Стародубцева Галина
Конспект ООД «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей с лекарственными растениями (как выглядят, где растут, каковы лечебные свойства).
2. Учить детей сравнивать, анализировать, делать выводы.
3. Развивать визуальное восприятие, способность воспринимать эстетическую ценность природы.
4. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Методические примеры:
Показ, художественное слово, наблюдения, загадывание загадок, беседы, вопросы, рассказ воспитателя.
Словарная работа:
Публикация «Конспект ООД „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Зелёный бинт», тысячелистник, «желтый глаз», лекарственные растения, мать-и-мачеха, подорожник, календула, мята, одуванчик, крапива, ромашка, правила, бабочки, черёмуха, ель, дуб, берёза, липа.
Предварительная работа:
Игры, наблюдения, чтение художественных произведений, беседы, экскурсии, опыт, художественно-продуктивная деятельность, заучивание стихов, индивидуальная работа.
Интеграция областей:
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
-Ребята, давайте сегодня мы побудем следопытами. Мы сегодня пойдем по уже знакомым местам в нашем детском саду, но будем все внимательно смотреть и запоминать, где что растет.
Когда ты идешь по тропинке лесной
Вопросы тебя обгоняют гурьбой
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое-Пчелою забралось в цветок
А третье - лягушкою скок в ручеек
Вопрос за вопросом. И так целый день…
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зелёным шатром.
(подходим к полянке, где растут лекарственные растения)
-Ребята, послушайте загадку
Шел я лугом по тропинке
Видел солнце на травинке
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи
(ромашка)
1. Остановка «Лекарственная полянка»
-Давайте с вами поближе подойдем и рассмотрим её. Вы заметили. Что утром, когда вы приходите в детский сад цветок закрыт, а когда выходим на прогулку и светит солнце, он раскрывается и следит своим желтым глазом за ним, но это не просто интересный цветок – он еще и лекарственный. Т. е. лечебный. Отваром ромашки поласкают зубы, горло и волосы, чтобы они лучше росли и не выпадали и еще этим отваром протирают лицо, чтобы оно было красивым, чистым и гладким.
-А где растет ромашка? (ответ детей)
-Вы заметили, что растет в открытой местности, т. е. на полянке, лугах, в садах, а в лесу ее не найдешь.
Ромашка-луговое растение.
-А какие растения вы еще встречали на полянках, в садах, в парках. Из лекарственных? (мать-и-мачеха, подорожник, календула, мята, одуванчик, крапива)
-Молодцы. Сколько вы знаете!
А чем хорошо лечить разбитые коленки, если под рукой нет аптечки (подорожником)
-Да, его называют «зеленым бинтом».
-А почему его называют подорожником? (потому что он растет вдоль дороги)
-Правильно, молодцы.
-Если он так хорошо лечит, значит он относится к каким растениям? (лекарственным)
-А еще есть лекарственное растение – тысячелистник. Давайте его рассмотрим и узнаем. Почему его так назвали. Каждый листик состоит из множества коротких листочков и у каждого листика ажурные края. Он тоже лекарственное растение. Издавна его используют для остановки кровотечений.
Еще я помню, кто-то назвал из лекарственных растений – крапиву.
-Как вы думаете, почему оно такое жгучее? (рассуждения детей)
-Она (крапива) совсем не злая, как может показаться на первый взгляд, просто она спасается так от врагов: от коровы, козы и т. д., чтобы они ее не съели.
-Все, выше перечисленные лекарственные растения лечат не только людей, но и животных. Например, если заболеет собака или кошечка, то они уходят в те места, где растут эти растения и находят, съедают те, которые им помогут.
-Некоторые перечисленные лекарственные растения не только используют в лечебных целях, но и употребляют в пищу.
Из крапивы делают салаты. Варят зелёный борщ. Из одуванчиков тоже можно приготовить вкусный салат.
Весной, когда ещё нет овощей и фруктов. Такие салаты очень полезны. Так как в них много полезных человеку витаминов.
-Ну пошли исследовать нашу тропу дальше.
2. Остановка «Черёмуха»
Воспитатель обращает внимание на внешний вид дерева, читает:
Аромат черё мухи воспет в стихах:
«И вся благоуханная.
Роняя лепестки,
Цветы, цветет черёмуха
В овраге у реки.
Как выяснили ученные, этот аромат убивает микробы. Поэтому, чтобы очистить воду достаточно поставить в комнате одну веточку черёмухи. Черёмуха так же помогает при расстройстве желудка. В питьевую воду, достаточно бросить цветущую ветку.
3. Остановка «Ель»
Дети рассматривают дерево, затем воспитатель рассказывает:
«Еловая древесина-главное сырьё для бумажного производства. Изготавливают из него доски, мебель. Знаменитые мастера Страдивари и Амати делали свои скрипки из ели. Мало кто знает, что хвоя в 6 раз богаче витамином С, чем апельсин и лимон. Поэтому он служит сырьём для приготовления витаминных настоев.
Всего насчитывают 40 видов елей. 7 из которых растут в России.
4. Остановка «Дуб»
Дети рассматривают дуб, отмечают его характерные особенности, затем воспитатель рассказывает:
«Весной, когда кругом все цветет, дуб еще долго стоит голый. Неторопливо он распускает листья, иногда лишь к началу июня. Теплолюбивый дуб ждёт. Когда наступит устойчивое тепло. Тогда из лопнувших почек начинают показываться и быстро разворачиваться листья. Дуб живёт очень долго – 100 лет. Дуб светолюбив: когда света достаточно ветки опускаются до земли. Древесина используется в судостроении, авиации, как топливо, как лекарственное средство.
5. Остановка «Берёза»
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней, Май серёжки дарит её. (берёза)
Кроме березы, природа ни одно дерево не наделила такой замечательной корой белого цвета. Любят берёзу за красивый стан, прямой ствол, чистоту и свежесть. А вот почки и листья применяют в медицине как бактерицидное, ранозаживляющее и жаропонижающее средство, а масло берёзовое для лечения кожных покровов.
6. Остановка «Липа»
Липа издавна прославилась как «медовое дерево» липовый мёд считается самым полезным и вкусным. Цветки липы заваривают и пьют. Это хорошее средство от простуды.
У нас в детском саду много деревьев и поэтому воздух намного чище, чем в центре города. Давайте вдохнём глоточек свежего воздуха.
«Дыхательная гимнастика»
Руки к солнцу поднимаем, воздух свежий мы вдыхаем, выдохнули, опустили и ещё раз повторили.
Многие растения приносят человеку пользу. Есть растения, которые лечат людей. Они называются лекарственными, а луга, где они растут – «зелёной аптекой».
Многие растения исчезают. Поэтому их надо беречь. Исчезающие и редкие растения занесены в «Красную книгу».
Давайте любить и беречь природу!
Цветок на лугу я сорвал на бегу
Сорвал, а зачем объяснить не могу.
В стакане он постоял и завял
А сколько бы он на лугу постоял.
Давайте вспомним правила поведения в природе (дети описывают запрещающие знаки по экологии).
«Если я приду в лесок, и сорву ромашку?
Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
Если я в лесу шумлю и кричу я и пою?
Если палкой я не бью, никого я не ловлю?
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Если ветку подвяжу, колышек поставлю?
Если разведу костёр и тушить не буду?
Если сильно насорю и убрать забуду?
Сделаю домик для скворца, подлечу бельчонка?
А зимой в большой мороз накормлю зайчонка?
Бабочку поймаю я и божью коровку?
Если отпускать не стану, а засуну их в коробку?
Если мусор уберу, банку закапаю?
Я люблю свою природу, я ей помогаю!»
Воспитатель стихотворение.
Ну и на последок давайте поиграем
«Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет,
Пустые ручьи, в лесу одни лишь палки,
Подумайте, а что нас дальше ждёт,
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять,
Она как мы, такая же живая».