Богомолова Людмила
Конспект ООД по познавательному развитию «Ты — казачий мой край небьятный» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №18 ПОС. ГИРЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН
Конспект организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста
(с использованием ИКТ, игровой технологии).
Воспитатель:
Богомолова Л. М
2020 г
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Ты — казачий мой край небьятный“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Конспект организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Ты - казачий мой край необьятный».
Группа: старший дошкольный возраст
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: Расширять представления детей о родном крае, поселке. Углублять знания о растительном и животном мире Кубани, обитателях рек и лиманов, о быте наших предков.
Задачи: Формировать духовно-эстетическую культуру детей, воспитывать эмоционально-оценочное отношение к родному краю. Уметь применять народные пословицы и поговорки. Формировать представления о малой Родине. Развивать любознательность; обогащать активный словарь детей. Воспитывать желание любить и беречь природу родного края. Оформлять речевое высказывание, используя словарь, накопленный по теме. Высказывать суждение по теме, используя личный опыт, впечатления. Развивать память, внимание, эмоциональную отзывчивость, собственное мнение об окружающей действительности. Развивать мелкую моторику, творческую активность. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребёнку и всем окружающим людям. Воспитывать любовь к «малой Родине», чувство гордости за своих земляков. Воспитывать желание любить и беречь природу родного края. Вызвать интерес к казачьим песням. Воспитывать интерес к художественному слову, загадкам, умение внимательно слушать и отгадывать загадки. Развивать интерес к тестопластике как виду деятельности: продолжать учить лепить из соленого теста, пользуясь скалкой.
Материалы и оборудование: Рушник, солёное тесто, скалки на каждого ребенка. Крупы, загадки, большой пирог (испечённый накануне, диск с записью голосов птиц, песня «Ты цвети – моя Кубань», «Край наш кубанский».
Предварительная работа: Экскурсии, целевые прогулки по поселку (с родителями); рассматривание альбома «Достопримечательности города Краснодара», «Растительный мир Краснодарского края», «Животный мир края», знакомство с символикой Краснодарского края; познавательные беседы по темам : «Юг России, Краснодарский край», «История города Краснодара», разучивание кубанских песен, слушание песен Кубанского казачьего хора.
Ход
Воспитатель: Ребята у вас хорошее настроение? Тогда улыбнитесь друг другу. И давайте поприветствуем наших гостей и подарим им свои улыбки.
Раздается стук в дверь. И в группу входит девочка.
Здравствуйте ребята! Меня зовут Жанна.. Я живу в столице нашей Родине. Один мальчик из вашего детского сада. прислал мне приглашение в гости, он предложил мне узнать все о Краснодарском крае. Я очень хочу узнать, за что вы любите свой край, родную Кубань. Расскажите мне пожалуйста о своем крае, о своей Родине.
Воспитатель: Ребята, а вы догадались из какого города, приехала Жанна? Рассуждения детей.
Иван: Правильно я приехал к вам из Москвы.
Воспитатель: Ребята, расскажем Жанне, почему мы любим свой край. (Ответы)
Воспитатель. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте, а потом мне скажите, о чём говорится в этом стихотворении.
Ты – казачий мой край необъятный,
Ты родная сторонка моя.
И просторы твои не объять мне,
Не объять своим взором поля.
Бежит тропинка к дому,
Как тоненькая нить
Здесь всё тебе знакомо –
Всё без чего не жить.
Так о чём же говорится в этом стихотворении?
Дети: о нашем родном казачьем крае, о доме, о полях, о родных просторах.
Воспитатель: Правильно ребята. А как же называется край, в котором мы живём?
Дети: Краснодарский.
Воспитатель: А как по-другому называют наш край?
Дети: Кубань.
Воспитатель: Почему наш край называют Кубань?
Дети: Потому что в крае есть самая большая река Кубань.
Воспитатель: Ребята, а как называют людей живущих на Кубани.
Дети: Кубанцы, казаки
Воспитатель: А кто мне назовёт самый главный город нашего края.
Дети: Краснодар
Воспитатель: Наш край большой, красивый. О нём знают во всей России. Это наша с вами малая Родина.
Дети:
Идет рассвет,
Ступая по курганом.
Навстречу солнцу
Встали тополя…
Как ты мила
И как ты дорога нам,
Кубань, Кубань –
Родимая земля!
Отчий край!
Вишневые рассветы,
Двух морей и неба синева.
Для тебя кубанские поэты
Сохранили лучшие слова.
Воспитатель: Наш край прославляют не только в стихах, но и в песнях.
Песня «Край наш кубанский».
Воспитатель: А хотели бы вы отправиться в путешествие по нашему краю? А по пути расскажем и покажем Жанне про свою Родину.
Дети: Хотим.
Воспитатель: Начнём своё путешествие вот откуда, отгадайте.
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Реки быстрые текут,
Камнепады там и тут,
Ну, какие разговоры,
Догадались, это …
Дети: Горы.
Воспитатель: Правильно, мы начнём своё путешествие с гор. А скажите, как называются горы в нашем крае?
Дети: Кавказские горы.
Воспитатель: Чем же славятся наши Кавказские горы?
Дети: там берет начало река Кубань
Воспитатель: Да, река Кубань берёт начало на самой высокой вершине Кавказских гор. При слияние двух рек Уллукам и Учкулам
Воспитатель: Ребята, а на чем же нам отправится в путешествие? (Ответы). Правильно на катере. Давайте собирать в путешествие.
Круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево
В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И к катеру все подойдем.
Воспитатель: Ребята, а чем же еще славятся наши Кавказские горы?
Дети: Там есть Кавказский заповедник.
Воспитатель: Что же такое заповедник?
Дети: Это леса, где живут животные и звери. Многие из них занесены в Красную книгу. Лесники о них заботятся, их охраняют.
Воспитатель: В заповеднике водится много животных, вот перед вами картинка с изображением животных. Выберете тех, которые обитают в заповеднике и назовите их.
Дидактическая игра «Кто лишний»
Дети: зубры, олени, рысь, дикие кабаны, лоси, медведи, волки, ежи, лисы, белки…
Воспитатель: В заповедных лесах много птиц. Послушайте, как красиво они поют.
Фонограмма пения птиц.
Назовите мне птиц, живущих в лесах нашего края.
Дети: дятлы, сороки, скворцы, синицы, кукушки, жаворонки, совы.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается.
Посмотри, какая даль
Без конца и края –
Речка тихая журчит,
В камышах вздыхая
Ширь полей, разлив степей –
Знакомая картина,
Только нет тебя милей
Кубанская …
Дети: Равнина.
Воспитатель: Верно. А кто мне скажет, что такое равнина?
Дети: Это ровная земля, это степи, поля, луга.
Воспитатель: Правильно. Равнина это поля, степи, а ещё это луга, где растёт много растений. Хотите пойти на лужок? Тогда в путь. (дети идут произносят речёвку).
1,2 – 3,4
3,4 – 1,2
Кто шагает дружно в ряд?
Наш детсадовский отряд.
Мы такие дружные
Мы такие умные
Мы с Кубанского села
Мы с Гирея - славного
Вот мы и на лугу. Посмотрите, сколько здесь цветов и растений.
Дидактическая игра «Сбери букет из полевых и лекарственных растений».
Дети: мак, незабудка, василёк, лютик, колокольчик ромашка, клевер, одуванчик…
Воспитатель: Дети, среди этих растений есть лекарственные. Помогите мне собрать их.
Дети: мать и мачеха, одуванчик, тысячелетник, крапива, ромашка, клевер, подорожник.
Воспитатель: А для чего нам нужны лекарственные растения: подорожник, ромашка, мать и мачеха. (Ответы).
Воспитатель: Правильно
Давайте положим их в кашолочку и отнесём бабушке. Куда мы положили растения?
Дети: в кашолочку.
Воспитатель: А теперь занимайте свои места и слушайте следующую загадку.
Здесь встречается порой
Море со степной волной.
Рыбий рай, а не обман,
Называется …
Дети: Лиман.
Воспитатель: Скажите, а кого мы можем встретить на берегах лиманов?
Дети: Лебеди, дикие гуси, дикие утки, цапли, кулики, пеликаны.
Воспитатель: В водоёмах Кубани водится много рыбы. Давайте «наловим». (дети имитируют «ловлю» рыбы).
Кого поймал Никита, а Алина….
Дети: Судака, окуня, карася, сома, краскотерку, толстолобика, сазана, щуку.
Воспитатель: Много рыбы наловили. Вспомните потешку.
Дети:
Ой, чук, чук, чук.
Наловил дид щук.
Баба наварыла
Дида накормыла
Воспитатель: а наша экскурсия продолжается. И наш катер достиг устья реки Кубань, это Азовское море. Наша Кубань окружена двумя морями: Азовским и Черным.
Многие из вас были на море. Какое оно? (Ответы детей)
От Анапы до Адлера простерлась уникальная зона климатических курортов. Здесь множество санаториев, здравниц, лагерей отдыха для детей и взрослых.
Давайте вспомним летние деньки и поиграем.
Игра «Море волнуется».
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три-
Морская фигура замри.
Воспитатель: Вы настоящие знатоки природы родного края. А наше путешествие закончится вот где.
Много селений на Кубани
В них добрые люди живут.
Но лишь одному
Только отдано сердце
Что Родиной малой зову.
О каком поселении говорится в стихотворении.
Дети: Это о нашем поселке Гирей
Воспитатель: Сейчас наш поселок большой и красивый. В нем живут гостеприимные и замечательные люди. Вы знаете, что у нас в поселке есть Сахарный завод, которому исполнилось 105 лет, там производят сахар. А из чего делают сахар? (Ответы). Правильно из сахарной свеклы, которую выращивают на наших плодородных кубанских полях. А что ещё выращивают у нас на Кубани?
Дети: ячмень, овёс, сою, горох, подсолнечник, кукурузу.
Воспитатель: А из зерна делают крупу. И варя кашу.
Дидактическая игра «Назови кашу».
Из гречки – гречневая,
Из риса – рисовая,
Из ячменя – ячменная.
Из пшеницы – пшеничная,
Из кукурузы – кукурузная.
А в чём раньше на Кубани варили кашу?
Дети: в чугунке.
Воспитатель: Ребята, а что еще, производят из пшеницы? (Ответы)
Правильно, муку. А из муки, что? (Пирожки, пироги, хлеб и т. д.)
А вы можете мне назвать пословицы о хлебе.
Дети:
Плох обед, если хлеба нет.
Хлеб бросать – силу терять.
Хлеб ржаной – отец родной.
Хлеб, да каша – пища наша.
Хлеб – всему голова
Воспитатель: Ребята, знаете, что люди на Кубани всегда были гостеприимны, рады гостям. А к нам тоже приехал гость. Давайте его угостим, нашими пирожками да кренделями. (Ответы)
А я уже и тесто замесила. Вы, поможете мне? (Ответы)
А в чем, раньше замешивали тесто (Ответы).
Дети: в макитре
Воспитатель: Занимайте свои места, будем готовить угощения для гостей.
Ребята, прежде чем начать лепить, нужно размять пальцы.
С помощью пальчиковой гимнастики «Вот помощники мои».
Разотру ладошки сильно
Вот помощники мои
Пальчик к пальчику сложу 1,2,3,4,5 - 1,2,3,4,5
На замочек их закрою Десять пальцев, пара рук
Вот твое богатство друг!
Лепка из соленого теста при помощи скалки.
Во время лепки обсуждаются приемы лепки, безопасность и звучат Кубанские песни.
Воспитатель: Какие красивые и аппетитные у вас получились пирожки да крендели. Положим их пока на противень, а потом отнесем на кухню. Помоем руки и вытрем рушником.
(дети моют руки и садятся). Ребята, а давайте угостим гостей караваем, который уже испёкся.
(девочка и мальчик в народных казачьих костюмах, подносят каравай гостям).
Воспитатель:
- Нет щедрее земли,
Чем кубанская!
Нам в ее красоте
Счастье видится.
Ой, кубанская степь,
Мать – кормилица.
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие.
Вам понравилось?
А тебе Жанна?
А, что больше всего вам понравилось и запомнилось?
А вы хотели бы, еще раз отправится в путешествие, только по другому маршруту?
Дорогие наши гости, надеемся, что вам тоже понравилось наше путешествие. До свидания. До новых встреч.