Татьяна Воронина
«Волшебница-зима». Конспект ООД в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
План ООД (подготовительная логопедическая группа)
Тема: Составление рассказа о зиме.
Цель: Создание социальной ситуации развития в ходе составления описательного рассказа о весне.
Задачи:
1. Создавать условия для развития способности связно и логично составлять описательный рассказ о времени года, оформлять собственное высказывание, высказывать свои мысли и чувства.
2. Способствовать познавательному развитию детей в процессе актуализации знаний об изменениях в живой и неживой природе зимой.
3. Развивать способность подбирать определения к заданному слову, образовывать притяжательные прилагательные.
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
4. Создавать условия для развития коммуникативных способностей.
5. Содействовать развитию у детей способности самостоятельно принимать решения, конструктивно взаимодействовать, поддерживать доброжелательные отношения друг с другом.
6. Развивать познавательный интерес к природному явлению, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.
7. Развивать аналитико - синтетические операции мышления, классификацию, обобщение, умение программировать связное высказывание, внимание к речи участников образовательной деятельности.
8. Воспитывать чувство милосердия и сострадания к тяготам зимующих птиц.
Виды детской деятельности:
1. Речевая деятельность.
2. Коммуникативная деятельность.
3. Познавательная деятельность.
Словарь: волшебница
Материалы и оборудование: письмо на электронной почте; телефон; иллюстрации к темам зима, зимующие птицы, звери зимой, зимние забавы детей, разрезные картинки с изображением зимующих птиц, мяч, доска, столы, стулья, мультимедийный проектор.
Ход:
1. Организационно – мотивационный этап
Создание социальной ситуации общения
Дети входят в групповую комнату, становятся в круг. Рассматривают картинки и угадывают изображение.
Упражнение «На что это похоже?»
Предлагается серия картинок с недорисованной снежинкой. На каждой последующей картинке появляется одна недостающая деталь.
Педагог обращается к опыту детям и предлагает вспомнить, какими красивыми бывают снежинки.
- А когда мы с вами можем любоваться снежинками?
Создание проблемной ситуации
Цель: Формулирование проблемы. Актуализация познавательного опыты ребенка. Нахождение пути решения проблемы.
Педагог интересуется, знают ли дети, что некоторые люди никогда не видели снега, не чувствовали мороза. Где такое может быть?
- Вчера вечером мне на почту пришло письмо и фотография от жителей страны, которая находится в Африке.
«Здравствуйте. Пишут вам жители далекой Африки. Мы знаем, что вы живете в Сибири. У вас есть зима? А у нас всегда жарко, идут только дожди. Нам очень бы хотелось узнать, что такое зима, какая она?»
- Я отправила им ответ. Рассказала, что работаю в детском саду, и что дети нашей группы очень многое знают о зиме и смогут им рассказать. А еще я дала им номер своего телефона.
- Здравствуйте, ребята. (Дать время поздороваться) Я живу в далекой Африке. Вчера Татьяна Анатольевна прислала мне письмо о том, что вы можете рассказать моему народу много интересного о зиме. Мы не знаем, что это такое. Нам бы очень хотелось узнать что- нибудь о зиме. Может быть вы расскажете нам о ней? А потом отправите письмо со своими рассказами.
- Выполним просьбу жителей Африки? Каким образом? (составить письмо и отправить по электронной почте)
- А Лилию Васильевну попросим записывать все, что вы скажете.
2. Основная часть
Дети располагаются около экрана. На экране последовательно выводятся картинки о зиме.
- Прежде, чем рассказывать кому – то о зиме, неплохо самим вспомнить, что мы знаем об этом времени года.
Создание ситуации общения. Речевые игры и упражнения для расширения и систематизации знаний о зиме.
Педагог читает отрывок стихотворения
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
….Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы
- Ребята, подумайте, похожи ли слова из стихотворения на эту картину?
- А как бы вы сказали, какая зима?
1. Игра «Расскажи, какая».
Цель: Развитие вербальной памяти, активизация словаря прилагательных.
- Что мы можем записать в нашем письме, посмотрев на эту картину?
2. Беседа о снеге.
- Что делает зиму такой нарядной, белой, пушистой?
- Попробуем описать снег? Люди в Африке его никогда не видели. Поэтому его нужно описать как можно подробнее.
Примерные вопросы:
1) Если просто посмотреть на снег, что можно сказать?
2) Если в солнечный день смотреть на снег, что произойдет? Почему снег блестит?- На него попадает солнце.
- Потому что на него падают лучи солнца.
- Если погрузить руки в снег, что вы почувствуете?
- Мы сейчас много всего вспомнили о снеге.
3. Создание ситуации общения
- Почему снег не тает на улице? (холодно, морозно)
- А из- за чего зимой на улице так холодно? – Зимой бывает холодно и морозно, потому что солнце не греет. Оно тусклое. Редко показывается из-за облаков.
- Сегодня, в начале нашего разговора в стихотворении я называла зиму волшебницей. Почему? – На окнах рисует узоры, покрывает реки льдом.
-В такую погоду нужно себя чем- то согревать. Как греются люди?
4. Динамическая паза
- И все же, зима веселое или грустное время года? Почему вы так думаете?
- Предлагаю немного отдохнуть, представив, что мы вышли на улицу зимой.
Мы катаемся на лыжах, По кругу друг за другом, имитируют
Снег холодный лыжи лижет. ходьбу на лыжах.
Вот помчались на коньках Имитируют катание на коньках.
И упали: «Ах!» Приседают.
Вот катаем мы комки, «Делают снежки»
И играем мы в снежки. «Кидают» комки снега.
Как устали мы с тобой, «Вытирают» пот тыльной стороной
Нам пора идти домой! ладони.
- Припомните, какие развлечения назывались в физминутке. Чем еще можно развлечь себя зимой?
- Даша Ж. расскажи, чем заняты дети зимой.
«Детям зимой весело. Они катаются на лыжах, коньках, на санках, катаются с горки, играют в снежки и лепят снеговика».
7. – Я вам тоже приготовила настольную игру. Называется «Собери картинку».
Педагог предлагает подойти к столу и поиграть.
- Скажите, у кого кто.
- Как назвать этих птиц одним словом? – Зимующие.
- Почему их так называют?
- Зимой очень холодно. Чтобы не замерзнуть, птицам нужно хорошо есть. Как можно помочь птицам зимой?
- Что мы расскажем нашим знакомым из Африки о птицах? – Полина Г. «Зимующим птицам приходится трудно. Им холодно и голодно. Поэтому люди делают для них кормушки и подкармливают птиц семенами, семечками»
8.– Кому кроме людей и птиц приходится терпеть морозы?
- Чьи следы можно увидеть в лесу?
Игра «Чьи следы?» (с мячом)
Цель: закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные.
- В лесу можно увидеть следы зайца, это заячьи следы. И т. п.
- Почему нельзя увидеть следы медведя, ежика?
- А как звери приготовились к зиме? – Отвечает несколько детей: «Животным тоже тяжело пережить зиму, поэтому все звери поменяли шубы на теплые, зайчик стал белым, медведи и ежи впадают в спячку. Белки делают запасы на зиму».
9. Составление рассказа по цепочке.
Педагог предлагает детям пройти к столу, посовещаться и вместе решить, в какой последовательности будут составлять письмо. Отобранные картинки размещаются на доске.
- Вот мы с вами все вспомнили, что знаем о зиме. Можно составлять текст письма. Я приготовила вам картинки – схемы, которые можно выстроить в любом порядке. Но только, чтобы получился рассказ, а не просто отдельные предложения. Посмотрите, обсудите, что за чем будете говорить и прикрепите их на доске.
- Все, что вы будете говорить, Оксана Алексеевна запишет. Потом прочитает рассказ, который у нас получился.
«Зима белая, пушистая, нарядная. Зимой часто идет снег. Снег холодный, белый, блестящий, на солнце переливается всеми цветами радуги.
Когда наступает зима, становится холодно и морозно, потому что солнце зимой не греет. Оно тусклое, редко показывается из-за облаков. На окнах появляются узоры, реки покрываются льдом.
Чтобы не замерзнуть, люди надевают теплую одежду: валенки, теплые сапоги, шубы, шапки, варежки…. Детям зимой весело. Они катаются на лыжах, коньках, на санках, катаются с горки, играют в снежки и лепят снеговика.
Зверям и зимующим птицам приходится трудно. Им холодно и голодно. Поэтому люди делают для птиц кормушки и подкармливают их семенами, семечками. Животные обрастают теплыми шубами, заяц становиться белым, чтобы его не было заметно, медведь ложиться в спячку».
3. Заключительный этап
- Как вы думаете, мы справились, выполнили просьбу жителей Африки?
- Почему вы так считаете? – Потому что получился рассказ.
- А еще можно сфотографировать ваши рисунки о зиме и отправим нашим новым друзьям.
Педагог «звонит» в Африку и сообщает, что рассказ готов. Скоро отправим по электронной почте.
- Мне очень понравилось сегодня с вами описывать приметы зимы. А вам что запомнилось?