Беленова Елена Викторовна
Конспект ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию «Волшебница зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие эстетических представлений на основе ознакомления дошкольников с произведениями живописи, поэзии, музыки.
Задачи:
1. Вызвать эстетическое восприятие особенностей зимнего пейзажа.
2. Закрепить представление о жанре пейзажа.
3. Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.
4. Воспитывать любовь к родной природе.
5. Познакомить с техникой рисования «клей + манка»;
6. Развивать мелкую моторику рук.
7. Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию „Волшебница зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Программное содержание:
1. Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе;
2. Познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в зависимости от содержания; узнавать образы зимы в звуках музыки, стихах, картинах художников;
3. Помочь получить эстетическое наслаждение от красоты природы в зимнюю пору
4. Пробудить чувства уважения к природе через произведения художников.
Предварительная работа:
1. Чтение литературных произведений, стихов о временах года.
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников.
3. Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы».
4. Наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий.
5. Рисование времен года.
Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание репродукций, прослушивание музыкальных произведение, игровая деятельность.
Материал к занятию:
репродукции зимних пейзажей художников России.
Отрывок из произведения А. Вивальди «Зима», отрывок из произведения П. И. Чайковского «Еловый лес зимой». Стихи русских поэтов о зиме.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель:- Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и встанем в круг. Возьмите за руки друг друга.
- Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! Проходите, садитесь на стульчики.
Воспитатель: - дети какое сейчас время года?
Ответы детей:
Воспитатель: Зима нашей земле придает особое очарование, сказочность и таинственность. По-разному зима поет свои песни : то звонкую, то радостную, то морозную, то тоскливо-унылую, печальную.
-А сейчас предлагаю поиграть в игру «Подбери признак». Я буду задавать вам вопрос, а вы отвечаете
- Зима (какая) — … (холодная, снежная, суровая, вьюжная, веселая, красивая, нарядная и т. д.).
- Снег (какой) — … (мокрый, холодный, пушистый, легкий. мягкий. колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, белый сверкающий, и т. д.).
- Сосулька (какая) — … (ледяная, холодная, острая, прозрачная, хрупкая, тающая, весенняя).
- Мороз (какой) — … (холодный, сильный, жгучий, трескучий. крепкий, большой).
- Горка (какая) — … (снежная, ледяная, большая, скользкая).
- Дорожка изо льда (какая) —. (ледяная, скользкая, длинная).
- Молодцы, назвали очень много прекрасных слов о зиме. Но не менее прекрасно о зиме нам рассказывают поэты, художники, композиторы, они чувствуют зиму, её настроение. Поэты выражают её в словах, композиторы – в звуках, художники – в красках.
Послушайте, как красиво о зиме рассказал поэт С. Есенин:
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает со звоном сосняка,
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Обсуждение стихотворения
- А из вас кто-нибудь знает стихи о зиме?
Ответы детей:…
- Давайте с вами послушаем как зиму увидел композитор Вивальди. Мы сейчас послушаем отрывок из его произведения «Зима». Только слушайте внимательно. А потом мне расскажите, какая может быть зима. (прослушивание музыки)
Какую вы услышали зиму? (высказывания детей)
- Да, ребята. Зима может быть совершенно разной. Мы с вами послушали как о зиме писали поэты и композиторы.
-А сейчас я хочу вас пригласить на экскурсию в картинную галерею А что же такое картинная галерея?
Ответы детей … это музей, где находятся картины знаменитых художников
Воспитатель: Молодцы ребята.
- А теперь отправимся в галерею и там мы сможем посмотреть, как русские художники в своих картинах изображали зиму.
Закройте глазки, 1,2,3 покружились, покружились и в галереи очутились.
Я буду вашим экскурсоводом. Посмотрите, как здесь красиво. Какие картины.
Ребята, скажите вы знаете как нужно вести себя в картинной галереи?
Ответы детей:
Правильно! (В картинной галереи нельзя бегать, громко разговаривать, трогать картины руками)
- Хочется отметить. Что русские художники очень любили писать зимние пейзажи. А кто –нибудь из вас знает, что такое пейзаж?
Ответы детей :….
Воспитатель: может кто-нибудь нам расскажет что такое пейзаж? (Варя Луценко)
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина
Или поле и шалаш
То подобная картина
Называется пейзаж.
Воспитатель: Так что такое пейзаж?
Ответы детей: изображение природы в картинах.
Воспитатель: Пейзажи природы в картинах русских художников отражают тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним.
Сегодня мы посмотрим картины русских художников, которые изображали зиму. Все эти художники изобразили одно и то же время года в своих картинах, но их картины очень отличаются друг от друга.
Воспитатель: давайте подойдем и посмотрим первую картину, что на ней изобразил художник?
Ответы детей:
Воспитатель: -Эта картина называется «Зима» А написал её известный художник Иван Иванович Шишкин. Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья
Воспитатель: Какими красками передана эта картина?
Ответы детей:
Воспитатель: Как вы думаете, почему художник выбрал такие цвета?
Отвты детей:
Воспитатель: Да, сквозь такую непроходимую чащу не скоро пробьется солнце.
Выпал глубокий снег. Лес стоит темной стеной, серый, синеватый снег, бурелом — мы видим поваленные деревья. И на сосне — одинокая ворона.
Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Ответы детей:
Воспитатель: Мы немного взгрустнули. А сейчас взгляните на эту картину. Какое время года здесь изобразил художник?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, это тоже зима. Называется она «Февральская лазурь». Ее написал художник Игорь Эммануилович Грабарь. Игорь Эммануилович тоже русский художник, который воспевал природу в своих картинах.
- Что вы видите на картине?
Ответы детей:
-Здесь вы видите прекрасную березовую рощу. На переднем плане мы видим отдельно стоящие березы. Здесь художник находился очень близко, поэтому мы не видим верхушки березы, она изображена крупным планом, а вдали березовая роща, пронизанная ярким светом. Светит яркое солнце.
- Посмотрите, какое небо изобразил художник? (ясное, голубое, нежно-голубой цвет неба и яркие синие тени от деревьев показывают, что день стоит солнечный. Снег на солнце искрится и приобретает множество оттенков: от бледно-голубого, от сиреневого до синего. Даже на стволах и ветках берез кора имеет множество оттенков. Вся роща озарена светом яркого солнца. Представьте себя в этой роще, рядом с этими чудесными березами. Какие эмоции вы испытываете? (ответы детей)
- Рассмотрев эти картины, вы заметили, как много значат цвет, оттенки, которые подбираются художником для изображения природы.
- Обратите внимание вот на эту картину, написана она неизвестным художником.
Как вы думаете, как она называется?
Ответы детей…
Воспитатель: Называется она «Зима»
- Давайте рассмотрим её и подумаем, чего не хватает на этой картине?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы. Возможно, эта картина осталась не дописанной. И чтобы она соответствовала своему названию, я предлагаю её дополнить. Как мы можем это сделать?
Ответы детей….
Воспитатель: Молодцы. Но для этого нам надо вернуться в детский сад.
Закройте глазки, 1,2,3 покружились, покружились и в саду мы очутились. Открывайте глазки и присаживайтесь за столы. Обратите внимание, что лежит у вас на столах. (гуашь, клей, манка, вата) Как это всё нам может помочь?
Ответы детей….
Воспитатель:….Объяснение работы
Ну, а чтобы нам начать, нужно пальчики размять- пальчиковая гимнастика
«Здравствуй, зимушка-зима!»
Весело зимой! Не хочется домой!
(Хлопают в ладоши.)
Но ветер приближается-
(Разводят руки в стороны.)
Вьюга начинается.
(Покачивают над головой руками из стороны в сторону.)
Крепчает мороз-
(Сжимают с усилием кулачки.)
Щиплет щеки, щиплет нос
(Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос.)
Руки стали замерзать-
(Трут ладони.)
Надо их согревать.
(Дышат на ладони.)
Вечер приближается-
(Разводят руки в стороны.)
Темнота сгущается.
(Закрывают руками глаза.)
Нам домой идти пора.
(Пальчики «шагают».)
-До свидания! До утра!
(Машут рукой на прощание.)
- А теперь каждый из вас включает фантазию и воображение и дополняет картину как считает нужным.
Молодцы, ребята! Как красиво у всех получилось. Предлагаю вечером организовать выставку картин для родителей.
Рефлексия: Что мы делали сегодня? Что нового узнали? Где были? Что видели? Понравилось ли вам?