Ирина Жилиховская
Конспект ООД «Сказки А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование интереса к сказкам А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Активизировать знания детей о сказках.
2. Формировать способность проявлять бескорыстную радость, душевное волнение при встрече с добрым и красивым миром.
3. Формировать умение разгадывать кроссворд, загадки.
4. Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
5. Уметь определять название сказок по сюжетным картинам.
6. Развивать воображение, внимание.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
7. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина.
8. Обучать, детей умению грамотно и аргументировано отвечать на вопрос.
Предварительная работа: Чтение сказок, стихотворений, заучивание наизусть; рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина; домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его стихах.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте
А. С. Пушкине. Он родился в Москве два века назад, с раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой. Как звали няню Пушкина?
Дети: - Арина Родионовна)
Воспитатель: - Начнёт Арина Родионовна рассказывать, сказки так он не шелохнётся, боится слова пропустить. А сказки, которые ему рассказывала няня, назывались так «Некоторый царь задумал жениться», «Поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась в лесу». На основе этих сказок Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите. Послушайте стихотворение:
Сегодня день совсем не прост,
О том поэте, чьи стихи
Мы прославляли в эти дни.
Он гениальный был поэт
О нём мы помним много лет
И вот поэтому сейчас
О Пушкине пойдет сей сказ!
Воспитатель: - Для начала я загадаю вам загадки о его произведениях:
I. Загадка:
«Тут синее море, тут берег морской
Старик вышел к морю, он невод забросит
Кого – то поймает, и что-то попросит
Но жадность, ребята, к добру не приводит.
И кончится дело всё тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым». («О рыбаке и рыбке»).
1. Сколько раз старик из сказки о рыбаке и рыбке закидывал невод в море? (3 раза)
2. С чем пришёл невод в первый раз? (с одною тиною)
3. С чем пришёл во второй раз? (с травой морскою)
4. С чем пришёл третий раз? (с золотой рыбкой)
5. О чём просила старика рыбка? (отпустить её в море)
6. Какими словами бранила старуха старика? («Дурачина ты, простофиля»)
7. Сколько лет жили старик со старухой? (ровно 30 лет и 3 года)
8. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня рыбка)
9. Какой была старуха в сказке? (жадной)
II. Загадка:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
А четвёртая девица, скажем чудо-мастерица.
Не пряла и не ткала, а творила чудеса».
Мой вопрос совсем простой: как название сказки той? (сказка о царе Салтане)
1. Одна из сестёр стала царицей, вторая – ткачихой, а третья? (поварихой)
2. Почему ткачиха с поварихой хотели извести сестру? (Они ей завидовали)
3. Кто был в сказке царь Гвидон? (сын царя Салтана)
4. Как назывался остров, где жил царь Гвидон? (Буян)
5. В кого превращается в сказке царь Гвидон? (комар, муха и шмель)
6. Почему Гвидон, превращаясь в насекомых, кусал ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Они не хотели, чтобы царь Салтан посетил остров Гвидона)
7. Кто царю Салтану рассказал о заморских диковинах? (Карабельщики)
8. Какие чудеса появились на острове Буяне? (Чудо - белка, тридцать три богатыря, царевна лебедь)
9. Какую службу несли богатыри, и кто ими командовал? (Богатыри обходили остров дозором, ими командовал дядька Черномор)
III. Загадка:
«Вот последняя загадка,
У меня для вас, ребятки
Средь листвы на дубе этом
Есть ларец, а в нём предметы
Как они туда попали?
И кому принадлежали? (Сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях»)
1. В коробке лежит предмет с помощью, которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну? (Яблоко)
Воспитатель: - Я сейчас каждому буду катать яблоко, называя старинное слово, а вы замените его на современное: Лихо (плохо). Дивясь (удивляясь). Персты (пальцы). Кликать (звать). Браниться (ругаться). Ступай (иди). Надобно (надо). Град (город). Издалече (издалека). Величать (называть).
Объясните пословицу - «Долг платежом красен?» К какой сказке она подходит? (Сказка о Попе и работнике его Балде)
Какое задание дал Поп Балде, надеясь на то, что тот с ним не справится и Попу не придётся подставлять свой лоб для расплаты? (Взять оброк за три года)
Воспитатель: - Все сказки А. С. Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам, поупражняться в подборе рифм к словам.
Поп – лоб, хлоп, топ.
Белка – стрелка, тарелка, грелка.
Петушок – гребешок, посошок
Царица – девица, косица, больница.
Чертёнок - ребёнок, телёнок
Невод – привод
Воспитатель: - Арина Родионовна рассказывала много русских народных сказок, вот из них Пушкин подчеркнул интересные прибаутки, присказки.
1. А во лбу звезда горит. (Красавица красы невиданной) Как вы думаете, что это обозначает?
2. Там русский дух – там Русью пахнет. (запах Родины)
3. За тридевять земель, в тридесятом царстве. (далеко, далеко)
4. Растёт не по дням, а по часам, как пшёничное тесто на опаре киснет. (быстро растёт)
5. Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, а ко мне передом.
Игра «Подбор признаков к предметам». (С мячом)
Рыбка – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная.
Старуха – злая, грубая, сварливая, жадная, алчная.
Землянка – ветхая, старая, дряхлая, дырявая.
Игра «Слова-противоположности» (Из сказки)
Прекрасный – ужасный
Жадный – щедрый
Сварливый – приветливый
Ветхий - новый
Грубый – нежный
Умный – глупый
Широкий – узкий
Белый – черный
Игра «Потому что… .»
Лебедь исполняла желания Гвидона, потому что …. (он спас лебедь от погибели) .
Гвидон превратился в комара, потому что… .(ему захотелось попасть в дом отца Салтана)
Все удивлялись чудесной белке, потому что (она пела песенки, грызла золотые орешки, а внутри орехов были изумруды) .
Князь Гвидон превратился в муху, потому что (ему снова захотелось побывать в доме отца и услышать, о чем там говорят) .
Князь Гвидон попросил лебедь исполнить еще одно чудо, потому что… (хотел, чтобы царь Салтан узнал о чуде и приехал в гости к сыну Гвидону) .
Лебедь превратила Гвидона в шмеля, потому что (хотела исполнить желание Гвидона навестить отца Салтана) .
Физкультминутка.
Мы по морю проплывали –
Птицу-лебедь увидали.
А как вышли мы на берег,
Там увидели мы терем,
Черномора, повариху,
Белку, бабу-Бабариху…
Раз, два, три, четыре, пять,
Любим сказки мы читать!
Воспитатель: Нравятся ли вам сказки Пушкина? Чем каждому нравится? Чему учат нас сказки Пушкина? Мы все будем учиться у Пушкина всю жизнь, даже когда станем взрослыми.
1. Кто взял в работники Балду?
2. Кто предупреждал царя Дадона об опасности?
3. Где находилась Шамахинская царица?
4. Кто в сказке Пушкина поет песенку «Во саду ли в огороде»?
5. Кто выходил из моря вместе с Черномором?
6. Как звали няню А. С. Пушкина?
Воспитатель: Это Пушкин, это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их немного и немало,
Но все Пушкинские – наше вечное начало.
Читая сказки Пушкина, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны давшей миру одного из великих поэтов А. С. Пушкина.