Папки-передвижки

Конспект ООД «Россия моя мастеровая» (подготовительная к школе группа)

Светлана Хлюстова
Конспект ООД «Россия моя мастеровая» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект развлечения по формированию первичных представлений об объектах окружающего и социального мира: «РОССИЯ МОЯ МАСТЕРОВАЯ»

(подготовительная к школе группа)

Цели и задачи:

Закрепить знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах: Гжели, Городце, Хохломе, Жостово, Дымково, Полхов-Майдане, Семёнове.

Публикация «Конспект ООД „Россия моя мастеровая“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах

Развивать умения детей различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов

Продолжать знакомить детей с народными традициями.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров

Закреплять навыки творческого рассказывания, учить придерживаться избранной сюжетной линии

Методы и приё мы: итоговая беседа о разных видах росписи в России;

Использование художественного слова;

Отгадывание загадок;

Проведение народной игры «Заря- заряница»

Предварительная работа: проведение бесед по закреплению знаний о народно-прикладном искусстве, проведение занятий по изодеятельности на изучение элементов разных видов росписи России, организовывание выставок работ по выполнению разных видов росписи, заучивание стихотворений.

Материалы и оборудование: иллюстрации изделий по разным видам росписи, иллюстрации элементов разных видов росписи, работы по разным видам росписи, выполненные детьми, изделия народно-прикладного искусства, экран, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация.

Ход развлечения.

Слайд 1.

Дети рассаживаются на стульях, расставленных полукругом.

Группа украшена изделиями народных промыслов, а также работами детей по мотивам русского декоративно-прикладного искусства.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение

Слышишь песенку ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождя и шум ветвей

И в саду смородина.

Это тоже Родина.

Воспитатель: О чем это стихотворение? (ответы детей)

Слайд 2.

Что такое Родина? (ответы детей)

Как называется наша страна? (ответы детей)

Наша страна большая. В ней много городов, сёл и рек. В каждом местечке живут свои мастера, которые изготавливают необыкновенной красоты вещи, самые лучшие в мире. Если к нам приезжают люди из других стран, то обязательно покупают сувениры, чтобы оставить память о России

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу с вами побеседовать о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах.

Раздается стук в дверь, и в групповую комнату вбегает Незнайка.

Незнайка: Ой, здрасьте, ребята, здрасьте! Я так спешил, так спешил, чуть шляпу не потерял!

Воспитатель: Отчего ж так спешил, Незнайка?

Незнайка: Я узнал случайно, что вы сегодня будете говорить о народных мастерах-умельцах и их искусстве. Я тоже об этом все-все знаю, я вам могу еще такого порассказать, чего вы боль ше ни от кого никогда не услышите.

Воспитатель: Ну что же, поделись с нами своими знаниями. Я думаю, ребятам будет интересно тебя послушать.

Незнайка: Вот был я недавно в одном русском селе, оно стоит на берегу реки Волги, называется оно Хохлома, и делают там веселые игрушки из глины. Воспитатель:Ах, Незнайка-Незнайка, все-то ты напутал! Ребята, давайте-ка разберем эту путаницу и все расставим на свои места. Давайте отгадаем загадку и поймём о каком селе идёт речь.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка,

А ну, отгадайте, кто я.

Дети: Дымково!

Слайд 3.

Воспитатель: А где находится это село?

Дети:Недалеко от города Вятки, на берегу реки Вятки.

Воспитатель: Незнайка, про это село и про дымковские иг рушки мы расскажем тебе прекрасное стихотворение.

«. Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое „Дымково" назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

По мере чтения стихотворения ребята могут рассмотреть фотоиллюстрации дымковских игрушек или сами игрушки.

Слайд 4.

Воспитатель: какие цвета используют в дымковской росписи?

Дети:жёлтый, синий, зелёный, алый

Воспитатель:а какие элементы?

Дети: кружки, кольца,полоски, змейки,клетки, круги.

Слайд 5.

Воспитатель: Ну, распутали мы твою неразбериху с глиняными игрушками, Незнайка!

Незнайка: Подумаешь, что ж, мне разок ошибиться нельзя? Зато дальше я вам все правильно расскажу. В знаменитом селе Жостово живут чудо-мастера, они делают посуду из белой глины и расписывают ее разными цветами: синими, красными, желтыми — и травка на посуде зелененькая, и птички поют разноцветные.

Воспитатель: Да, Незнайка, ты просто поражаешь меня своими «знаниями»-незнаниями. Все ты снова перепутал. Ребята, помогайте! Какой промысел есть в селе Жостово?

Девочка: В этом селе делают металлические подносы, даже название села — Жостово — звучит похоже на слово «жесть», что означает «металл».

Слайд 6.

Воспитатель: А чем же знамениты жостовские подносы?

Мальчик: Они украшены красивым узором из цветов и листьев, иногда на подносах поют птицы.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение

Красно-алые бутоны

В изумрудах листьев тонут.

Незабудки и пионы

Обрамляют розы омут.

Воспитатель: А какую цветовую гамму использовали жостовские мастера при росписи подносов?

Девочка: Они пользовались разными красками: и красной, и желтой, и зеленой, и синей.

Слайд 7.

Воспитатель: Правильно!А какие элементы?

Слайды 8, 9, 10.

Дети:цветы, например, пятилистник, кистевые мазки, орнамент по краю подноса.

Незнайка: Одну минутку! А где же в России делали и делают посуду из белой глины?

Воспитатель: Помогите Незнайке, ребята.

Воспитатель предлагает отгадать загадку

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут.

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят.

Синим по белому чудо творят.

Девочка: Такую посуду делают в селе Гжель под Москвой. Эта посуда белая, а на ней нарисованы сине-голубые цветы, сказочные птицы.

Слайд 11.

Воспитатель: Правильно, гжельские мастера использовали в своей росписи только синий цвет, разные оттенки синего — от светло-голубого до темно-синего, и даже фиолетового цвета. Поэтому Гжель называют сине-голубой.

А какие элементы используют в гжели?

Слайды 12, 13.

Дети: точки и прямые линии, бордюры, кпаельки, мазок с тенью.

Давайте вспомним стихи о Гжели.

Несколько ребят рассказывают стихотворение о Гжели и рассматривают изделия гжельского промысла или их фотоиллюстрации.

Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней;

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель. П. Синявский

Воспитатель: А мы с ребятами знаем ешё один вид росписи по глине. Но прежде давайте отгадаем загадку.

Свистульки — петушки,

Глиняные зайчики.

Кони вороные

Гривы расписные!

Всем по нраву глиняные забавы.

Дети: Филимоновская роспись.

Слайд 14.

Воспитатель: какие цвета используют в филимоновской росписи?

Дети: Жёлтый, зелёный, красный, розовый.

Воспитатель: а какие элементы?

Слайды 15, 16.

Дети: цветы, полоски, ёлочки.

Воспитатель: Да, ребята, русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети вспоминают пословицы и поговорки о труде:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Делу — время, потехе — час.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Терпенье и труд все перетрут.

Хорошая работа два века живет.

Умелец да рукоделец себе и людям радость приносят.

Сделал дело — гуляй смело.

Кто работы не боится, тот и пляшет, и поет.

Физкультминутка

Воспитатель: Но на Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое ж веселье без игры! Вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную игру «Заря».

Проводится игра «Заря» (3—4 минуты).

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые — за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту.

Незнайка: Играете-то вы хорошо! А что же вы про деревянную посуду ничего не рассказываете? Я вот про деревянную посуду много знаю. Например, раньше, когда лесов было больше и росли они вокруг почти каждой деревни, люди часто делали посуду из дерева, а чтобы веселее было есть из этой посуды, украшали ее разными узорами. А вот какие промыслы самые знаменитые, забыл! Опять все забыл! Что за голова дырявая!

Воспитатель: Не расстраивайся, Незнайка, ребята тебе помогут. Где делали знаменитую деревянную посуду?

Посуда не простая

А точно - золотая

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками

Называется она. (Золотая хохлома)

Слайды 17, 18, 19.

Воспитатель: Ребята, а почему Хохлому называли золотой?

Ребё нок: Потому, что на хохломской посуде много золотого цвета.

Воспитатель: Правильно! А вы знаете, как получался такой золотой цвет?

Слайд 20.

Хохломские мастера натирали свои изделия алюминиевым порошком, затем покрывали свои изделия специальным составом — олифой, а потом ставили в печь — закаливаться. Не удивляйтесь, ребята, оказывается, и деревянные изделия можно было закаливать в печи, нужно было только знать особые секреты такой закалки. Так вот, в горячей печи алюминий и олифа желтели, и посуда приобретала золотистый цвет. Оттого изделия и казались золотыми.

Но только ли золотой цвет мы видим в хохломской посуде? Какими еще цветами пользовались мастера при росписи своих изделий?

Ребенок: На хохломских изделиях есть и черный цвет, и красный, и еще встречается зеленый.

Воспитатель: А каковы основные элементы хохломской росписи?

Слайды 21, 22.

Ребенок: Это травка, завитки, ягоды — смородины, клубники, земляники, малины, гроздья рябины.

Воспитатель: Иногда встречаются на хохломской посуде и причудливые птицы, и другие сказочные мотивы

И богата, и красива, гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши. И чего в них только нету:

Гроздья алые рябин, маки солнечного света

И ромашки луговин.

Воспитатель:А теперь вспомним-ка еще об одном центре деревянного зодчества России.

Давайте вспомним этот центр, но для этого отгадайте загадку.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская. (матрешка).

Слайд 23.

Воспитатель:Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки.

Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10—12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Наиболее известны семеновские матрёшки.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой — будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притертую —

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней куколка шестая.

А в шестой — седьмая, а в седьмой — восьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.

— Сколько вас? — у них мы спросим.

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка — присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.

Воспитатель: посмотрим на иллюстрацию матрёшки и ответим, какие цвета используют в росписи семёновской матрёшки?

Дети: красный, жёлтый, синий, зелёный.

Воспитатель: а какие элементы?

Слайд 24.

Дети: розан, капельки, листья, рябинки, колокольчики.

Мы познакомим тебя, Незнайка, ещё с одним центром росписи по дереву.

А поможет нам в этом загадка.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят

И точки черно-белые на солнышке блестят.

Воспитатель: Это городок на Волге. Издавна славился он своими искусными резчиками по дереву, а потом научились эти мастера еще и расписывать свои изделия, да так весело, так ярко, словно само солнышко оставило след в этой росписи. Что же это за городок?

Дети: Это Городец!

Слайд 25.

Воспитатель: Правильно! А знаете ли вы, что Городец — родной брат самой Москве? Он всего на 10 лет моложе нашей столицы, а основал его, так же как и Москву, великий князь Юрий Долгорукий. Давайте-ка послушаем стихотворение о Городце.

Дети рассказывают стихотворение, попутно рассматривают городецкие изделия или фотоиллюстрации.

Любовались гости чудом.

Громко восхищалися.

Городецкой красотой

Сраженные осталися.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Воспитатель: какие используют цвета в городецкой росписи?

Слайд 26.

Дети:красный, синий, зелёный,белый и чёрный.

Воспитатель: А какие элементы?

Слайд 27, 28

Дети: купавка, роза, розан, бутон, ромашка, листья, капельки, точки.

Воспитатель: Незнайка, а мы познакомим тебя ещё с одним видом росписи по дереву,но чтобы вспомнить её ребята отгадают загадку:

Бочонки, копилки,

Матрешки, грибы.

Они не малы,

Да и не велики.

Свистульки, тарелочки

В ярких цветах,

И солнце, и речка,

И домик в кустах.

Свободная роспись:

Шиповник цветет,

И яблочки зреют,

И травка растет.

Рисуют черным

На стеблях цветы,

И яркие краски

Сочны и просты.

Слайд 29.

Воспитатель: какие цвета используют в Полхов-майданской росписи?

Дети: жёлтый, зелёный, красный.

Воспитатель: а какие элементы?

Слайд 30.

Дети: цветы, ягодки, листья и веточки.

Незнайка: Ой, ребята, большое вам спасибо за помощь. Теперь я ни за что не перепутаю росписи наших народных мастеров. До свидания!

Дети и воспитатель прощаются с Незнайкой.

Слайд 31.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня узнали еще много нового о народных промыслах, и вы показали свои знания — молодцы! Но я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Родина Россия и что богата она талантами.

Публикации по теме:

Конспект НОД по аппликации из газеты «Собака» (подготовительная к школе группа)Конспект НОД по аппликации из газеты «Собака» (подготовительная к школе группа) Конспект НОД. Аппликация: "Собака".Подготовительная к школе группа. Программные задачи: продолжать учить детей создавать предметные изображения.

Конспект НОД по рисованию «Инопланетяне» (подготовительная к школе группа)Конспект НОД по рисованию «Инопланетяне» (подготовительная к школе группа) Цель: развивать детское художественное творчество, совершенствовать технику рисования. Задачи: - закреплять умение самостоятельно придумывать.

Конспект НОД «Путешествие в Африку» (подготовительная к школе группа) .

Конспект ООД «Путешествие в страну Экономику» (подготовительная к школе группа)Конспект ООД «Путешествие в страну Экономику» (подготовительная к школе группа) Цель: формирование у детей первичных элементарных экономических представлений и основ финансовой грамотности. Задачи: - закрепить представления.

Сценарий праздника «23 февраля» (подготовительная к школе группа)Сценарий праздника «23 февраля» (подготовительная к школе группа) Конспект праздника: "23 февраля!" Цели и задачи: • способствовать гармонизации детско-родительских отношений; • знакомить детей с традицией.

Конспект развлечения по ПДД «Внимание, дорога!» (подготовительная к школе группа)Конспект развлечения по ПДД «Внимание, дорога!» (подготовительная к школе группа) Конспект развлечения по ПДД «Внимание, дорога!» подготовительная к школе группа Цели: Уточнить представления детей о правилах поведения.

Конспект занятия «Земля — наш общий дом» (подготовительная к школе группа) Цель: расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком. Задачи: • обобщить.

Мини-музей «Россия моя — мастеровая»Мини-музей «Россия моя — мастеровая» Мини-музей собран совместно педагога и родителей старшей группы. Музей посвящен тематической неделе:Россия моя мастеровая. Итоговая неделя.

Конспект НОД «300 лет Нижегородской губернии» (подготовительная к школе группа)Конспект НОД «300 лет Нижегородской губернии» (подготовительная к школе группа) Цель: осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма старших дошкольников, приобщение детей к истории и культуре родного.

Сценарий праздника «Россия — Родина моя» (подготовительная группа) 1 реб. : От сиянья листьев, от улыбок нежных Зал сегодня полон дивной красотой! Потому что с нами, с нашими гостями Осень отмечает праздник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Россия моя мастеровая» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 15 марта 2022 в 22:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД «Россия моя мастеровая» (подготовительная к школе группа)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Хлюстова (УИ 314443) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД