Бишенова Ирина
Конспект ООД в старшей группе «Путешествие в волшебный мир!»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в волшебный мир!
Тема: Путешествие в волшебный мир!
Цели: Совершенствование способности управлять своими чувствами и эмоциями. Обогащение мотивационной и нравственной сферы.
Задачи:
- развивать понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей.
– формировать умение регулировать свое поведение, свои отрицательные эмоции;
- повышать самостоятельность и ответственность ребенка;
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Путешествие в волшебный мир!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
- развивать: самоконтроль, стремление действовать по моральным мотивам, уверенность в себе и в своих силах с помощью создания ситуаций успеха самосознание;
- развивать: «эмоциональное предвосхищение событий», эмоциональную устойчивость, умение систематически выполнять задания;
- формировать адекватное отношение к самому себе и другим;
- способствовать социальной адаптации ребенка;
- способствовать обогащению активного словаря;
- развивать мышление и речь через активизацию мыслительных процессов
- развивать воображение и фантазию, а также тактильное восприятие.
Ход ООД.
1. Упражнение «Волшебная ладошка». (Организационный момент).
П. - Ребята, перед вами волшебная ладошка, она вся разноцветная. Сейчас каждый может подойти к ней, приложить свою руку к ладошке и рассказать всем о каком-нибудь своем желании. Может быть, это желание, чтобы найти хорошего друга, или чтобы тебе подарили котенка, любое желание…
Д. – Я хочу… (и так по очереди, пока не расскажут о своем желании все дети).
П. – Ребята, в сказках бывает так, что дети находят вход в сказочную страну: в шкафу (сказка «Нарния», в кроличьей норе (сказка «Алиса в стране чудес», в зеркале (сказка «Алиса в зазеркалье»). Или обнаруживают дверцу в волшебный мир за старым холстом с нарисованным очагом (сказка «Буратино»). Я открою вам секрет. Сегодня, придя на работу, я обнаружила такую дверцу. Мне кажется, она волшебная и ведет в волшебный, сказочный мир. Но на ней весит крепкий замок. Вы хотели бы открыть эту дверцу и попасть в волшебный мир?
Д. - Да!
П. - Чтобы открыть замок, нам нужно отгадать маленький секрет - что лежит в этих мешочках?
2. Упражнение «Секретик». (Сшитые небольшие мешочки одной расцветки с разным крупяным наполнителем (гречка, рис, фасоль, горох, пшено).
Дети мнут мешочки в руках и отгадывают, что находится в мешочках?
П. Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали секретики и дверца открылась. Давайте по очереди пройдем через нее.
(Дети по очереди проходят ч/з волшебную дверцу и превращаются в маленьких волшебников).
3. Беседа. П. – Ребята, в кого мы превратились?
Д. – В волшебников!
П. – А что умеют делать волшебники?
Д. – Они умеют творить чудеса, превращать кого-то в животное. А еще они умеют угадывать чужие мысли.
П. – Правильно, ребята. А какие бывают волшебники в сказках?
Д. – Добрыми и злыми.
П. – Правильно. Ребята, а как вы думаете, мы превратились в добрых или злых волшебников?
Д. В добрых волшебников!
П. - Посмотрите вокруг, мы с вами очутились на прекрасной поляне. Какое сейчас время года? А какая зимой погода? Вы совершенно правы, на улице зима. А что же необычного на нашей поляне?
4. Упражнение «Найди отличия – Зима – Лето». (Достаточно 5-6 отличий).
Д. – На поляне растут цветы и летают насекомые. А зимой этого не бывает.
П. – Совершенно верно. Наверное, это, какое то волшебство!
П. – Посмотрите на картинки и сравните их. Найдите пять отличий. (картинки Зима – лето).
- Молодцы! Оглядитесь вокруг, ребята, надо бы нам домик, поискать, в котором нам будет тепло и уютно.
Д. – Вон, посреди поляны стоит избушка на курьих ножках.
П. – Верно, без окон, без дверей. Чья это избушка?
Д. – Бабы – яги!
П. – Бабы – яги? Вам хочется туда зайти? Вам страшно? А вдруг баба – яга дома? Что будем делать? Давайте тихо скажем: «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, к нам передом!». Не слышит нас избушка. Может быть ей нужно приказать? (Дети говорят в приказном тоне). Нет, не слушается нас избушка. Что же нам делать ребята?
Д. Нужно ее ласково и вежливо попросить. «Избушечка – избушечка, пожалуйста, повернись к лесу задом, а к нам передом».
П. - Повернулась избушка. (На слайде избушка поворачивается). Поблагодарите ее.
Д. – Спасибо.
(Дети заходят в избушку).
П. – Заходите осторожно. Давайте осмотримся вокруг, вдруг старая яга где – то спряталась.
4. Гимнастика для глаз. – Представьте, что ваше тело все онемело, и вы не можете пошевелиться. Двигаться могут только глаза. Посмотрите направо, налево, вверх и вниз. А теперь оглядитесь вокруг глазками. Молодцы.
П. – Посмотрите ребята, как вы думаете, что сложила Баба – яга в эту кучу? Утварь: ушаты, горшки, чугунки? Еду: вяленых летучих мышей, соленых лягушек, маринованные поганки, сушенные мухоморы? Одежду? Старую метлу? (Дети фантазируют, а психолог поддерживает их идеи, затем психолог снимает ткань с кучи предметов).
5. Игровое упражнение с элементами театрализации «Избушка Бабы Яги - расставь предметы правильно» (Социальная адаптация)
П. – Что это за предметы? Как вы думаете, для чего они используются? (Дети называют предметы и для чего их используют).
П. – А если бы вы поселились в этом домике, как бы вы это использовали? Как можно сделать этот дом красивым, удобным и уютным?
(Дети переустраивают домик: стелют скатерть на стол, расставляют посуду и еду на стол, книги на полку, веник в уголок и т. д.)
П. Молодцы ребята (звучит музыка «У-у-у! Лечу-у-у!»). Ой ребята, Баба-яга летит в своей ступе. Прячьтесь скорее! (Дети прячутся: садятся в центр обруча и накрываются платком).
П. в роли Бабы – яги: - «Что такое! Кто это мою кучу разобрал? (принюхивается) Тьфу – тьфу –тьфу! Кем это пахнет? Кто это ко мне пожаловал? Неужто детки, слаще конфетки! Видела я тут, по поляне бегали. Может это они навели здесь свой порядок? Они это любят! (ходит по избушке, ищет детей: «А. Вот они где спрятались!» (Дети выскакивают из укрытий и бегут на поляну). Баба-яга кричит им в след … «Ух догоню! Ух поймаю!»
П. (Уже переодетый) – Ох как напугала нас Баба – яга? Испугались ребята? Давайте немного переведем дух. (Звучит релаксационная музыка «Утро в лесу).
6. Символдрамма. (Кататимно – имагинативная терапия).
П. - Устраивайтесь поудобней и закрывайте глазки. Представьте себе, что вы оказались на лугу. Каким вы его видите? Опишите его: он большой или маленький? Какая погода? (вокруг богатая, сочная растительность, представленная обилием трав и цветов или наоборот). Вы можете делать на лугу все, что хочется.
- Что бы вам хотелось сейчас сделать?
(Звучит релаксационная мелодия с шумом реки).
- Наверное, где-то поблизости есть ручей. Опишите его. (Ручей может быть как маленькой канавкой, так и широким потоком, рекой).
- Расскажите ребята какое течение у этой реки – она быстрая и бурлящая, или она течет медленно и тихо?
- Вода в реке чистая и прозрачная или грязная и мутная?
- Как вы думаете она холодная или теплая?
- Какое у вас настроение когда вы смотрите на реку?
- Ребята источник этой реки находится на верху, куда бы вы хотели пойти- вверх по течению к источнику или вниз по течению.
- Подойдите ближе к реке и смочите водой лицо, можете искупаться если хотите.
- Вам нравиться здесь находиться? Какое сейчас у вас настроение?
- А теперь посмотрите вдаль, сейчас оттуда появится фигура животного.
- Она приближается к вам рассмотрите ее внимательно.
- Чтобы вы не испугались, можете спрятаться за кустом и наблюдать из-за него за этим животным.
- Какое животное к вам приближается?
- Скажите ребята, какие чувства возникают у вас по отношению к этому животному?
- Как вы к нему относитесь? А как оно относиться к вам, как вы думаете?
- Молодцы ребята, можете открыть глаза. Скажите, что было самым приятным для вас в том, что вы себе сейчас представляли? А что было не очень приятным? Что из увиденного произвело на вас наибольшее впечатление?
- Хорошо. Теперь мы можем вернуться назад в Д/с. Но обратный путь лежит через лабиринт.
7. Упражнение «Лабиринт».
П. - Вы знаете что такое лабиринт? Лабиринт – это сооружение со множеством коридоров и тупиков в котором очень легко заблудиться. Представьте, если бы это был настоящий подземный лабиринт. Страшно было бы вам в него спустится? Ведь вы не знаете как из него выбраться.
- А в лабиринтах бывают находят драгоценности, сокровища. Будьте внимательны вам они тоже могут попасться. Кто первым войдет в лабиринт? (Каждый ребенок, проползает по лабиринту, захватывая с собой один кладик. Психолог стоит в конце лабиринта с сундучком).
- Что вы чувствовали когда проходили через лабиринт?
П. – Молодцы, вы справились с очень трудным заданием. Каждый из вас нашел свой кладик в лабиринте– представьте себе что это ваши страхи и негативные чувства. Давайте положим их в сундучок и запрем на замок, чтобы эти чувства вас больше никогда не беспокоили. Вот мы и вернулись в Д/сад. Свое настроение, свои впечатления от нашего путешествия вы можете выразить разными цветами.
8. Упражнение «Мандала».
П. - У нас на столах лежат рисунки, которые нужно раскрасить в разные цвета. Можете приступать.
П. – Как красиво у вас получилось ребята!
9. Подведение итога.
П. –Что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия? (дети вспоминают, а психолог их поддерживает). Что понравилось? А что было самым сложным?
Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня вы стали чуть смелее, храбрее, и смогли преодолеть свои страхи. Мы много пережили вместе с вами, и в память о нашем путешествии, я приготовила для вас угощения.
Самоанализ к ООД
Тема ООД: «Путешествие в волшебный мир!»
Возраст детей: старшая группа.
Тип ООД: Интегрированная организованная образовательная деятельность в старшей группе по развитию эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ с элементами театрализации и символдраммы.
Основной целью ООД являлось совершенствование способности управлять своими чувствами и эмоциями. Обогащение мотивационной и нравственной сферы.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- развивать понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей.
– формировать умение регулировать свое поведение, свои отрицательные эмоции;
- повышать самостоятельность и ответственность ребенка;
- развивать: самоконтроль, стремление действовать по моральным мотивам, уверенность в себе и в своих силах с помощью создания ситуаций успеха самосознание;
- развивать: «эмоциональное предвосхищение событий», эмоциональную устойчивость, умение систематически выполнять задания;
- формировать адекватное отношение к самому себе и другим;
- способствовать социальной адаптации ребенка;
- способствовать обогащению активного словаря;
- развивать мышление и речь через активизацию мыслительных процессов
- развивать воображение и фантазию, а также тактильное восприятие.
Для решения намеченных задач в процессе проведения занятия были использованы различные методы и технологии:
Метод погружения. Цель — настроить детей на предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий. Упражнение «Волшебная ладошка» подводит детей к теме желаний и потребностей, дает детям возможность выразить свои желания и при этом почувствовать, что окружающие воспринимают их желания всерьез. Это упражнение позволяет открыть новые личные стороны внутреннего мира каждого ребенка и поддержать его желания и потребности.
Методы адаптации и социализации - «Избушка Бабы – Яги», направлены на:
1) адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
2) адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду и обучению;
3) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Также это игровое упражнение с элементами театрализации постепенно, не форсируя, начинает тему страхов. Зайти в жилище страшного персонажа, как Баба – яга, для некоторых детей уже является поступком. Обдумывая, как они могут обустроиться в этом домике, дети развивают способности к адаптации.
- Информационно-коммуникационные технологии: беседа.
Направлена на формирование у каждого воспитанника стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания.
Здоровье - сберегающие технологии : релаксация, глазо-двигательные упражнения. Выполняются для снятия физического и психологического напряжения, что способствует глубокому раскрытию детей, их раскрепощению, которое обеспечивает большую эффективность коррекционных занятий.
- Символдрамма. (Кататимно – имагинативная терапия).
Концептуальная основа метода - глубинно-психологическая психоаналитически ориентированная психотерапия, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства. А также коррекция ситуативной и личностной тревожности детей.
Проблемно-игровые технологии. Поиск ответов на возникающие игровые проблемы повышает социальную компетентность, познавательную активность детей и в реальной жизни. Достигнутый в игре прогресс психического развития ребенка существенно влияет на возможности его систематического обучения на занятиях, способствует совершенствованию его реальной позиции в среде сверстников и взрослых. Дети учатся анализировать и преобразовывать ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем.
Развивающие – игровые техногологии. Развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей разностороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности — учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Методика «Лабиринт». Цели:
- предоставить детям возможность пережить на символическом уровне поиск и обретение ценностей;
- создать условия для формирования межполушарных связей; предоставить возможность для формирования мысленного представления плана физического пространства и сопоставления его с реальным передвижением;
-формирование такой социальной компетенции- как умение справляться со страхами.
Спуск в лабиринт символизирует погружение в глубины психического мира, где находятся личностные коллективные ценности. Прохождение через лабиринт – это победа над своими инстинктами. Ребенок обретает опыт поиска выхода из сложной ситуации, тем более что ему приходится преодолевать свой страх. Каждый ребенок выносит из лабиринта кладик – ценность, как кусочек «самости, символически подтверждающий спуск внутрь своего бессознательного и победу над внутренним Минотавром».
Методика «Мандала» позволяет выявить психологические расстройства и скорректировать их. К тому же, мандалы для детей учат сосредотачиваться и успокаиваться гиперактивных малышей. Через рисование или разукрашивание сакральных рисунков человек самовыражается и общается со своим бессознательным. Однообразные движения способствуют концентрации внимания и снимают напряжение у детей. Таким образом, ребенок избавляется от внутреннего напряжения. А также круг– это символ бесконечности, целостности,идеального абсолюта и совершенства. Круг представляет собой бесконечную линию, замыкая время и пространство. Круг или округлость считается наиболее естественным, священным состоянием, наполненным самостью, вечностью, бесконечной мудростью.
Интегрированные технологии. Интеграция образовательных областей. Индивидуально - диференцированные и личностно-ориентированные технологии при выполнении всех упражнений и заданий.
Наряду с общими задачами были определены и коррекционно-развивающие задачи:
-развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.
-развитие речи и обогащение словаря;
-развитие межполушарного взаимодействия, крупной и мелкой моторики.
- развитие пространственных представлений.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитание внимательности, наблюдательности.
-тренировка усидчивости и самоконтроля.
-приучение к аккуратности в выполнении каждого задания.
Коррекционно-образовательные задачи:
-совместное пошаговое выполнение действий по речевой инструкции взрослого.
-развитие интереса к интеллектуальной деятельности, оптимизирование произвольности внимания.
Вывод. Структура ООД была построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Методы и технологии использовавшиеся на ООД способствовали комплексному решению поставленных целей и задач. Психологическая атмосфера была благоприятная.