Ирина Подлесная
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Звук [У] и буква «У»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: : познакомить с понятием «звук» и «буква», знакомство со звуком У, правильная его артикуляция.
Задачи:
Выделение звука У из речи в начале слова в ударной позиции.
Развитие фонематического слуха.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Расширение и активизация словаря по теме: «Я в мире человек, я вырасту здоровым». (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе „Звук [У] и буква „У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Планируемые результаты: дети расширили лексический словарь по теме «Я в мире человек, я вырасту здоровым», научились определять наличие или отсутствие звука У в слове, умение выделять первый звук У из начала слова, мение подбирать слова с заданным звуком, сформировались понятия «звук» и «буква».
Организация пространства: Демонстрационный материал: зеркала, предметные картинки с изучаемым звуком, демонстрационные карточки с буквой У, домик для гласных звуков, предметные картинки артикуляционной гимнастики.
Предварительная работа: беседа по теме «Я в мире человек, я вырасту здоровым», продолжить знакомство с артикуляционной и пальчиковой гимнастиками.
Ход ООД.
I. Организационный момент
Учитель-логопед
- Добрый день, ребята! Посмотрите, какой сегодня чудесный день! Давайте мы с вами настроимся на занятие (под музыку) :
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают –
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко,
Ровно, глубоко…
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
У нас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и передадим свое хорошее настроение и сядем за столы.
А теперь поиграем пальчиками.
- пальчики здороваются (каждый пальчик соединять с большим) :
Вот проснулся, встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок,
Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне!
А сейчас давайте разомнем губки и язычок. Артикуляционная гимнастика поиграем в игру «Чудесные картинки» ( Цель: укрепить мышцы артикуляционного аппарата)
«Горка», «Иголка», «Лопата», «Чашка», «Лошадка», «Часы»
II. Мотивационно – оринтировачный этап
Учитель-логопед: Ребята, а вы хотите научиться красиво и правильно говорить? И сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну гласных звуков
III. Поисковый этап
Учитель-логопед: посмотрите на картинки (утка, уши, улица, удочка) при этом громко и четко называть их, выделяя первый звук в словах (У)
-Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?
- Правильно! Сегодня мы с вами с этим звуком и познакомимся. А что вы хотите о нем узнать?
IV Практический этап
Учитель-логопед: Речь бывает устной, когда мы говорим и письменной, когда мы пишем. Когда мы говорим, то мы произносим звуки, а пишем мы буквы.
Буква – это домик для звука
Букву видим и напишем,
Звук мы скажем и услышим.
Давайте вместе с вами попробуем пропеть звуки А, О, У, И, Э. скажите, они поются? Так вот, те звуки, которые вы поете, называются гласными. Воздух проходит свободно, нигде не встречая преград.
Объяснить детям что, гласные звуки обозначаются на схеме с помощью красного квадрата.
Учитель-логопед: Скажите, как воет волк?
Давайте вместе с вами правильно произнести звук У перед зеркалом.
- губы вытянуть вперед, трубочкой;
- зубки не смыкаются;
- горлышко работает (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке)
(Произнесение звука перед зеркалом хором, индивидуально, тихим и громким голосом.)
Учитель-логопед: Звук У поется. Давайте споем песенку «Пусть бегут неуклюже» только звуком У.
При произнесении звука У язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Этот звук - гласный, он произносится с помощью голоса.
Гласные звуки живут в домике с соловьем и красной крышей, и на схеме обозначаются красным квадратом с колокольчиком. Значит звук У мы поселим в домик с соловьем и красной крышей.
Учитель-логопед: Игра «Поймай звук» (хлопки, если звук У есть в слогах, словах) : И, а, у, п, н, у, уу, ау, на, ко, ту, стол, лужа, стена, паук. утка
Учитель-логопед: А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко и назови первый звук в словах».
• Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне
Он хозяйкам добрый друг –
Электрический …. (утюг)
•Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Внутри пуста, как дудочка,
А петь не может (удочка)
•Долгожданный дан звонок-
Это кончился…. (урок).
Учитель-логопед: поиграем в игру «Назови ласково» ( на расширение и активизация словаря по теме: «Я в мире человек, я вырасту здоровым)
Учитель-логопед: выходите все на коврик и немного с вами отдохнем и проведем физкультминутку «Буратино»
Учитель-логопед: Знакомство с буквой У. Показ буквы У, из каких элементов она состоит.
Выкладывание из палочек буквы У.
На что похожа буква У? (рогатка, галочка, крючок)
-Запомните стихотворение про букву У :
У – как у зайчонка ушки.
Эти ушки на макушке.
V. Рефлексивно – оценочный этап
Учитель-логопед: Ребята, пройдите к доске. Давайте проверим, выполнили ли мы план. Что узнали?
Вспомните все прозвучавшие ранее слова, которые начинаются со звука У, произнесите их четко, громко, выделяя голосом звук У. Определите позицию звука в словах. Чем отличается звук от буквы?
Если вам понравилось на занятии, у вас всё получилось - подойдите к весёлому смайлику, а если было неинтересно, ничего не получилось – подойдите к грустному.
Последующая работа.
Учитель-логопед: Предлагаю вам дома попробовать нарисовать букву У в тетради.