Ирина Дмитриева
Конспект ООД в старшей группе на тему «Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в старшей группе на тему «Вода»
Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира.
«Волшебница вода»
Программное содержание: 1. Обогащение и уточнение представлений о свойствах и признаках воды, её значении в жизни человека и живой природы (разные агрегатные состояния воды; использование водных ресурсов человеком и др.).
Публикация «Конспект ООД в старшей группе на тему „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
2. Воспитание бережного отношения к объектам природы (экономное расходование водных ресурсов, строительство очистных сооружений, охрана заповедных мест и т. п.)
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные
-закрепить знания о круговороте воды в природе
-познакомить со свойствами воды и способом очистки ее через опытно – экспериментальную деятельность
- закрепить знания об агрегатных состояниях воды
2. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе.
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей.
Материалы и оборудование:
- картинка «Круговорот воды в природе», карточки с изображением маленьких человечков, макет реки, письмо, плакат с изображением очистных сооружений, мнемотаблицы.
- на каждого ребё нка: пластиковые стаканчики, ложки, баночки с солью и сахаром, стакан с молоком, карандаш, «формочки», листы бумаги, цветные карандаши.
Ход ООД:
Организационный момент:
- Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
В морях и реках обитает
Но часто по морю летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
Основная часть.
- Как вы думаете, кому на земле нужна вода? (животным, растениям, людям)
- Как используют воду люди? (пьют, стирают)
- Как вы думаете, как пополняются запасы воды?
- Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе).
- Давайте возьмем листы бумаги и карандаши и нарисуем все превращения воды.
Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
- Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная?
Опытно-исследовательская деятельность.
А теперь давайте сядем за столы.
Запомните правила поведения в нашей лаборатории:
- Не шумите – этим вы мешаете другим.
- Аккуратно обращайтесь с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
- Слушайте воспитателя.
- Внимательно следите за результатами опыта.
- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? (табличка «вкус»)
- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(солёная).
- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(сладкая).
- А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)
- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем. (табличка «растворимость»)
- А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно, что нарисовано на картинке?
- Значит вода какая? (прозрачная). (табличка «прозрачность»)
- А теперь давайте перельём воду из стакана в эти «розетки». Что произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили)
- Имеет ли вода определённую фору? (нет) (табличка «нет формы»)
- Как вы думаете, почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё пресную воду?
Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.
- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.
Физминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой-это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Игра «Подскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю: (снег)
С неба все скользят пушинки, серебристые:(снежинки)
На полянку, на лужок все снижается :(снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее:(снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в:(снежки)
Словно в белый пуховик нарядился :(снеговик)
Рядом снежная фигурка, это девочка:(снегурка)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил:(снег)
Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово.
- Какие вы молодцы! А теперь обратите внимание на плакат, что на нем изображено? (ответы детей) Все верно, все что вы перечислили в игре - это все вода. Вода встречается в разных состояниях (агрегатных состояниях) : Жидкое - вода, дождь, роса; газообразное - туман, пар; твердое - лед, град, иней, снег. у меня в термосе - горячая вода, кипяток. Давайте вспомним, как волшебные капельки путешествуют (ответы детей). Давайте попробуем поймать отдельные капельки, если поднести холодное зеркальце к горлышку термоса, капельки осядут на него (демонстрирует воспитатель, дети наблюдают со своих мест)
- Капельки воды из пара оседают на холодной поверхности, так же как роса выпадает на траву ранним утром.
- А как вы думаете, что находится во втором термосе? (ответы детей) Конечно, это лед - вода в твердом состоянии. (воспитатель демонстрирует)
- А теперь вставайте, поиграем в игру "Найди свой домик". Каждый возьмет по одной картинке с изображением маленьких человечков, изображающих разные состояния воды. Пока играет музыка, мы все свободно перемещаемся по группе, только музыка остановится, нужно положить свою картинку в домик с изображением соответствующего состояния воды (в обруч с изображением жидкой воды, пара или льда). Игра повторятся три раза.
- Молодцы, все человечки нашли свои домики!
- А теперь садитесь на свои места, давайте попробуем разгадать загадку, чтобы вспомнить, для чего нам нужна вода :
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и с рук
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтобы росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (Воды)
- Кто еще может добавить, для чего нам нужна вода? (ответы детей) Молодцы!
Стук в дверь, Почтальон приносит письмо от Смешариков.
- Ребята, Смешарики нам снова прислали письмо, в прошлый раз они нам рассказывали, каким образом в наших кранах появляется вода, подарили нам этот замечательный плакат, а теперь пишут, что кто-то по-прежнему оставляет кран открытым, возможно это не в нашей группе, давайте докажем, что мы знаем, как ценна вода, что воду надо беречь.
- Дети, давайте вспомним, откуда к нам в краны поступает вода? (ответы детей дополняет воспитатель с опорой на плакат "Очистная станция" : из рек, озёр, из – под земли, но воду из рек и озёр пить нельзя, она не очень чистая, и человек может заболеть). Чтобы вода стала чистой и безопасной для нас, её специально очищают, фильтруют на очистной станции, только потом она поступает к нам в дом.
Опытно-исследовательская деятельность.
- Ребята, давайте пройдем с вами в Уголок юного исследователя, перед вами макет реки. Берега нашей реки загрязнены, вы сами это видели, когда ходили с родителями к Неве. Давайте посмотрим, что будет с водой, если пойдет дождь. (дети из леечки поливают "берега", мусор стекает в воду) Какая стала теперь вода? ( дети отвечают: грязная, с песком, мусором). С помощью чего мы можем очистить воду? (с помощью фильтра) Давайте пропустим эту воду через фильтр (дети по очереди наливают воду в воронку с фильтровальной бумагой) Вода становится чище? (ответы детей) А теперь поменяем фильтр и проделаем то же самое с уже очищенной от крупного мусора водой: становится чище? Мусор остается в фильтре. Так нужно проделать несколько раз, используя разные фильтры. Наш город большой, и чистой воды нужно много. А представьте, что вы забыли закрыть кран. Из–за такого пустяка может «исчезнуть» целая река. Какой мы можем сделать вывод? (нужно беречь воду, не оставлять открытым кран)
- Да, теперь я уверена, что Почтальон перепутал адресата, письмо надо передать в другие группы, возможно там кто-то не знает, что вода - наше богатство, что, закрывая кран, мы бережем природу, уважаем труд людей и думаем о будущем нашей планеты.
1. Воду попросту не лей, дорожить водой умей.
2. Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
3. Бережливость – вот лучшее богатство. И т. д.
Итог занятия.
- О каком веществе мы сегодня с вами говорили (ответы детей)
- Какие свойства воды вы знаете (ответы детей)
- В каких состояниях вода встречается в природе (ответы детей)
- Почему мы должны беречь воду (ответы детей)
- Спасибо ребята, вы все большие молодцы, до свидания.