Валентина Гальчун
Конспект ООД в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет «Село мое родимое, обычное село»
▼ Скачать + Заказать документы
«Село мое родимое, обычное село» (или путешествие в прошлое)
Цель: нравственно - патриотическое воспитание детей на основе любви к родному краю.
Задачи: Обобщить представление о Родине, о селе Новый Егорлык, закрепить понятие «степь». Дать знание об истории возникновения села Новый Егорлык, о жизни наших предков. Воспитать у детей любовь к своей малой Родине, гордость за свое село, желание больше узнать о его истории.
Публикация «Конспект ООД в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет „Село мое родимое, обычное село“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Мой родной город. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Методы и приё мы: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, аналитико-синтетический.
Словарная работа: пополнить словарь детей словами; характеризующими степь: бескрайняя, ковыльная, помочь понять значение слова «» предки.
Предварительная работа:
1) Заучивание стихов, пословиц о Родине.
2) Беседы о Родине, родном крае.
3) Экскурсия по улицам села.
4) Чтение рассказов о Родине.
5) Рисование степи
6) Экскурсия в избу прошлого.
7) Изготовление домашней утвари прошлого.
8) Просмотр слайдов о Ростовской области и Сальске
9) Экскурсия в библиотеку.
Оборудование: Слайды с фотографиями улиц, памятников с. Новый Егорлык. Макет: «Жизнь и быт первых поселенцев с. Новый Егорлык». Карта Ростовской области, слайды с фотографиями степи и степных животных. Аудиозапись песни «Родина», домашняя утварь нашего времени и наших предков.
Воспитатель: У каждого человека есть родная земля, то место где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть ещё самое дорогое –это родная страна. Родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное. Такое место по-другому называют «Родина» (звучит песня «Родина»)
(заставка слайдов «Родина»)
Родина слово большое, большое
Пусть не бывает на свете чудес
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес
- Скажите, что мы называем Родиной? (ответы детей)
Дети: Слышишь песенку ручья - это Родина твоя!
Слышишь голос соловья - это Родина твоя!
Видишь звездочки кремля - это Родина твоя!
Детский сад, где все друзья - это Родина твоя»
Воспитатель: Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождя
И в лесу смородина – это тоже Родина!
Как называется наша Родина?
Дети: Россия
Воспитатель: Назовите столицу Родины?
Дети: Москва
Воспитатель: Какая она наша Родина?
Дети: Большая, много лесов, рек, озер. В ней проживает много разных народов.
(показ слайда заставка «Родина»)
Воспитатель: О Родине мы знаем много пословиц.
Дети: 1) Родина любимая - это мать родная.
2) Человек без Родины, что птица без песни.
3) На чужой стороне и весна красна.
4) Жить – Родине служить.
5) Родной край – сердцу рай.
6) Нет в мире краше Родины нашей.
7)Родина всем матерям мать.
8)Родная земля и в горсте мила.
9)Одна у человека мать, одна и Родина.
10)Родная сторона мать, а другая мачеха.
11)Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь!
12)Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.
Воспитатель: Молодцы дети! Много пословиц вы знаете о Родине. И в пословицах говорится о том, что она нам как «Мать родная». Скажите, почему в пословицах говориться, что Родина как мать родная?»
Дети: Потому что все родное близкое.
Воспитатель : Наша Родина великая и необъятная. А кто скажет, с чего начинается Родина?
Дети: Родина, там, где мы родились.
Воспитатель: Верно дети! Родина там, где мы родились и живем. А живем мы в селе. Наше село -наша маленькая Родина.
И сегодня я хочу побеседовать о нашем родном селе, о красоте природы нашей местности, о том, где расположено село, как оно образовалось и какое сейчас село. И чем больше мы будем знать о нашем селе, о нашем крае, тем больше мы его будет любить.
В начале нашей беседы я хочу предложить прослушать небольшой рассказ, но в нем я не буду называть одно слово. И в конце рассказа вы скажите мне, что это за слово, о чем я рассказала. А чтобы быстрее вы догадались, я буду свой рассказ сопровождать слайдами.
«И нет ей конца и края. Раскаленное добела солнце неподвижно повисло над землей, словно кто-то пришил его к небесному пологу. Разгар лета… Хоть бы облачко набежало, хоть бы деревце встретилось на пути, укрыло от этого палящего ада. А кустика на десятки верст нет, кругом один ковыль здесь хозяин. Его заросли напоминают серебристо-седое море, волнующее от ветра, тишь и благодать царит здесь.
Лишь изредка орел взмоет под небо и неподвижно застынет над землей, зорко высматривает добычу, да юркий суслик прошмыгнет в невысокой траве, поодаль станет столбиком. Длинной серой змеей вьется в ней узкая дорожка и долго-долго надо идти по ней, чтобы встретить хоть какое-нибудь жилье и людей.
- Скажите, какое слово я не назвала? О чем рассказ?
Дети: Вы не называли слово «Степь»
Воспитатель: Скажите, а почему я рассказала вам о бескрайней степи? В какой зоне расположено наше село? (пустынях, горах, лесу)
Дети: Наше село расположено в степной зоне.
Воспитатель: Правильно. Наше село расположено в степи. И называется это степь- Сальская.
От главного нашего города в районе- Сальск.
Давайте найдем на карте Сальский район. На что похожи очертания территории Сальского района. (на лошадь).
Про наш степной край дети хотят прочитать стихи:
Дети: Ах, степи, степи золотые
Куда ни глянь- родной простор
И ветры буйные степные
Колосья гонят до сих пор.
Дети: В дали виднеется лощинка,
Со скудной порослью в местах
Кустами разрослась малинка
Шумит пшеница на полях.
Дети: Чистейший воздух, запах хлеба
Родной и близкой нам души
Степная даль, бескрайность неба
И стуки дятла той глуши.
Дети: Колосья, золотом блистают
Вот урожай пора сбирать
А в небо журавли взлетают
Все клича нас в степную гладь!
Воспитатель: В этих стихах показана красота степных просторов. И вот в такой бескрайней степи расположено наше село. Как называется наше село?
Дети: Новый Егорлык
Воспитатель: Давайте на карте найдем село. Какая речка протекает через село?
Дети: Егорлык протекает через село.
Воспитатель: Правильно. Река Егорлык делит наше село на две части.
Егорлык – одно названье
У села и у реки
Как история живая
Ковыляют старики
Каждый с кем то съел пуд соли
На лесах, ли на току
Пляшем в балках ветер вольный
20 лет Егорлыку.
Это отрывок из стихотворения нашего земляка Ивана Фоменко. Несколько лет назад, когда вы только родились, нашему селу исполнилось 200 лет. Вот тогда было и написано это стихотворение.
Скажите, а какое наше село?
Дети: Большое красивое.
Воспитатель: Давайте с вами отдохнем и покажем, какое наше село. (физминутка)
В нашем селе здания – не очень высокие (руки вверх)
Есть улицы, аллеи широкие (руки в сторону)
Есть мост над рекой радугой (руки описываю дуги вправо-влево)
И фонтан бьет в небо радостно (руки вверх, сжимать и разжимать ладони)
В нашем селе река глубокая (наклонились, руки вниз)
Фонари на площади строгие (руки вверх)
В парке деревья зеленые (руки вверх, движения в право, влево)
Мы в свое село с детства влюбленные (похлопали в ладоши)
А теперь садитесь поудобнее и скажите, так всегда было: село, дома, мосты. Что было?
Дети: Всего этого раньше не было.
Воспитатель: Вы правы, раньше такого не было, а чтобы узнать, что было, мы отправимся в далекое прошлое.
Были времена, когда не было ни дорог, ни мостов, ни домов.
Конечно, все, что сейчас есть, все это создал разума человеческий и руки. И на это ушло много -много времени.
Мы с вами уже знаем об оси времени. Давайте подойдем и посмотрим на ней время, когда село только- только образовалось и настоящее время (показ отрезка на оси времени).
Где сейчас стоит село, раньше была только бескрайняя степь, да дикие звери бродили по ней.
Но больше двух веков назад на берегу реки образовалось наше село.
Откуда же произошло название нашего села? Ходили легенды, что первым жителям, поселившимся на берегу реки, был Егор Лыков и занимался скотоводством. Постепенно стали съезжаться другие переселенцы. Они ехали на быках, лошадях. Селились в основном на берегу реки. Так увеличивалось количество дворов, обживались берега реки, закипела крестьянская работа. (показ макета дома, утвари начала 19 века)
Вот так выглядели дома, а точнее, хаты в то время. (рассматривают). Во дворах стояли колодцы с задранными ввысь журавлями.
Посмотрите внимательно на хату, на ограждение вокруг неё. Чем отличается от нынешних домов и ограждений? Раньше хаты были глинобитные, крытые соломой или камышом, а сейчас (ответы детей) Чем отличается забор от нынешнего?
Давайте посмотрим на домашнюю обстановку в хате и утварь. Чем отличается от нынешней? (ответы детей)
Вот так жили наши предки. Предками мы называем прапрапрадедушек и прапрапрабабушек, которые жили очень, очень давно.
Я вам предлагаю поиграть в игру «найди предмет из прошлого, или чем пользовались наши предки»
Ход игры:
Воспитатель: Перед вами предметы домашнего обихода:
1) Кастрюля, 2) Утюг, 3) Ложка нержавейка 4) Чайник, 5) Пылесос, 6)Лампа настольная,7)Палас, 8)Полотенце
А на другой стороне предметы, которыми пользовались наши предки.
Я задаю вопрос о каком-то предмете? Вы говорите, каким предметом мы пользуемся, а каким пользовались наши предки.
Например :
Мы гладим вещи….? (Утюгом)
Предки гладили (рубелем)
Еду варили…. (в кастрюле)
Предки варили. (в горшках)
Кушаем (ложка нержавейка)
Предки кушали…. (деревянной ложкой)
Чай кипятили….(в чайнике)
Предки….(в самоваре)
Нам светло (от лампы настольной)
Предкам…. (от керосиновой лампы)
Мы вытираемся (полотенцем)
Предки…. (рушником)
Стелим на пол…. (палас)
Предки…. (вязаная дорожка)
Молодцы! А теперь садитесь и продолжим.
Шли годы, село наше развивалось. Постепенно оно становилось крупным центром земледелия. Население увеличивалось, строились дома. Уже в то время была одна православная церковь, 6 магазинов, частные лавки, 4 кузницы, 2 мельницы, 2 аптеки и даже тюрьма. Словом это было уже огромное село.
Дикое поле стало хлебным полем, настоящей житницей огромной страны.
Как же выглядит наше село сейчас? Давайте назовем достопримечательности нашего общего дома, нашей малой Родины (показ слайдов).
Наше село было признано лучшим из двухсот тринадцати поселений Ростовской области. И все это заслуги наших селян.
Ребята сегодня на занятии вы много узнали о своем селе, своей малой Родине, узнали, как оно образовалось, как жили наши предки. И я уверена, что каждый из вас очень любит то место, где родился и живет, а когда вырастит, то обязательно постарается сделать что-то нужное и полезное для своего родного края.
В заключении мы прослушаем стихотворения.
Дети: Нет на карте прекрасней отчизны
Малой Родины, где я живу,
Лесополосы, степи и речка-
Вот, что я так люблю и ценю!
И сквозь годы, снова как прежде,
Нечего от других не тая,
Я скажу: нет на карте прекрасней отчизны
Малой Родины, где я жила.
Продолжение песни «Родина» (запись)