Светлана Хлюстова
Конспект ООД «Россия моя мастеровая» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект развлечения по формированию первичных представлений об объектах окружающего и социального мира: «РОССИЯ МОЯ МАСТЕРОВАЯ»
(подготовительная к школе группа)
Цели и задачи:
Закрепить знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах: Гжели, Городце, Хохломе, Жостово, Дымково, Полхов-Майдане, Семёнове.
Публикация «Конспект ООД „Россия моя мастеровая“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Россия. Поделки, конструирование
- Россия. Творчество, ИЗО, поделки, рисование
- Темочки
Развивать умения детей различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов
Продолжать знакомить детей с народными традициями.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров
Закреплять навыки творческого рассказывания, учить придерживаться избранной сюжетной линии
Методы и приё мы: итоговая беседа о разных видах росписи в России;
Использование художественного слова;
Отгадывание загадок;
Проведение народной игры «Заря- заряница»
Предварительная работа: проведение бесед по закреплению знаний о народно-прикладном искусстве, проведение занятий по изодеятельности на изучение элементов разных видов росписи России, организовывание выставок работ по выполнению разных видов росписи, заучивание стихотворений.
Материалы и оборудование: иллюстрации изделий по разным видам росписи, иллюстрации элементов разных видов росписи, работы по разным видам росписи, выполненные детьми, изделия народно-прикладного искусства, экран, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация.
Ход развлечения.
Слайд 1.
Дети рассаживаются на стульях, расставленных полукругом.
Группа украшена изделиями народных промыслов, а также работами детей по мотивам русского декоративно-прикладного искусства.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождя и шум ветвей
И в саду смородина.
Это тоже Родина.
Воспитатель: О чем это стихотворение? (ответы детей)
Слайд 2.
Что такое Родина? (ответы детей)
Как называется наша страна? (ответы детей)
Наша страна большая. В ней много городов, сёл и рек. В каждом местечке живут свои мастера, которые изготавливают необыкновенной красоты вещи, самые лучшие в мире. Если к нам приезжают люди из других стран, то обязательно покупают сувениры, чтобы оставить память о России
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу с вами побеседовать о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах.
Раздается стук в дверь, и в групповую комнату вбегает Незнайка.
Незнайка: Ой, здрасьте, ребята, здрасьте! Я так спешил, так спешил, чуть шляпу не потерял!
Воспитатель: Отчего ж так спешил, Незнайка?
Незнайка: Я узнал случайно, что вы сегодня будете говорить о народных мастерах-умельцах и их искусстве. Я тоже об этом все-все знаю, я вам могу еще такого порассказать, чего вы боль ше ни от кого никогда не услышите.
Воспитатель: Ну что же, поделись с нами своими знаниями. Я думаю, ребятам будет интересно тебя послушать.
Незнайка: Вот был я недавно в одном русском селе, оно стоит на берегу реки Волги, называется оно Хохлома, и делают там веселые игрушки из глины. Воспитатель:Ах, Незнайка-Незнайка, все-то ты напутал! Ребята, давайте-ка разберем эту путаницу и все расставим на свои места. Давайте отгадаем загадку и поймём о каком селе идёт речь.
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка,
А ну, отгадайте, кто я.
Дети: Дымково!
Слайд 3.
Воспитатель: А где находится это село?
Дети:Недалеко от города Вятки, на берегу реки Вятки.
Воспитатель: Незнайка, про это село и про дымковские иг рушки мы расскажем тебе прекрасное стихотворение.
«. Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое „Дымково" назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».
По мере чтения стихотворения ребята могут рассмотреть фотоиллюстрации дымковских игрушек или сами игрушки.
Слайд 4.
Воспитатель: какие цвета используют в дымковской росписи?
Дети:жёлтый, синий, зелёный, алый
Воспитатель:а какие элементы?
Дети: кружки, кольца,полоски, змейки,клетки, круги.
Слайд 5.
Воспитатель: Ну, распутали мы твою неразбериху с глиняными игрушками, Незнайка!
Незнайка: Подумаешь, что ж, мне разок ошибиться нельзя? Зато дальше я вам все правильно расскажу. В знаменитом селе Жостово живут чудо-мастера, они делают посуду из белой глины и расписывают ее разными цветами: синими, красными, желтыми — и травка на посуде зелененькая, и птички поют разноцветные.
Воспитатель: Да, Незнайка, ты просто поражаешь меня своими «знаниями»-незнаниями. Все ты снова перепутал. Ребята, помогайте! Какой промысел есть в селе Жостово?
Девочка: В этом селе делают металлические подносы, даже название села — Жостово — звучит похоже на слово «жесть», что означает «металл».
Слайд 6.
Воспитатель: А чем же знамениты жостовские подносы?
Мальчик: Они украшены красивым узором из цветов и листьев, иногда на подносах поют птицы.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение
Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.
Воспитатель: А какую цветовую гамму использовали жостовские мастера при росписи подносов?
Девочка: Они пользовались разными красками: и красной, и желтой, и зеленой, и синей.
Слайд 7.
Воспитатель: Правильно!А какие элементы?
Слайды 8, 9, 10.
Дети:цветы, например, пятилистник, кистевые мазки, орнамент по краю подноса.
Незнайка: Одну минутку! А где же в России делали и делают посуду из белой глины?
Воспитатель: Помогите Незнайке, ребята.
Воспитатель предлагает отгадать загадку
В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут.
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят.
Синим по белому чудо творят.
Девочка: Такую посуду делают в селе Гжель под Москвой. Эта посуда белая, а на ней нарисованы сине-голубые цветы, сказочные птицы.
Слайд 11.
Воспитатель: Правильно, гжельские мастера использовали в своей росписи только синий цвет, разные оттенки синего — от светло-голубого до темно-синего, и даже фиолетового цвета. Поэтому Гжель называют сине-голубой.
А какие элементы используют в гжели?
Слайды 12, 13.
Дети: точки и прямые линии, бордюры, кпаельки, мазок с тенью.
Давайте вспомним стихи о Гжели.
Несколько ребят рассказывают стихотворение о Гжели и рассматривают изделия гжельского промысла или их фотоиллюстрации.
Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней;
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель. П. Синявский
Воспитатель: А мы с ребятами знаем ешё один вид росписи по глине. Но прежде давайте отгадаем загадку.
Свистульки — петушки,
Глиняные зайчики.
Кони вороные
Гривы расписные!
Всем по нраву глиняные забавы.
Дети: Филимоновская роспись.
Слайд 14.
Воспитатель: какие цвета используют в филимоновской росписи?
Дети: Жёлтый, зелёный, красный, розовый.
Воспитатель: а какие элементы?
Слайды 15, 16.
Дети: цветы, полоски, ёлочки.
Воспитатель: Да, ребята, русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте вспомним некоторые из них.
Дети вспоминают пословицы и поговорки о труде:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Делу — время, потехе — час.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Терпенье и труд все перетрут.
Хорошая работа два века живет.
Умелец да рукоделец себе и людям радость приносят.
Сделал дело — гуляй смело.
Кто работы не боится, тот и пляшет, и поет.
Физкультминутка
Воспитатель: Но на Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое ж веселье без игры! Вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную игру «Заря».
Проводится игра «Заря» (3—4 минуты).
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту.
Незнайка: Играете-то вы хорошо! А что же вы про деревянную посуду ничего не рассказываете? Я вот про деревянную посуду много знаю. Например, раньше, когда лесов было больше и росли они вокруг почти каждой деревни, люди часто делали посуду из дерева, а чтобы веселее было есть из этой посуды, украшали ее разными узорами. А вот какие промыслы самые знаменитые, забыл! Опять все забыл! Что за голова дырявая!
Воспитатель: Не расстраивайся, Незнайка, ребята тебе помогут. Где делали знаменитую деревянную посуду?
Посуда не простая
А точно - золотая
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками
Называется она. (Золотая хохлома)
Слайды 17, 18, 19.
Воспитатель: Ребята, а почему Хохлому называли золотой?
Ребё нок: Потому, что на хохломской посуде много золотого цвета.
Воспитатель: Правильно! А вы знаете, как получался такой золотой цвет?
Слайд 20.
Хохломские мастера натирали свои изделия алюминиевым порошком, затем покрывали свои изделия специальным составом — олифой, а потом ставили в печь — закаливаться. Не удивляйтесь, ребята, оказывается, и деревянные изделия можно было закаливать в печи, нужно было только знать особые секреты такой закалки. Так вот, в горячей печи алюминий и олифа желтели, и посуда приобретала золотистый цвет. Оттого изделия и казались золотыми.
Но только ли золотой цвет мы видим в хохломской посуде? Какими еще цветами пользовались мастера при росписи своих изделий?
Ребенок: На хохломских изделиях есть и черный цвет, и красный, и еще встречается зеленый.
Воспитатель: А каковы основные элементы хохломской росписи?
Слайды 21, 22.
Ребенок: Это травка, завитки, ягоды — смородины, клубники, земляники, малины, гроздья рябины.
Воспитатель: Иногда встречаются на хохломской посуде и причудливые птицы, и другие сказочные мотивы
И богата, и красива, гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши. И чего в них только нету:
Гроздья алые рябин, маки солнечного света
И ромашки луговин.
Воспитатель:А теперь вспомним-ка еще об одном центре деревянного зодчества России.
Давайте вспомним этот центр, но для этого отгадайте загадку.
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская. (матрешка).
Слайд 23.
Воспитатель:Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки.
Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10—12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.
Наиболее известны семеновские матрёшки.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой — будет третья во второй!
Половинку отвинти плотную, притертую —
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней куколка шестая.
А в шестой — седьмая, а в седьмой — восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.
— Сколько вас? — у них мы спросим.
Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка — присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.
Воспитатель: посмотрим на иллюстрацию матрёшки и ответим, какие цвета используют в росписи семёновской матрёшки?
Дети: красный, жёлтый, синий, зелёный.
Воспитатель: а какие элементы?
Слайд 24.
Дети: розан, капельки, листья, рябинки, колокольчики.
Мы познакомим тебя, Незнайка, ещё с одним центром росписи по дереву.
А поможет нам в этом загадка.
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят
И точки черно-белые на солнышке блестят.
Воспитатель: Это городок на Волге. Издавна славился он своими искусными резчиками по дереву, а потом научились эти мастера еще и расписывать свои изделия, да так весело, так ярко, словно само солнышко оставило след в этой росписи. Что же это за городок?
Дети: Это Городец!
Слайд 25.
Воспитатель: Правильно! А знаете ли вы, что Городец — родной брат самой Москве? Он всего на 10 лет моложе нашей столицы, а основал его, так же как и Москву, великий князь Юрий Долгорукий. Давайте-ка послушаем стихотворение о Городце.
Дети рассказывают стихотворение, попутно рассматривают городецкие изделия или фотоиллюстрации.
Любовались гости чудом.
Громко восхищалися.
Городецкой красотой
Сраженные осталися.
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Воспитатель: какие используют цвета в городецкой росписи?
Слайд 26.
Дети:красный, синий, зелёный,белый и чёрный.
Воспитатель: А какие элементы?
Слайд 27, 28
Дети: купавка, роза, розан, бутон, ромашка, листья, капельки, точки.
Воспитатель: Незнайка, а мы познакомим тебя ещё с одним видом росписи по дереву,но чтобы вспомнить её ребята отгадают загадку:
Бочонки, копилки,
Матрешки, грибы.
Они не малы,
Да и не велики.
Свистульки, тарелочки
В ярких цветах,
И солнце, и речка,
И домик в кустах.
Свободная роспись:
Шиповник цветет,
И яблочки зреют,
И травка растет.
Рисуют черным
На стеблях цветы,
И яркие краски
Сочны и просты.
Слайд 29.
Воспитатель: какие цвета используют в Полхов-майданской росписи?
Дети: жёлтый, зелёный, красный.
Воспитатель: а какие элементы?
Слайд 30.
Дети: цветы, ягодки, листья и веточки.
Незнайка: Ой, ребята, большое вам спасибо за помощь. Теперь я ни за что не перепутаю росписи наших народных мастеров. До свидания!
Дети и воспитатель прощаются с Незнайкой.
Слайд 31.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня узнали еще много нового о народных промыслах, и вы показали свои знания — молодцы! Но я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Родина Россия и что богата она талантами.