Ольга Митрофанова
Конспект экскурсии в историко-художественный музей по теме «Федосеевская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представления детей о федосеевской игрушке, закрепление и углубление знаний о федосеевской росписи.
Задачи:
1. Закреплять у детей знания о народных промыслах: хохломском, городецком, федосеевском.
2. Совершенствовать навыки федосеевской росписи, используя элементы и цветовую гамму.
3. Развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме.
4. Воспитывать у детей интерес к народным промыслам и желание их изучать.
Средства:
Публикация «Конспект экскурсии в историко-художественный музей по теме „Федосеевская роспись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
• изделия Хохломы, Городца, Федосеева;
• краски;
• кисти;
• баночки с водой;
• шаблоны изделий разных промыслов;
Способы:
• рассматривание изделий: городецких, дымковских, федосеевских и рассказ о них;
• напоминание элементов росписи;
• вопросы;
Ход экскурсии.
Мотивация.
Экскурсовод- Здравствуйте, ребята, мы рады видеть вас в нашем музее. Сегодня я познакомлю вас с изделиями старинных народных промыслов.
«Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера».
2. Рассматривание изделий и рассказ о хохломе.
- В России делали посуду, игрушки не только из глины, но и из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в селе Хохлома.
- Как волшебница Жар – птица
Не выходит из ума,
Чародейка – мастерица
Золотая …
Дети: Хохлома.
Экскурсовод : А почему Хохлому называют золотой?
Дети: На хохломской посуде много золотого цвета
Экскурсовод : Правильно. А вы знаете, как получился такой золотой
Цвет? Хохломские мастера натирали свои изделия алюминиевым порошком, затем покрывали свои изделия специальным составом-
Олифой, а потом ставили в печь – закаливать. Не удивляйтесь, ребята, оказывается, и деревянные изделия можно было закаливать в печи, нужно только знать особые секреты такой закалки. Так вот, в горячей печи алюминий и олифа желтели и посуда приобретала золотистый цвет. Оттого изделия и казались золотыми. Но только ли золотой цвет мы видим в хохломской посуде? Какими ещё цветами пользовались мастера при росписи своих изделий?
Дети: Красным, чёрным, зелёным.
Экскурсовод : А каковы основные элементы хохломской росписи?
Дети: Это травка, завитки, ягоды: смородина, клубника, земляника,
малина, рябина.
3. Рассматривание изделий и рассказ о городецких изделиях.
Экскурсовод : Правильно. А здесь представлены изделия из одного старинного города. Живёт там весёлый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город?
Дети: Городец!
Экскурсовод : Посмотрите на городецкие изделия. Какими красками пользуются городецкие мастера?
Дети: Зелёной, красной, розовой, синей, голубой.
Экскурсовод : Какие городецкие цветы вы знаете?
Дети: Ромашка, розан, купавка.
Рассматривание изделий и рассказ о федосеевских ирушках.
4 Экскурсовод : А теперь посмотрите вот на эти экспонаты. Что вы видите здесь?
Дети: Игрушки.
Экскурсовод : Да, это федосеевские игрушки. Изготовлять их начали в селе Федосеево, которое находится недалеко от Семёнова.
Основной материал, из которого делают федосеевскую игрушку – осина. Она обладает желтовато-белой древесиной, легко и хорошо режется. Эти игрушки ласково называли «балясы», что означало весёлые, забавные. Мастера были настолько умелые, что при изготовлении такой игрушки использовали всего лишь два инструмента – нож и топор, отсюда она получила другое название-
«топорная». Вначале игрушки были простыми. Наносили лишь красные тычки, фон оставался чистым из натурального дерева, без лака и олифы. Позднее игрушки стали покрывать жёлтой краской.
Игрушки стали более яркими и выразительными.
Воспитатель: Наши ребята владеют приёмами различных росписей.
Они хотели попробовать свои силы и показать чему научились.
5. Самостоятельная деятельность детей по росписи шаблонов дымковских, городецких и федосеевских изделий.
Экскурсовод : Ну что-ж, ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров-
кто в хохломских, кто в городецких, кто в федосеевских. На столе лежат незаконченные изделия для нашей выставки, Вы сейчас подумайте, кто что будет делать и приступайте к работе.
(дети садятся за столы, выбирают шаблоны и начинают рисовать).
Воспитатель: -Света, какими элементами, ты расписываешь своё панно?
Ребё нок: - Я рисую цветы розана и зелёные листья.
Воспитатель: -Боря, какам узором, ты расписываешь свою лошадку?
Ребё нок: - Федосеевским.
Воспитатель: Даща, почему ты на своей барышне нарисовала полосы, и кружочки?
Ребё нок: Потому, что это элементы дымковской росписи.
6. Рефлекия:
Очень красивые у вас получились изделия.
Вам понравилось быть художниками и расписывать разные изделия?
Дети: Очень понравилось.
Экскурсовод : Ваши работы высохнут, и мы разместим их на выставке.
На этом наша экскурсия заканчивается. Спасибо за участие. До свидания.