Татьяна Бурашникова
Конспект ООД на тему «История появления обуви» в формате «Путешествие по реке времени» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа : подготовительная к школе.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, музыкальная.
Форма проведения : путешествие по «реке времени».
Публикация «Конспект ООД на тему „История появления обуви“ в формате „Путешествие по реке времени“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Планируемый результат: проявляют уважение к историческому прошлому по средством ознакомления с историей возникновения обуви;
-проявляют готовность к доброжелательным отношениям с другими людьми посредством организации групповой формы организации деятельности;
-проявляют уважение к взрослым людям и сверстникам посредством диалога, беседы, анализа ситуации.
-проявляют свойства непроизвольного внимания (объем, переключение, распределение, концентрация) посредством стимулирования игровыми ситуациями;
-проявляют мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе игровой, познавательно-исследовательской -деятельности;
-проявляют связную, грамматически правильную диалогическую речь в процессе участия в беседе;
-проявляют представления о временных отношениях на примере особенностей обуви в разных временах, расширять знания о различных видах обуви и материалах в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Цель: развивать любознательность, причинно-следственные связи в процессе знакомства с историей возникновения обуви.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к историческому прошлому по средством ознакомления с историей возникновения обуви;
воспитывать готовность в доброжелательных отношениях с другими людьми посредством организации групповой формы организации деятельности;
Воспитывать уважение к взрослым людям и сверстникам посредством диалога, беседы, анализа ситуации.
Развивающие задачи: развивать свойства непроизвольного внимания (объем, переключение, распределение, концентрация) посредством стимулирования игровыми ситуациями;
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе игровой, познавательно-исследовательской деятельности;
развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь в процессе участия в беседе;
Обучающие задачи: формировать представления о временных отношениях на примере особенностей обуви в разных временах, расширять знания о различных видах обуви и материалах в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитывать умение работать в группе, уважать мнение друг друга.
Развивать умение отвечать полным предложением.
Методы обучения и воспитания: словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера;
наглядные: рассматривание предметов, показ иллюстраций;
практические: моделирование, разбор проблемной ситуации, практические упражнения;
игровой метод: игровая ситуация; поощрение, стимулирование занимательным содержанием.
Ход ООД
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на меня, что со мной не так? Да, я пришла сегодня босиком. Как вы думаете, почему?
- У меня сломался каблук у туфель, и мне пришлось отдать их в ремонт.
-А как Вы думаете, удобно ли ходить босиком? Почему?
-Мне тоже некомфортно быть без обуви, и я одену запасные босоножки (тапочки и др.)
-Как Вы считаете, обувь всегда была такой разнообразной, красивой и удобной?
-Какие модели обуви вы знаете?
-Если бы наши сапожки, туфельки, башмачки умели говорить, они рассказали бы нам удивительные истории о своем путешествии во времени.
-А вы хотите узнать, когда возникла первая обувь?
-Какой она была в разные времена?
-Я приглашаю Вас отправиться в путешествие по «реке времени», чтобы узнать, как появилась первая обувь, и как она менялась.
-Как вы думаете, на каком транспортном средстве будет удобнее всего путешествовать по «реке времени»? (корабль)
-Отлично! Занимайте места на нашем судне.
Заклинание: Река времени нас подхвати,
в древность всех перенеси!
Обувь начала служить человеку много тысяч лет тому назад. До этого первобытные люди ходили босиком. Подошвы ног так загрубели, что люди не чувствовали острых камней и колючек. Было тепло, и человек не нуждался в обуви. Но потом началось похолодание климата. Появилась необходимость защищать ноги.
-Как вы думаете от чего?
-Предположите, из чего древний человек мог сделать обувь. (ответы детей)
На самом деле археологи нашли испанские пещерные рисунки давностью более 15000 лет, которые изображают людей в шкурах и с мехом, обернутыми вокруг их ног или обмотанных соломой.
Самые первые ботинки напоминали портянки из шкур.
-А удобно ли было ходить в такой обуви? Почему?
ЭКСПЕРИМЕНТ
-Давайте проверим сами удобно ли это было носить. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.
-Ребята, как вы думаете, какой из этих предметов похож на обувь древних людей?
-Кто хочет попробовать обмотать шкуру вокруг ноги?
-Эта обувь была красивая?
-Эту обувь удобно носить? Почему?
-Как вы считаете, она была прочной? Что с ней станет, если человек попадет под дождь?
- Давайте проверим наше предположение. (имя ребенка) полей нашу шкуру водой из лейки.
-Ребята, потрогайте шкуру, что с ней стало?
-Скажите, похожа ли древняя обувь на современную? Почему?
-Молодцы, садитесь на стульчики.
Шло время и люди стали думать, как сделать виды обуви, не только из кожи, но и из других материалов (например, из листьев растений, из дерева).
-Хотите немного побыть первобытным людьми? Представьте себя в темной каменной пещере, горит костер, человек проснулся и обувается. Переоденьте вашу обувь с одной ноги на другую. Попробуйте так походить, что Вы чувствуете?
-А знаете, у древних людей оба башмака были одинаковыми. Только спустя какое-то время люди начали делать обувь раздельно для правой и левой ноги.
-Предлагаю отправиться в старину, когда жили наши прабабушки и прадедушки и посмотреть, какую же обувь носили они. Может кто-то из Вас знает, какую обувь носили люди в старину?
Занимайте места на нашем судне.
Заклинание: Река времени нас подхвати,
в старину всех перенеси!
Самой распространенной обувью русского народа в старину были лапти. Недаром Русь называли «лапотной». Лапти носили и мужчины, и женщины, и дети. В те времена обувь не различалась на мужскую, и женскую.
-Где сегодня мы можем увидеть обувь старины? (ответы детей)
У меня для Вас сюрприз. Сегодня я принесла Вам из городского Краеведческого музея настоящие лапти.
ЭКСПЕРИМЕНТ
-Вы можете их хорошенько рассмотреть и потрогать. Как Вы думаете, из какого материала они сделаны?
-Давайте проверим сами какой была эта обувь. Удобно ли было носить лапти?
-Как вы думаете, она была прочной? Что с ней станет если человек попадет под дождь? Как вы считаете эта обувь красивая?
-Но удобно ли было ходить в лаптях по городским улицам в дождь и слякоть?
- Давайте проверим наше предположение. Если полить на лапти воду что происходит?
-Лапти плели из липовой коры (лыка). Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошву подшивали веревкой.
Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали.
-Лапти были также атрибутами русских народных забав. Я знаю одну очень интересную игру, хотите со мной поиграть?
Игра «Найди для себя лапти»
Картонные лапти кладутся по кругу на одну пару меньше, чем игроков. После слов ведущего:
«Ты, Иван, не зевай, не зевай!
Лапоточки обувай, обувай!»
участники начинают двигаться подскоками под русскую народную мелодию с наружной стороны круга. Когда музыка замолкает, все останавливаются, и каждый старается быстрее взять пару лаптей. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры. Убирается одна пара лаптей, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.
-В какое время года люди носили лапти?
-А, зимой, как Вы думаете, в чем ходил русский народ? (ответы детей)
Валенки делали из овечьей шерсти способом валяния. Изготовление валенок было делом долгим и трудным, поэтому и стоили они дорого. Небогатая семья имела одну пару валенок на всех, и носить их приходилось по очереди.
-Давайте проверим сами удобно ли было носить валенки. Попробуй надеть.
-Эту обувь удобно носить? Как вы думаете, она была прочной? Что с ней станет, если человек выйдет на улицу весной, когда кругом слякоть и лужи? Как вы считаете эта обувь красивая?
-А носят ли валенки в современной жизни?
-Появлялась обувь и из других материалов. Деревянные башмаки — это элемент традиционной одежды во многих странах мира, рыбаков и простолюдинов в Европе. Обычно использовалась крестьянами, рабочими, — в качестве повседневной и иногда защитной обуви (например, корабелами для защиты ступни от падения на нее бревен и тяжелых инструментов).
В разных странах их называют по-разному, например, в Нидерландах — кломпы. Их изготовляли из различных видов дерева (ива, тополь, берёза, бук и др.).
-Позже люди стали делать обувь не только для защиты от холода, но и для того чтобы украсить себя. Так появились сапожки и туфли на каблуке. Обувь начали украшать драгоценными камнями, шнурочками, вышивкой. Однако такую обувь могли носить только богатые люди. Посмотрите, какой красивой была эта обувь.
-Мы узнали много интересного, но пришла пора вернуться в современный мир и проверить, как изменилась обувь. Занимайте свои места на судне.
Заклинание: Река времени нас подхвати,
в современность всех перенеси!
Шло время из костей животных и рыб, а потом и из металла люди научились делать иглы. Появились мастера-сапожники, которые стали шить обувь из специально обработанных шкур животных (кожи).
ЭКСПЕРИМЕНТ
-Хорошенько рассмотрите и потрогайте сапоги. Как Вы думаете, из какого материала они сделаны?
-Давайте проверим сами, какой была эта обувь. Удобно ли носить сапоги?
-Как вы думаете, они прочные? Что станет с сапогами, если человек попадет под дождь? Как вы считаете эта обувь красивая?
- Давайте проверим наше предположение. Если полить на кожу воду, что с ней происходит?
-Посмотрите на свою обувь. Что сейчас у вас на ногах? А в какой обуви вы пришли в детский сад? Как вы считаете, ваша обувь удобна? Она красивая? Она достаточно прочная?
-Вы все верно заметили, в современном мире появились сапоги, ботинки, туфли на каблуке, спортивная обувь. Форма обуви начала повторять очертания стопы человека. Сейчас много различной удобной, легкой, хорошей обуви из различных материалов (резины, ткани, меха). Она производится на специальных обувных фабриках. И купить ее может каждый.
Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.
- Интересно, а как заполните вы «реку времени»?
У меня здесь очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени».
Объединитесь в пары, договоритесь между собой, кто будет выбирать и приклеивать картинки в древность, старину и современность.
Дети выбирают картинки, обсуждают выбор.
Если вы готовы, можно наклеить свои картинки на «реку времени».
После обсуждения дети приклеивают свои картинки на соответствующий их временному периоду участок «реки времени» (Проверка, трудности).
-Мы совершили путешествие по реке времени и познакомились с разными видами обуви, некоторые из них дошли до наших дней.
-Посмотрите на таблицу. Как вы считаете, какая обувь самая красивая, удобная и прочная? Какую вы бы выбрали?
-Сейчас с помощью этой таблицы мы выясним чье предположение было верным. --Напротив каждого вида обуви мы будем отмечать есть ли такое качество.
-Шкуры, они красивые? Значит отметим зеленым кружком.
-Они прочные? Отметим черным кружком. Удобные? Отметим черным кружком.
-Лапти, они красивые? Каким кружком отметим?
-Они прочные? Каким кружком отметим? Удобные? Почему? -
-Отметим черным кружком.
-Сапоги, они красивые? Каким кружком отметим?
-Они прочные? Почему? Каким кружком отметим? Удобные? Почему ты так думаешь? Каким кружком отметим?
-Итак, давайте посмотрим на таблицу, лучшей обувью будет та, у которой больше зеленых кружков. (анализ таблицы).
- А что было самым интересным?
- Какие трудности вы испытывали? Трудно ли вам было выбирать картинки?
- Вы довольны своей работой?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
- Теперь мы можем поместить нашу реку времени на групповую стену.