы, организуют свое рабочее место, оценивают свои достижения и результаты сверстников в группе (паре); развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
коммуникативные: развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
познавательные: расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
Предметные: знакомство с классификацией растений; изучение основных признаков групп растений.
Образовательные ресурсы: ноутбук, проектор, экран, презентация «Разнообразие растений», учебник «Окружающий мир» 3 класс, Рабочие тетради.
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.
Оборудование: схемы «Группы растений», «Признаки жизни растений»; гербарии
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия) Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
I. Мотивация к учебной деятельности
Проверяет готовность класса и оборудования; создает эмоциональный настрой.
- Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
- А теперь, ребята, сказали друг другу добрые слова. Пожелали успехов себе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.
Я желаю всем нам хорошего урока. Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей, ластика, линейки)
Желают друг другу и себе успехов. Л – имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность, формирование основ экологической культуры
II.
Проверка домашнего задания Фронтальный опрос:
- Что такое почва?
- Назовите её главное свойство.
- Какой состав имеет почва?
– Какое значение имеет почва для нас? Почему почву надо беречь?
- Дома вы должны были написать небольшой рассказ «Путешествие маленького червячка». Отвечают на вопросы.
- Почва – это верхний плодородный слой земли.
- Плодородие.
- Воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
-Почва – кормилица человека.
(читают несколько учеников) Р - отвечают на поставленные вопросы, умение анализировать, делать выводы
К – развитие коммуникативных навыков и устной речи
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи - А теперь отгадайте загадки, скажите, что между ними общего и определите тему нашего урока.
Загадки
1) В летний солнечный денёк
Золотой расцвел цветок,
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки,
А проснулся – улыбнулся:
- Вот пушистый я какой,
Ах, боюсь, что разлечусь,
Тише, ветер луговой!
2) Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
3) Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка», - скажу.
-Что общего между отгадками?
- Мы с вами знаем, что живая природа делится на царства: растений, бактерии, грибы, животных
- А теперь назовите еще представителей царства растений.
Сформулируйте цель урока.
- На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях. Отгадывают загадки.
Внимательно слушают
Формулируют учебную задачу.
- Одуванчик
- Ива
- Яблоко
(Относятся к царству растений)
(Познакомимся с группами растений и их признаками.) Р - формулируют и принимают учебную задачу, умеют анализировать, делать выводы, группировать предметы по общему признаку
П - расширение кругозора и словарного запаса учащихся, умеют ориентироваться в своей системе знаний.
III. Актуализация опорных знаний.
Введение
в тему урока
- Учёные утверждают, что растения – живые организмы.
- А как вы думаете, это действительно так?
- Что дают растения человеку?
– Назовите известные вам группы растений, приведите примеры.
– Заполните схему:
Практическая работа (работа в парах).
– Как и у всякого живого организма, у растения есть органы. Проведем практическую работу и научимся определять органы у растений. Возьмите гербарии. Работаем в парах. Оказывайте помощь друг другу.
1. Определите орган, который укрепляет растение в почве. (Корень.)
2. У дерева он один, а у кустарника – много. (Стебель.)
3. Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. (Лист.)
4. Яркий, благоухающий… (цветок).
5. Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый. (Плод.)
6. Из него вырастает новое растение. (Семя.) Внимательно слушают
Отвечают на вопросы.
- Да, так как растения растут, дышат, размножаются, питаются, умирают
Работают по схеме
Работают в парах, определяют органы у растений, рассматривая гербарии и отвечая на вопросы. Р - формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем; строят речевое высказывание согласно поставленной учебной
задаче
П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, сериацию, извлечение необходимой информации
Л – сохраняют мотивацию учебной деятельности, проявляют познавательный интерес
П - систематизируют полученные знания
К - умеют работать в парах, оказывать помощь друг другу
IV. Изучение нового материала.
1. Царство растений (знакомство)
- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зелёная одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.
Учёные – ботаники делят царство растений на несколько групп.
Растения
низшие высшие
водоросли мхи, папоротники, хвойные, цветковые
Учитель демонстрирует схему:
Слушают внимательно учителя. Знакомятся со схемой. Р – ориентируются
в схеме; контролируют учебные действия
П –устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений, доказательства.
Физкультминутка Релаксация
Я превращаю вас в маленькие семена цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.
Выполняют упражнения согласно инструкции
учителя. Л – осознают важность сохранения и укрепления здоровья
Групповая работа 2. Планирование работы.
- А сейчас мы будем работать по группам самостоятельно.
- Работают 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас.
1 группа – водоросли
2 группа – мхи
3 группа – папоротники
4 группа – хвойные растения
5 группа – цветковые растения
-Задания для самостоятельной работы:
Задание для 1 группы -
Дать краткую характеристику водорослям:
- Задание для 2 группы –
Дать краткую характеристику мхам.
- Задание для 3 группы –
Дать краткую характеристику папоротникам.
- Задание для 4 группы –
Дать краткую характеристику хвойным растениям.
- Задание для 5 группы –
Дать краткую характеристику цветковым растениям.
2. Сбор информации.
Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.
3. Обмен информацией. Показ слайдов. Учитель дополняет.
Работают в группах самостоятельно.
Дают характеристику каждой группе растений с помощью текста в учебнике и на карточках.
Правила работы в группе:
• В дружной работе – залог успеха.
• Вы – команда, значит, работать должны все!
• Умейте выслушать товарища.
• Не расстраивайтесь в случае неудачи, не ищите виновного.
• Верьте – у вас всё получится! П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов
Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
К – умеют слушать друг друга, строить понятные для
партнера по коммуникации речевые высказыва-
ния, обмениваются
мнениями
Л – осознают свои
возможности в учении
V. Первичное закрепление
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 Пронумеруй рисунки.
№ 2 Зачеркни лишнее название в каждом ряду.
Работают в рабочей тетради.
Зачеркивают слова: морская капуста и липа.
Объясняют своё решение.
- морская капуста растет в воде и т. д.
- липа – относится к цветковым Л – проявляют интерес и положительное отношение к предмету
П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение
VI. Итог урока. Рефлексия Ответьте на вопросы «Верите ли вы?»
Да – квадрат
Нет – треугольник
Вопросы:
1. Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
2. У мхов есть корень, стебель, лист, цветок? (нет)
3. У цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да)
4. У папоротников есть цветы? (нет)
5. Растение – живой организм? (да)
6. Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок. (нет)
Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.
• Кто остался доволен своим результатом?
• Что было самым трудным?
• Что помогало вам справиться с заданиями?
• Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?
• Что полезного для себя вы узнали на уроке?
• Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?
Выставление отметок за работу на уроке. Отвечают на вопросы с помощью сигналов.
Делают выводы и обобщения. Проверяют правильность своих ответов. Оценивают свою работу.
П – ориентируются
в своей системе
знаний.
Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету
VII. Домашнее задание стр. 69–73 (читать); РТ № 5,7, стр. 30-31 Записывают задание в дневники.
Задают уточняющие
вопросы Р – принимают
и сохраняют учебные задачи