Светлана Селезнева
Конспект ОД «Звуковая культура речи. Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• учить детей рассматривать сюжетную картинку,
• обогащать их словарь, совершенствовать грамотный строй речи,
• упражнять в произношении изолированного звука и звука в словах.
Наглядность: Поезд с тремя вагончиками;
Картинки с изображением: матрешки, чебурашки, мишки, петрушка, зайца, шишки, шара, волка, собаки;
Игрушки: волк, слон, заяц, мишка, петух, корова, фишки, синий фломастер, тетрадь, карточка с буквой - ш -, звуковые квадратики.
Ход занятия.
В. : Дети, давайте вспомним, какой сказочный праздник мы недавно отмечали?
Публикация «Конспект ОД „Звуковая культура речи, Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
д. : Новый год.
В. : Вокруг чего мы водили хороводы и пели песни?
д. : Вокруг елки.
В. : И сегодня мы с вами отправимся в гости к елке, но сначала
вспомним, как поется свистящая песенка - с - .
В. : На свете живет еще шипящая песенка ш -. Это трудная песенка. Если каждый день упражняться, то есть поднимать кончик языка кверху, округлять и втягивать губы (показ воспитателя, то звук зашипит.
Давайте все вместе произнесем звук - ш - .
А сейчас Кристина, Ваня. (5 детей).
Если - ш - произнести четко и достаточно громко, на ладони, поднесенной к губам, но не прижатой к ним, ощущается струя теплого воздуха.
Поднесите ладошки к губам, и попробуйте пошипеть, чувствуете струю теплого воздуха?
д. : Да.
В. : Значит, звук - ш - произносите правильно.
Звук - ш - отчетливо слышен, когда шипит и собирается ущипнуть вас чем-то рассерженный гусь.
Д. : - Ш-
В. : Когда скворчит на сковородке сало или масло - ш - ш – варк КК
Д. : - ш - ш- варк.
В. : Когда ветер гонит осенние листья: шур-шим, шур-шим.
Д. : шур-шим, шур-шим.
В. : А сейчас я предлагаю, отправится в гости к елке. Сядем на коврик кружочком и произнесем заклинание вначале тихо, затем громко.
В. : ша-ша-ша - очень елка хороша.
Д. : повторяют.
В. : аш-аш-аш - а под елкой карандаш.
(В это время выставить на ватмане нарисованную с детьми елку).
В. : Закройте глазки и пошипите.
(В это время разложить карточки с изображением
матрешки, петрушки, шара,
чебурашки, зайца, волка,
мишки, шишки, собаки).
1 задание: Откройте глазки и выберите те игрушки, в названии которых есть звук - ш -. Если звук - ш - нет, измените слово так, чтобы там появился звук - ш -, например: заяц - зайчишка.
Произнесите слово так, чтобы отчетливо слышался звук - ш
Повесьте игрушки на елку.
2 задание: Звук - ш - хочет с вами поиграть. Вы должны правильно закончить фразы и правильно подобрать слова, близкие по смыслу и по звучанию.
Прицепившись к задней шине
Мишка едет на. (машине)
Клеить детские игрушки
Поручается. (Андрюшке)
Со своим большим мешком
Еле-еле шел. (пешком)
И шалить без передышки
Целый день могли. (мартышки)
Долго, долго крокодил
Море синее. (тушил)
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула. (зайчишку)
Говорит мартышка мышке:
- Я в гостях была у. (мишки)
3 задание: Отберите те игрушки, в название которых есть звук - ш - .
Посадите игрушки в поезд.
Кто поедет в 1 вагоне, во 2 вагоне, в 3 вагоне? Измените название игрушек так, чтобы слышался звук - ш - .
1 вагон - волк 1 слог) 2 вагон - за-яц (2 слога) 3 вагон-
слон миш-ка ко-ро-ва
пе-тух (3 слога)
4 задание: Играем в слоговой аукцион.
Я начинаю, а вы продолжаете. Придумываете слоги со звуками
- Ш -.
Ми-(ша)
Шу-(ба)
Ма-(ша)
Шко-(ла)
ши-(на)
ша-(ры)
шап-(ка)
суш-(ки)
шут-(ка)
мы-(ши)
ши-(ло)
камы-(ши)
5 задание: Поднимите правую руку вверх, если услышите звук - ш - в словах. Если звука - ш - нет, то руки прячем за спину.
Слова: шуба, шапка, зима, школа, шкаф, окно, кошка, воробей, Вова, Гриша, сушка.
6 задание: С помощью звуковых квадратиков, выложите слоги
- аш Слова: Ма-ша
- ша Са-ша
Звук - ш - всегда твердый, поэтому оба слога - твердые.
В. : Пройдя все станции возвращаемся за столы.
Итак, звуки мы слышали, а буквы видим и пишем.
Показ буквы - Ш - разобрать из чего состоит буква.
Сколько палочек внизу, вверху? Одинаковы ли палочки по длине?
Посмотри на букву - Ш -
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать -- Е - и - Ё - .
7 задание: Выложите из фишек букву - Ш - (индивидуально каждый ребенок).
8 задание: Работа в тетрадях. Обвести по контору букву - Ш - .
Заштриховать слева направо. Прописать по точкам.
9 задание: Итог занятия. Оценка детских ответов, работ.