Татьяна Евтушенко
Конспект ОД в подготовительной группе «Птицы нашего края»
▼ Скачать +Заказ
Конспект ОД в подготовительной группе
Тема: Птицы нашего края
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: формирование представлений об образе жизни птиц.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД в подготовительной группе „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Образовательные: познакомить детей с пуховыми и маховыми перьями, с их ролью в жизни птиц, расширять и систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах. Совершенствовать умение отгадывать загадки, использовать существительные в родительном падеже, отвечать предложениями.
Развивающие: развивать познавательно-исследовательскую деятельность, умение устанавливать элементарные связи. Развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, любознательность.
Воспитательные: воспитывать интерес к жизни птиц, умение оказывать им помощь.
Словарная работа: ввести в активный словарь относительные прилагательные: зимующие, перелётные, пуховые, маховые, лёгкие, упругие. Расширять словарь за счё т глаголов: зимовать, вьют, откладывают, высиживают.
Оборудование: демонстрационное: предметные картинки с изображениями птиц, пуховое и маховое перо, два листа бумаги формата А4, один из которых скомкан в шарик, картинки из игры «Что сначала, что потом?».
раздаточное: предметные картинки с изображением зимующих, перелётных, домашних птиц, перья пуховые и маховые, простые карандаши, 1/2 альбомного листа по количеству детей, лупы.
Ход ОД
(Воспитатель вместе с детьми делает круг доброты) :
Мы любим природу, (Прижимают руки к груди)
Мы любим мир вокруг! (Разводят руки в стороны).
Мы очень-очень рады (Хлопают в ладоши)
Что рядом с нами друг! (Кивают друг другу).
Звучит пение птиц.
Воспитатель: Дети, вы слышите пение птиц? (Да). Птицы прислали нам загадки о себе, попробуем отгадать? (Да).
Игра «Отгадай загадку».
Цель: совершенствовать умение отгадывать загадки о птицах.
Правила игры: если дети правильно отгадывают загадку, то на доске появляется отгадка-картинка с птицей.
1. Она маленькая птичка.
И зовут её(Синичка)
2. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует –
Коноплю ворует. (Воробей)
3. Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой!
Кто это? (Дятел)
4. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
5. На шесте –дворец
Во дворце-певец.
Как зовут его? (Скворец)
6. Спереди-шильце,
Сзади-вильце,
Сверху-чёрное суконце,
Снизу-белое полотенце. (Ласточка)
Воспитатель: Дети, вы правильно отгадали все загадки, и птицы появились на доске.
-А скажите мне, какие птицы, из появившихся на доске, с нами будут зимовать? (Синица, воробей, дятел).
-Как мы можем назвать этих птиц одним словом? (Зимующие).
- Давайте расскажем о этих птицах.
Синица – живет в парках, садах, лесах. Они, очень подвижные птицы. Порхая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются с акробатической ловкостью, держатся на самых тонких веточках. Обшаривая самые узкие щели на коре деревьев, эти птицы вытаскивают оттуда насекомых, запрятавшихся на зиму. Назвали ее так за песенку «си-си-си».
Воробей – маленький, коричневый, с черными пятнами, ножки короткие, клюв тонкий, ходить не умеет, а только прыгает. Воробьи чистоплотны, постоянно купаются: зимой в снегу, весной и летом – в лужах и в пыли (таким путем они избавляются от насекомых). Весной воробьи строят гнезда под крышами домов, выкармливают птенцов, они уничтожают много вредных насекомых, а также питаются хлебными крошками и семенами растений.
Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него черная, крылья тоже черные, брюшко белое с черными крапинками, на голове ярко-красное пятнышко, точно беретик. У дятла большой и крепкий клюв, а язычок у него длинный, чтобы проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры. За это дятла прозвали доктором или санитаром леса. Крепкий клюв помогает дятлу мастерить себе жилище. Две недели надо дятлу, чтобы выдолбить большое дупло. Весной в этом дупле появятся у дятла птенцы. Они родятся слепыми, неоперившимися. Родители старательно будут выкармливать их мошками, личинками жуков и бабочек. Но скоро птенцы подрастут и начнут сами добывать себе корм.
Воспитатель: Это мы с вами вспомнили о зимующих птицах.
-А как назовём оставшихся птиц? (Перелётные).
-А как вы думаете, почему перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются? (Для них нет корма).
-Чем питаются перелётные птицы? (Насекомыми, мелкими обитателями воды).
-Кто из птиц является вестником весны? (Грач.)
Воспитатель: Правильно. Он первый, в середине марта, возвращается в наши края. Затем в апреле прилетают скворцы. В мае прилетают ласточки. Давайте и о них расскажем.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. Она возвращается на родину в марте и как говорится, открывает весну. Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях. Он достаточно много времени проводит на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.
Скворец – следующая птица, которая к нам прилетает весной.
Это небольшая птица с оперением черного цвета, имеющая длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут.
Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей! Тут и скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур. Можно даже услышать слова человеческой речи. Целый день скворцы соревнуются в красноречии, стараясь любой ценой перекричать соседей. В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках.
Ласточка — небольшая красивая перелетная птица, стремительная в полете, с длинными остроконечными крыльями. В народе ее ласково зовут «касаточка». Быстрокрылые ласточки прилетают с наступлением теплых весенних деньков и сразу же принимаются за строительство гнезд. Для постройки своего домика ласточке нужна влажная глина, шерстинки животных, перышки других птиц, соломинки и травинки. У неё белая грудка и очень необычный хвост – разделенный на две части.
Воспитатель: Дети, птицы хотят поиграть с нами в прятки.
Поиграем с ними? Нужно будет отгадать, кто из них спрятался?
Игра «Угадай, кого не стало».
Цель: совершенствовать умение использовать существительные в родительном падеже, отвечать предложениями. (Не стало воробья). Развивать внимание, память.
Правила игры: на доске вывешены 6 предметных картинок (дятел, синица, воробей, ласточка, грач, скворец). Дети по команде воспитателя закрывают глаза. Воспитатель прячет изображение одной из птиц. А дети отгадывают, какой птицы не стало.
Воспитатель: - Давайте немного отдохнём, проведем разминку.
Динамическая пауза
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу. (Руки вверх, плавное покачивание)
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу. (Встряхивание кистей)
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят. (Руки в стороны, движения вверх-вниз)
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад. (Присесть, руки отвести за спину).
Воспитатель: Из чего птицы строят (вьют) гнёзда? (Из веточек, листьев, пуха, глины и т. д.). В какое время года птицы вьют гнёзда и выводят птенцов? (Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов весной).
Воспитатель: Дети, кто из вас правильно расположит картинки на доске и расскажет, как развиваются птицы? (Рассказы детей). А кто знает, у какой птицы птенцы появляются зимой? (У клеста.)
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Цель: совершенствовать умение рассказывать по картинкам о последовательности развития птиц. Развивать внимание, мышление.
Правила игры: ребё нок должен расположить на доске картинки: «гнездо», «гнездо с яйцами», «гнездо с птенцами», «взрослые птицы» в определённой последовательности и рассказать по картинкам о развитии птиц.
Воспитатель: Как вы думаете, что надо сделать птице, чтобы она полетела. (Ей надо расправить крылья, распушить хвост). -Что будет делать птица, если ей надо приземлиться? (Она сложит крылья и хвост). -Давайте это проверим на опыте.
Опыт «Птица летит, птица приземляется»
Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик).
Воспитатель: Почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист-медленно планируя?
Делается вывод: гладкий лист-лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.
(Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится).
Воспитатель: С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу. ( Рассматривают 2 картинки: «Птица в полёте», «Птица на земле».
Опыт «Что птицу согревает, а что помогает летать»
(У каждого из детей по одному маховому и одному пуховому перу, лупа).
Воспитатель: Дети, посмотрите, что лежит перед вами? (Птичьи перья). Возьмите лупу и рассмотрите перья. Перья состоят из стержня и волосков. (Показ). Одинаковые ли перья? (Нет). Чем они отличаются? (Одни перья длинные, большие, у них длинные волоски. А другие перья короткие, маленькие, у них короткие волоски). Как вы думаете, какие из этих перьев птицу согревают, а какие помогают летать?
Давайте помашем маленьким пёрышком. Что вы заметили? (При взмахе это перо не пружинит). Может птица махать такими перьями? (Нет.)
Короткие перья похожи на пух. Их и назвали пуховые. Они помогают согревать тело, защищают птицу от холода.
- А теперь помашем длинным пёрышком. Что вы заметили? (При взмахе оно пружинит, волоски на стержне пера сцеплены вместе). Эти перья назвали маховыми, потому что они помогают птице летать.
-Где у птицы растут маховые перья? (На крыльях).
-А где растут пуховые перья? (Они растут на туловище).
-Для чего нужны птицам маховые и пуховые перья?
Дети делают вывод: маховые перья у птиц служат для полёта, а пуховые перья защищают птицу от холода.
Воспитатель: Возьмите карандаш и попробуйте схематично нарисовать маховое и пуховое перо.
Воспитатель: - Какое время года для птиц самое тяжёлое? (Зима).
-Дети, что же спасает птицу от холода? (Пуховые перья и еда).
-Как вы помогали птицам зимой? (Мы развесили кормушки и насыпали в них корм).
-Какую пользу приносят птицы? (Они поедают вредных насекомых, красиво поют, украшают нашу Землю).
Воспитатель: Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Нельзя пугать птиц громкими криками, разорять гнёзда, ловить. Друзей нужно беречь.
Приложение
Игра «Угадай, кого не стало».
Игра «Что сначала, что потом?»
Опыт «Птица летит, птица приземляется»
Опыт «Что птицу согревает, а что помогает летать»