Татьяна Федорова
Конспект ООД в старшей группе по чтению художественной литературы «Знакомство с малыми формами фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в старшей группе по чтению художественной литературы на тему «Знакомство с малыми формами фольклора : колыбельные песенки, потешки, пестушки».
Задачи: Развивать интерес детей к малым формам русского фольклора-колыбельным песенкам, пестушкам, потешкам. Воспитывать чувства патриотизма через приобщение дошкольников к устному народному творчеству. Развивать память, заучивая колыбельные песенки, потешки, пестушки наизусть. Учить, выразительно читать произведения устного народного творчества, различать разновидности народных песенок. Воспитывать желание исполнять народные песенки на детских фольклорных праздниках.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- Темочки
Материалы: кукла, подборка народных песенок, скамеечка, детали русского народного костюма (платочки или ленточки-девочкам, кепки-мальчикам, корзинка с клубочками ниток, макет прялки, вышитые рушники, самовар; листы бумаги с набросками мнемодорожек (из пяти квадратов, простые карандаши-по количеству детей.
Ход ООД
Воспитатель приглашает нарядных детей в групповую комнату, которая оформлена в стиле русской избы, и предлагает удобно расположиться на скамеечках.
-Дети, посмотрите вокруг. Куда мы с вами попали? (В музей «Русская изба»)
-В давние-давние времена так выглядели жилища наших предков-тех, кто жил до нас, до наших родителей. В те далекие времена и одевались люди по другому: девушки носили сарафаны и кокошники, юноши-вышитые рубашки-кософоротки, фуражки. Мужчины и женщины много трудились в поле, а в свободное время на посиделках рассказывали сказки, пели народные песни. Мы сегодня поближе познакомимся с народными песенками для детей. Это колыбельные песенки, потешки, пестушки.
Воспитатель берет в руки куклу и начинает ее укачивать, напевая колыбельную песенку.
Баю-баюшки-баю,
Баю Танечку мою.
Буду я качать,
Буду Таню величать.
Моя Танюшка уснет,
Да угомон ее возьмет.
Баю-баиньки-баю,
Раскрасавицу мою.
-Дети, сейчас я вам пела колыбельную песенку. Скажите, кому в какое время пели колыбельные песни? (колыбельные песенки пели для детей, когда их укладывали спать)
-А кто обычно напевал такие песенки маленьким детям (мамы и бабушки)
-Правильно, в старину мамы, бабушки и няни укладывали спать малышей в кроватки-колыбельки, которые можно было качать. при этом ребенку тихо напевали песенку, которую так и называли-колыбельная. Кому из вас мама перед сном напевала раньше или напевает сейчас колыбельную песенку?
Дети высказываются
-Дети, давайте встанем в кружок и представим, что у нас на руках малыши, которые хотят, но никак не могут уснуть. Давайте их покачаем и споем.
Дети встают в круг и выполняют имитирующие движения. Воспитатель начинает напевать колыбельную песенку, дети подпевают.
-Молодцы! проснулся малыш, устал от неподвижности и пеленок-мама распеленовывала его и уже напевала или приговаривала нараспев другую песенку-пестушку. пестовать-значит ухаживать. Мама поглаживала своего ребенка вдоль тельца и приговаривала разные пестушки. Вот послушайте.
Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в ручки хвастунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
-Малыш не плакал, радовался, что мама с ним, у него было хорошее настороение. Давайте поиграем: вы будете моими малышами. Повторяйте движения за мною.
Педагог начинает нараспев читать текст песенки-пестушки и выполняет соответствующие движения (потягивается, встает на носочки, вытянув руки вверх, топает ногами, выполняет хватательные движения руками, а дети повторяют движения за взрослым. ПО желанию детей игру можно повторить.
-Когда малыш взбадрится, подвигается, мама предлагает ему умыться и покушать.
Ты мне ручки подай
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем!
Это-ложка,
Это-чашка.
В чашке-гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала-
Кашки гречневой не стало!
-Эти песенки-потешки (от слова «потешить», развеселить) помогали маме поддерживать у ребенка хорошее настороение. Предлагаю вам руками «рассказать» любую из этих двух потешек.
Воспитатель читает потешку, а дети стараются руками показать, о чем в ней говорится. Воспитель хвалит детей за выразительные движения, затем приглашает к столам, где приготовлены листы бумаги с набросками мнемодорожек и простые карандаши.
-Дети, предлагаю вам слова потешки про гречневую кашку закодировать, то есть спрятать в рисунки.
Дети рассаживаются за столы. Воспитатель напоминает им текст потешки и правило: каждая строчка потешки прячется в одном рисунке одного квадрата. Например: в первом квадрате дети рисуют ложку, во втором чашку, в третьем-чашку, наполненную кашей, в четвертом-ложку над чашкой с кашей, в пятом-пустую чашку.
После того как дети заполняют мнемодорожки, воспитатель просит их хором восстановить текст по рисункам.
Итог: Дети. колыбельных песенок, потешек, пестушек было придумано много, потому что маленьких детей очень любили и старались их больше радовать. Попросите вечером дома своих мам спеть вам на ночь колыбельную песенку, а вы им расскажите потешку, которую мы с вами закодировали (спрятали) в рисунке.