Ирина Подлесная
Конспект ООД в старшей логопедической группе «Звуки [Н], [Н`], обозначаемые буквой Н»
Конспект ООД в старшей логопедической группе «Звуки [Н], [Н’], обозначаемые буквой Н.
Программное содержание: Закрепить умение детей давать полную
сравнительную характеристику звуков Н и Нь.
Продолжать различать звуки по твердости-мягкости, звонкости-
глухости.
Учить детей дифференцировать звуки Н, Нь в слогах, словах,
предложениях.
Продолжать учить звукобуквенному анализу и синтезу.
Познакомить детей с жизнью птиц
Развивать память, внимание
Публикация «Конспект ООД в старшей логопедической группе „Звуки [Н], [Н`], обозначаемые буквой Н“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: у детей – предметные картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки Н, Н`, лоточки с буквами из разрезной азбуки и фишки для составления схем звукового состава слова.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физкультминутка, изменение статического положения во время образовательной ситуации.
Планируемые результаты: дети умеют определять позицию звука в слове, подбирать слова на заданный звук, знают, что такое звук, а, что такое буква.
Ход ООД.
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
I. Организационный момент.
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Ребята, садится тот, кто мне назовет слова, которые начинаются на звук М.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания.
1. Общее расслабление. Выполнение движений по тексту.
Гуси серые летели.
На лужайке тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро убежали.
Гуси серые летели
На лужайке тихо сели.
2. Упражнение на развитие мимических мышц.
Прилетела птичка ягод поклевать. Как их много! (Удивились)
Надолго хватит! (Радость)
Но вдруг прилетела стайка других птичек и склевала все ягоды. (Огорчение)
Но ведь это мои друзья! (Улыбнулись).
3. Дыхательная гимнастика.
4. А теперь поиграем пальчиками.
«Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного пальца по мизинец, растирание каждого пальчика по 2 раза.
Ну-ка, братцы, кто сильнее?
Кто из вас поздоровее?
Все вы братцы, молодцы,
Просто чудо-удальцы!
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилу раскрутили,
Острый кончик получили.
«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
Ножик должен острым быть.
Будем мы его точить,
Чтоб чистил нам морковку
И картошку на готовку.
5. А сейчас давайте разомнем губки и язычок. Артикуляционная гимнастика:
- «Вкусное варенье» - слизывать с верхней губы «вкусное варенье»,
делая движения не из стороны в сторону, а сверху вниз. Нижней
губой не помогать!
- «Змейка» - узкий язык максимально высунуть изо рта, а затем
втянуть вглубь рта.
- «Почистим зубки» - узким языком почистить сначала нижние, а
потом верхние зубки
Учитель-логопед: Ребята, сегодня на занятии мы продолжим с вами путешествие в волшебную страну Грамоты. А хотите узнать с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Дети: Да.
2. Поисковый этап.
III.Изучение нового материала.
Учитель-логопед: Дети отгадайте загадку.
Кто один имеет рог?
Отгадайте (Носорог)
На какой звук начинается слово носорог? (Н). Вот с этим звуком сегодня мы с вами и познакомимся. Но сначала давайте составим план нашего занятия, что мы умеем и что вы хотите об этом звуке узнать?
Дети: Хотим узнать, как правильно произносить этот звук,
- отгадывать загадки
- поиграть в игры с этим звуком
- хотим узнать как пишется буква Н.
3. Практический этап.
Учитель-логопед: Давайте его произнесем перед зеркалом. (Объясняю артикуляцию звука Н и Нь). Вместе с детьми даем характеристику этого звука (согласный, звонкий, твердый и мягкий)
Учитель-логопед: Фонетическое упражнение на различение в звуковом ряду звуков Н и Нь. На звук Н-хлопаем, на звук Нь-топаем.
Учитель-логопед: Игра «Где звук?».С помощью картинок определить место звука в названиях картинок, твердость и мягкость звука. (нос, санки, носорог, нитки, стакан и др.)
Учитель-логопед: Выучить чистоговорку.
На-на-на - лампа у окна.
Ну-ну-ну – саночки тяну.
Ан-ан-ан – это барабан.
Ин-ин-ин – это магазин.
Физкультминутка. Упражнения с движениями.
Раз, два, три, четыре, пять,
Отправляемся гулять (врассыпную)
По извилистым дорожкам
Мы пройдем совсем немножко (змейкой за ведущим)
Вправо, влево посмотрели (повороты головы)
И на корточки присели,
Встали дружно, потянулись (на носочках, вверх руки, потянулись)
И, как кошечки прогнулись. (выпрямить спину)
А теперь прыжки на месте
И похлопаем все вместе.
Учитель-логопед: А сейчас мы с вами познакомимся с буквой Н.
На букве Н
Я, как на лесенке,
сижу и распеваю песенки!
На что еще похожа буква Н?
Учитель-логопед: Игры с буквой «Найди и раскрась изучаемую букву», «Выкладывание из семян»
Учитель-логопед: Упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Птицы улетели»
Ласточка – ласточки – нет ласточек.
Журавль – журавли – нет журавлей. (скворец, соловей, жаворонок, зяблик).
Учитель-логопед:. А сейчас мы поиграем в игру «Солнышко», будем учиться читать с буквой Н.
Звуко-слоговой анализ слов: МАМА, НАМ. Составление предложений с этими словами.
Определите сколько слов в вашем предложении? Назовите первое, второе, третье.
4. Рефлексивно-оценочный.
Учитель-логопед: Ребята, пройдите к доске. Давайте посмотрим, выполнили ли мы план. Что узнали?
Вспомните все прозвучавшие ранее слова, в которых есть звук Н, произнесите их четко, громко, выделяя голосом звук Н.
Если вам понравилось на занятии, у вас всё получилось - подойдите к весёлому смайлику, а если было неинтересно, ничего не получилось – подойдите к грустному.
Последующая работа.
Учитель-логопед: Предлагаю вам дома поиграть с буквой Н и выполнить все задания в тетради.