Татьяна Рыпневская
Конспект ООД «В гости к Хозяйке Медной горы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в старшей группе :
«В гости к Хозяйке Медной горы»
Конспект ООД в старшей группе № 3 по интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД „В гости к Хозяйке Медной горы“ в старшей группе» размещена в разделах
Образовательные:
• Формировать представление о камнях, как части неживой природы.
• Продолжать формировать умение исследовать неживую природу выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
• Закреплять элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
Развивающие:
• Развивать основные виды движений, физические качества: ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.
• Развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, развивать память, внимание, связную речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи в природе.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
Материал:
Камни, ёмкость с водой, стол с камнями для изучения, камни для поделок. Аудиозапись «Гномы, гномы вы малюсенький народ». Слайд - презентация «Удивительный мир камня». Кирки из картона и шапочки гномов, краски, кисти, салфетки, клеенки для рисования для каждого ребенка. Гора из ткани.
Предварительная работа:
Чтение сказа П. Бажова «Хозяйка Медной горы», сказка «Малахитова шкатулка», загадывание загадок про камни, обсуждение пословиц и поговорок про камни.
Ход ООД
Воспитатель: Дети, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие.
Воспитатель: Дети, я вам хочу предложить отправиться в гости к Хозяйке Медной горы. Дети, а кто написал сказ про «Хозяйку Медной горы»? (Ответы детей) Правильно!
Воспитатель: Сказ про нее написал Павел Бажов. Хозяйка Медной горы хранительница горных сокровищ. Какими же сокровищами она владеет?
Послушайте и отгадайте загадку:
Его в горах полным – полно.
Он часто падает на дно
В ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают. (Камни)
Воспитатель: Правильно это – камни.
Но она не всех пускает в свои владения. А еще у нее есть верные помощники – это гномы. Чтобы попасть к Хозяйке Медной горы, нам нужно превратиться в гномов. Вот поэтому я вам предлагаю стать гномами.
( превращение в гномов: одеваются, на головы шапочки, в руки берутся кирки)
Воспитатель: А теперь отправляемся в путь по каменной дорожке.
Аудиозапись «Гномы, гномы, вы малюсенький народ»
Воспитатель: Вот мы и пришли к горе. Здесь живет Хозяйка Медной горы.
Воспитатель: У неё был верный и надежный помощник Степан. Он с помощью Хозяйки в рудниках добывал драгоценные камни малахита. Что Хозяйка Медной горы подарила Степану для его невесты Настеньки? (Ответы детей) Правильно. За его труды и старания Хозяйка Медной горы подарила Степану малахитову шкатулку с драгоценными камнями для его невесты Настеньки.
Воспитатель: Проходите, гномы, в пещеру. Чтобы добыть камни нужно потрудиться. Давайте, гномы, приступайте к работе, кирками ударьте раз, ударьте два, ударьте три.
Воспитатель: Гляньте, Хозяйка Медной горы открывает для нас свои владения. Давайте посмотрим, какой же камень вы добыли. Камень с зеленым оттенком - это малахит. Малахит – это самоцветный камень единственный минерал зеленого цвета.
Воспитатель: Посмотрите-ка сюда. Как вы думаете, что это за камень? (Ответы детей) Да, это камень называется – янтарь. Янтарь – это окаменелая смола. Это минерал, относящийся к числу полудрагоценных камней. Ещё в глубокой древности этот камень использовали как украшение.
Воспитатель: Что же еще можно найти в горе? Стук да стук. Вот добыли еще камень. Какой это камень? (Графит). Гномы, а что изготавливают из графита? (Стержни для карандашей).
Воспитатель: А вот еще камень в горе нашли. А это, что за камень? (Ответы детей) Правильно. Это - уголь антрацит. Его используют для отопления домов, обеспечения работы котельных и прочих объектов.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще вы добыли в горе. Этот камень – гранит. Название он своё получил из-за пористо-зернистого строения. Гранит – прочная горная порода. Из гранита делают фундаменты, опоры мостов, применяют в сооружениях и интерьерном оформлении помещений.
Воспитатель: Гномы, я вам предлагаю узнать, где применяются камни? Я вам предлагаю посмотреть на экран.
Слайд – презентация «Удивительный мир камня»
Воспитатель: Гномы, а вы знаете пословицы и поговорки про камни?
(Ответы детей)
• На одном месте и камень мохом обрастает;
• Под лежащий камень и вода не течет;
• В камень стрелять – только стрелы терять;
• Хлеб – соль да камень за пазухой носи.
Воспитатель: Гномы, Хозяйка Медной горы спрашивает. А что, означают эти пословицы?
• Нашла коса на камень (Неприятное событие);
• Камень с души свалился (Стало на душе легко);
• Бросить камень в кого-то (Осуждать, обвинять);
• Камня на камне не оставить (Разрушить до основания).
Воспитатель: Молодцы, гномы справились с заданием.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю из пещеры перейти к горному озеру. Посмотрите в озеро, что вы там видите? (Камни лежат на дне озера) Давайте проверим тяжелые камни или легкие. Тонут они в воде или нет?
Исследовательская деятельность. Опыты с камнями:
Опыт № 1. Плавучесть.
Воспитатель: Возьмите по камню и по очереди опустите их в озеро. А как вы думаете, что произойдет с камнями? (Ответы детей)
Вывод: Камни тяжелые, поэтому они тонут.
Воспитатель: Я вам предлагаю перейти от озера к пещере, в которой мы проведем опыты с камнями. Подойдите к столам.
Опыт № 2. Определение цвета и формы.
Воспитатель: Рассмотрите свой камень. Какого он цвета? (Ответы детей).
А какие камни по форме? Сравните их.
Вывод: Камни разного цвета и формы.
Опыт № 3. Определение температуры.
Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он: теплый или холодный? ( Ответы детей: холодный.)
Дыхательная гимнастика. Дети, возьмите камень, положите его на ладонь, и сделайте вдох носом и выдох через рот, губы трубочкой. (3 раза) Затем снова приложите камень к щеке. Что изменилось? ( Ответы детей: камни стали теплыми)
Вывод: Камни могут быть холодными и теплыми.
Опыт № 4. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Ответы детей) Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Камни бывают гладкие и шероховатые.
Опыт № 5. Определение твердости – мягкости.
Воспитатель: Ребята, давайте надавим на свои камни. Что-нибудь изменилось? ( Ответы детей: нет) Покатаем камни в руках. Что-нибудь произошло? ( Ответ детей: нет)
Вывод: Камни бывают твердыми.
Воспитатель: Мои маленькие гномы, вы много трудились. А не хотите вы теперь отдохнуть. Выходите на разминку.
Физкультминутка «Гора и камешки»
Стоят горные хребты (руки над головой домиком)
Выстроившись в ряд, (стоят дети столбиком)
Как богатыри стоят. (сгибают руки в локтях)
На них шлемы ледяные, (показывают мышцы рук)
Вершины мощные, седые. ( имитация вершин: руки над головой)
Тайну вечности хранят.
Ветры шквальные лютуют. (имитация ветра, движения рук)
Сходят снежные лавины,
Все же смельчаки штурмуют (имитация поднятия вверх по канату)
Неприступные вершины.
Среди них стоит гора – старушка. (поднимаются на носочки)
До небес макушка, (обмахивают себя кистями рук)
Ее ветер обдувает, (встряхивают кистями рук)
Ее дождик поливает. (прикладывают ладошки к щекам)
Стоит гора, страдает - (качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (дети разбегаются и)
Катятся, катятся камешки прочь. (присаживаются на корточки)
Воспитатель: Хозяйка Медной горы предлагает вам побыть мастерами по росписи камней. Для этого проходите и садитесь за столы, у вас лежать образцы как можно разукрасить камни. Приступайте к росписи камней.
(Дети выполняют художественную деятельность на камнях под аудиозапись «Гномы, гномы, вы малюсенький народ».)
Воспитатель: Молодцы, вот и у вас получились свои уникальные камни. Молодцы гномы! Хорошо потрудились, и за это Хозяйка Медной горы дарит вам, вот такую драгоценную шкатулку, в которой для вас сюрприз находится.
Воспитатель: Но, нам уже пора возвращаться в группу. Скажем спасибо Хозяйке Медной горы за теплый прием. И нашим гостям за внимание. До свидания.