Бабенко Галина
Конспект ООД в старшей группе «Экскурсия в мини-музей русской народной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с русскими народными игрушками.
Задачи:
- создать условия для закрепления детьми знаний о русских народных игрушках : дымковских, филимоновских, богородских, старооскольских, тряпичных куклах, матрешках;
- формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки и об особенностях росписи игрушек разных мастеров;
- развивать интерес к познавательно – исследовательской деятельности;
- расширять словарный запас;
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Экскурсия в мини-музей русской народной игрушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- развивать умение ориентироваться в разнообразии предметного мира (русские народные игрушки);
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- воспитывать желание участвовать в проектной деятельности;
- воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа.
Материал и оборудование: 7 столов; большой платок; дымковские, филимоновские, богородские игрушки; старооскольские игрушки – свистульки; керамическая и деревянная свистульки; тряпичные куклы (Пеленашка, Ангелочек, Зайчик-на-пальчик, Желанница, Крупеничка); матрешки (Полхов – Майданские и Семеновские); игрушки (мяч, машинка, куклы, резиновые игрушки).
Предварительная работа:
- беседы, рассматривание альбома «Народная игрушка»;
- просмотр презентации «Путешествие в страну глиняных игрушек»;
- изготовление тряпичных кукол;
- театрализованные игры с использованием народной куклы;
- дидактические игры, чтение стихотворений.
Ход:
Эмоционально - психологический настрой детей.
К солнцу потянулись, лучик взяли, (Тянутся на носочках, руки вверх)
К сердцу прижали, людям отдали. (Руки к сердцу и в стороны)
Еще потянулись и улыбнулись. (Тянутся на носочках и улыбаются)
- А теперь подарите свои улыбки нашим гостям.
- Ребята, посмотрите на этот стол. Что вы видите? (Игрушки)
- У нас в группе много игрушек. А вы любите играть с ними?
- А из чего сделаны эти игрушки? (Из пластмассы, резины, ткани, металла)
- Правильно. Современные игрушки делают из пластмассы, резины, ткани, пластика, металла.
- Давным - давно дети тоже любили играть, но у них не было таких игрушек как у вас, и для них игрушки мастерили мамы и папы, мастера - ремесленники. Игрушки делали из тряпочек, из соломы, из глины, из дерева.
- Ребята, а у вас есть дома такие игрушки, которые сделаны своими руками?
- Давайте нам ребята продемонстрируют их. (Дети показывают свои игрушки и называют материал, из которого они изготовлены)
- Ребята, а как вы думаете, где еще можно увидеть такие игрушки в наше время? (На выставках, в музеях)
- Да эти игрушки сейчас можно увидеть в музее.
- Кто знает, что такое музей? (Где много старинных предметов)
- Правильно. Это место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные предметы – экспонаты.
- А у нас есть в группе мини-музей?
- Как он называется?
- Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в наш мини-музей русской народной игрушки. Он необычный, в нем можно будет брать игрушки в руки и рассматривать. В нашем мини-музее столы называются – стендами, а игрушки – экспонатами.
- Что такое русская народная игрушка? Почему она так называется? (Ответы детей).
- Русская народная игрушка – это игрушка, сделанная руками человека с теплотой и любовью, и эта игрушка стала символом и гордостью русского народа. Игрушки часто изображали людей, животных, музыкальные инструменты. Давайте с вами вспомним правила поведения в музее.
1. Правила поведения в музее:
- Как вы думаете, как надо себя вести в музее? (Не бегать, не кричать, внимательно слушать)
- Молодцы.
Правила поведения в музее:
• Не кричать, не шуметь, не мусорить.
• По залам музея следует передвигаться бесшумно.
• Нельзя громко разговаривать.
• Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой.
• В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
- А кто такой экскурсовод? (Это человек, который работает в музее и рассказывает об экспонатах)
- Но, прежде чем начать нашу экскурсию, надо решить, кто у нас будет экскурсоводом. Ребята, вы разрешите мне быть экскурсоводом?
- Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в музее очутись!».
- И вот мы очутились в музее. Давайте подойдем к первому столу – стенду.
1. Демонстрация дымковских игрушек (1 стенд)
- Посмотрите на первые экспонаты. Вам они уже знакомы? (Это дымковские игрушки) - А почему эти игрушки так назвали?
- Кого вы узнали?
- Как вы думаете, из какого материала сделаны игрушки?
- Посмотрите, какие они яркие, нарядные. Какого цвета краски использовали мастера росписи дымковской игрушки? (Красную, желтую, синюю, черную)
- Какие элементы узора вы видите на игрушках? (Колечки, кружочки, волнистые линии)
2. Демонстрация старооскольских игрушек – свистулек (2 стенд)
- Ребята, а вы узнали эти игрушки?
- Как они называются?
- Правильно, это наши старооскольские мастера сделали эти игрушки.
- А какие старооскольские игрушки вы видите? Назовите их.
- Старооскольскую игрушку легко отличить от других - они не красятся и не глазируются. Поверхность игрушки шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых рук мастера.
- Какие цвета использовали старооскольские мастера?
- Какие элементы узора?
- Ребята, давайте рассмотрим их.
Старооскольские игрушки –
Сколько радости для глаз!
Будут трели выводить,
Мастеров Старооскольских
Никогда нам не забыть!
- А это какие свистульки? Из чего они сделаны? (Керамическая и деревянная) (Демонстрация свистулек)
3. Демонстрация филимоновских игрушек (3 стенд)
- А это что это за игрушки? (Филимоновские)
- Почему ее так назвали?
- Назовите игрушки.
- Из какого материала сделаны эти игрушки?
- Какие цвета использовали мастера при росписи этих игрушек? (Красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, белый)
- Какие элементы узора они рисовали? (Полосы, дуги, точки, солнышки, елочки)
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть - чуть пузатая!
4. Демонстрация богородских игрушек (4 стенд)
- А из какого села умельцы сделали эти игрушки? (Богородское)
- Назовите игрушки.
- Из чего сделаны игрушки?
- Дети, а как вы думаете, медведь очень сильный? А почему?
- Наверное, потому что он занимался физкультурой. Давайте и мы покажем, как мы можем заниматься.
Физминутка
Я прошу подняться на носочки вас - это раз,
Повернулась влево – вправо голова - это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три,
С силой их к плечам прижать – это пять.
А теперь тихонечко присесть – это шесть.
5. Демонстрация тряпичных кукол (5 стенд)
- А здесь мы с вами видим необычные игрушки. Возьмите их, потрогайте, какие они мягкие и теплые. Из чего сделаны эти игрушки? (Из тряпочек)
- Как они называются? (Тряпичные куклы)
- Правильно, это тряпичные куколки, таких куколок мамы и бабушки делали для своих детей из кусочков различных тканей, и названия у них очень интересные.
- Какой куколке можно спеть такую песенку? (Колыбельную)
Очень куколку люблю.
Я ей песенку спою. (Кукле Пеленашке)
- Куклу Пеленашку делали для самых маленьких детей и клали им в колыбельку, чтобы защитить ребенка от сглаза и злых духов. (Демонстрация куклы)
- Как называется эта кукла? (Кукла Ангелочек) (Демонстрация куклы)
- Для чего ее делали? (В подарок на именины)
- А это кукла как называется? (Зайчик-на-пальчик) (Демонстрация куклы)
- Для чего ее делали? (Ее делали детям, когда они оставались дома одни)
- А это кукла как называется? (Кукла Колокольчик) (Демонстрация куклы)
- Для чего ее делали? (Она приносила в дом радость и веселье)
- А эта кукла как называется? (Кукла Желанница)
- Для чего нужна была эта кукла? (Кукла исполняет желания)
- А эта кукла как называется? (Кукла Крупеничка) (Демонстрация куклы)
- Для чего она была нужна? (Она приносила в дом достаток)
- А вы заметили, что куклы чем-то необычны? (Нет лица)
- Считалось, что если у куклы нет лица, то она будет защищать детей и взрослых от злых сил, примет на себя боль и страдания.
6. Демонстрация матрешек (6 стенд)
- Мы с вами подошли к последнему стенду с игрушками, но они скрыты от нас платком. И вы узнаете, что здесь, если отгадаете загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка)
- Правильно, это матрешки, они были и остаются самыми любимыми игрушками у детей. Это настоящая русская красавица – кукла с секретом.
- А вы знаете, в чем секрет матрешки? (Матрешка разнимается на две половинки)
- Скажите, из какого материала сделаны матрешки?
- Какие узоры видите на них?
- Какие матрешки здесь представлены? (Полхов – Майданские и Семеновские)
Рефлексия.
- Ребята, мини-музей уже закрывается. Нам надо возвращаться в группу.
Давайте поблагодарим экскурсовода за такую интересную экскурсию. (Дети говорят «спасибо»)
- А теперь встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в группе очутись!».
- Ребята, в каком мини-музее мы сегодня с вами побывали? (В мини-музее русской народной игрушки)
- Вам понравилась наша экскурсия?
Эти игрушки нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней красоты.
Чтоб ввести нас в мир добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-мастера.