Татьяна Обогуева
Конспект ООД по экспериментированию «Удивительные свойства магнита» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №97», г. Ярославль
Конспект ООД «Удивительные свойства магнита»
Подготовила : Обогуева Татьяна Владимировна,
Воспитатель, первая квалификационная категория
Интеграция образовательной области: познание.
Цель: формировать представление о магните и его свойствах (на основе опытов) : притягивает металлические предметы; сохраняет свои свойства через бумагу, картон, воду, песок, стекло, ткань; действует на расстоянии.
Публикация «Конспект ООД по экспериментированию „Удивительные свойства магнита“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Задачи:
- образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы из металла; выяснить, через какие материалы воздействует магнит.
- развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; развивать любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, коммуникативные навыки.
- воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Оборудование: резиновые игрушки, деревянные карандаши, кораблики из бумаги, пуговицы, канцелярские скрепки, монеты, гайки, болты, магниты; нарисованные на картоне дороги, машинки с металлическим дном, палочки с приклеенным магнитом; ткань, бумага, книги; стеклянные стаканы; обжаренная манка; цветочная поляна на картоне с приклеенной бабочкой, палочка с магнитом; емкости с водой, удочки, рыбки.
Ход образовательной ситуации.
Дети заходят в группу.
- Ребята, проходите. К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети здороваются с гостями.
- Ребята, теперь подойдите ко мне. Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что в нем написано? (Да, хотим.)
Воспитатель открывает письмо, читает.
«Внимание, внимание! Приглашаем всех желающих в школу юных фокусников. Будет очень интересно, весело и познавательно».
- Ребята, а вы хотите стать учениками этой школы? (Да.)
- А вы сможете, ведь, чтобы стать настоящими фокусниками, нужно будет постараться? (Да.)
- Тогда я вас приглашаю. Пойдем по этим стрелкам, они укажут нам путь до школы.
Воспитатель и дети отправляются в школу по стрелкам, которые наклеены на полу.
- Ребята, а я тоже училась в этой школе и у меня есть диплом об её окончании.
Воспитатель показывает детям диплом.
- Сегодня у нас первое занятие и оно будет посвящено магниту. А что вы знаете о магните? (Он может притягивать к себе металлические предметы.)
- Правильно. Я хочу рассказать вам легенду о магните, слушайте.
«В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку вверх наконечником и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил с собой несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
- Ребята, сейчас мы с вами и проверим только ли металлические предметы притягивает магнит.
Опыт 1. «Всё ли притягивает магнит».
На столах на каждого ребенка лежат предметы из различных материалов: бумаги, резины, металла, пластмассы, дерева; две тарелки.
- Перед вами предметы из различных материалов: бумажный кораблик, резиновая игрушка, канцелярская скрепка, монета, гайка, болт, пластмассовая пуговица, карандаш и две тарелки. Ваша задача опытным путем определить, какие предметы притянет магнит, а какие нет и разложить по разным тарелкам: в одну положить те предметы, которые примагнитятся, а в другую – нет. Приступайте.
Дети выполняют задание и когда они все выполнят, проговорить, что они сделали.
- Одни из вас назовут по одному предмету, которые не примагнитились, а другие – те, которые магнит притянул и почему. (Карандаш не притянулся, потому что он деревянный. Кораблик не притянулся, потому что он бумажный. Пуговица тоже не примагнитилась, потому что она сделана из пластмассы. Игрушка не примагнитилась, потому что она резиновая. К магниту притянулась скрепка. К магниту притянулся болт. К магниту притянулась монета. К магниту притянулась гайка.)
- Какой вывод мы можем сделать из проведенного опыта? (Магнит притягивает только металлические предметы, не притягивает из бумаги, дерева, пластмассы, резины.)
- Молодцы. Поставим карточку – обозначение этого свойства магнита.
Ребенок вешает карточку «Магнит притягивает только металлические предметы» на мольберт.
- С первым заданием вы справились, а как вы думаете, действует ли магнит через картон? (Да, нет.)
- Это мы сейчас и проверим. Проведем следующий опыт.
Опыт 2. «Действует ли магнит через преграду (картон, бумагу, ткань, стекло)».
На столах на каждого ребенка лист картона с нарисованной трассой, небольшая машинка с железным дном или приклеенной металлической пластиной (скрепкой, палочки с приклеенным магнитом.
- Ребята, перед вами листы картона с нарисованными дорожками – это гоночные трассы для автомобилей. Возьмите по одной машинке и по одной палочке с магнитом, поставьте машинку на старт (зеленый квадрат, поместите под картон прямо под машинку палочку с магнитом и попробуйте сделать так, чтобы ваш автомобиль начал движение и доехал до финиша (красного квадрата).
Дети проводят опыт.
- У всех получилось? (Да.)
- Как вы думаете, почему машины ехали по картону?
Если дети затрудняются ответить, то предложить рассмотреть дно машины, спросить из чего оно сделано (что на нем приклеено). Дети рассматривают автомобиль и находят на дне приклеенную металлическую скрепку.
- Какой вывод мы можем сделать? (Магнит действует на металлические предметы через картон.)
- Молодцы. Справились с заданием. А как вы думаете, сохранит ли магнит свои свойства через бумагу? (Нет, да).
Проверяем предположения детей. Положить под лист бумаги металлический предмет и попробовать поднять его с помощью магнита.
- Что произошло? (Магнит поднял скрепку через лист бумаги.)
- А давайте проверим, будет действовать магнит через ткань.
Дети проводят опыт.
- Какой вывод мы можем сделать? (Магнит действует через ткань).
- Ребята, а как вы думает. Будет ли магнит притягивать металлические предметы через стекло? (Да, нет.)
- Давайте проверим.
На столах на каждого ребенка стеклянный стакан, магнит, скрепка.
- Предлагаю вам опустить скрепку в стакан с водой и аккуратно с помощью магнита достать скрепку из воды.
Дети проводят опыт. Подносят магнит к стакану и поднимают скрепку из воды.
- Получилось? Какой вывод мы можем сделать? (Магнит действует через стекло.)
Вывешиваем карточку – изображение этого свойства магнита «Магнит действует через преграду (картон, бумагу, ткань, стекло)».
- Ребята, молодцы. А давайте теперь проверим, может ли магнит притянуть металлические предметы на расстоянии.
Опыт 3. «В поисках сокровищ».
- Перед вами тарелки с «песком» - манкой. В нем закопан клад – монеты. Нужно медленно и осторожно водить магнитом над поверхностью песка, чтобы найти все монеты. Приступайте.
Дети при помощи магнита достают из манки монеты.
- Всем удалось это сделать? (Да.)
- Какой вывод мы можем сделать из проведенного опыты? (Магнит действует на металлические предметы на расстоянии.)
- Ребята, мы с вами уже доказали, что магнит притягивает к себе только металлические предметы, действует через картон, бумагу, ткань, сохраняет свои свойства на расстоянии. А как вы думаете, будет ли он примагничивать металлические предметы через предмет толще, чем бумага и картон, например, через книгу? (Да, нет, не знаем.)
Дети проводят опыт. На книгу сверху кладут металлический предмет, а снизу под книгу подносят магнит и пробуют этот предмет сдвинуть.
- Что происходит? (Скрепка не двигается.)
- Почему, как вам кажется? (Потому что книга толще, чем бумага и картон.)
- Какой вывод мы можем сделать из этого? (Чем толще преграда, тем меньше сила магнита.)
- Молодцы. Предлагаю вам поиграть и проверить, будет ли действовать магнит в воде. Как вы думаете? (Да, нет.)
Дети делятся на две команды. Перед ними две прозрачные емкости с водой, в воде рыбки и металлические предметы, удочки.
- Ребята вы на время будете рыбаками. С чем ходят на рыбалку? (С удочками.)
- У нас с вами не простые удочки, вместо крючков у них магниты. А вот и наши «водоемы», но что мы видим, он засорен. Ваша задача очистить водоем от мусора.
Дети берут в руки удочки, и каждый ребенок вылавливает по одному металлическому предмету.
- Вот мы и помогли обитателям водоема. Какой, ребята, мы можем сделать вывод? (Магнит действует на металлические предметы в воде.)
Вывешиваем карточку – изображение этого свойства магнита.
- Ребята, а вы не забыли, где мы находимся? (В школе юных фокусников.)
- И сейчас я покажу вам фокус. Смотрите внимательно.
Воспитатель берет магнит, подносит к нему скрепку, она притянулась, затем вторую, третью – образовалась цепочка из скрепок. Затем убирает магнит, и цепочка не разорвалась.
- Ребята, как вы думаете, почему цепочка из скрепок не разорвалась? (Скрепки намагнитились).
- Правильно. Скрепки при взаимодействии с магнитом намагнитились и на короткое время сами стали магнитами. Попробуйте сами сделать этот фокус.
Дети выполняют этот фокус.
- У всех получилось? А сейчас я покажу вам еще один фокус. Я сделаю так, чтобы эта бабочка порхала.
На листе картона наклеены цветы и бабочка со скрепкой внутри. Воспитатель берет волшебную палочку с магнитом на конце, медленно подносит её к бабочке и она начинает подниматься.
- Ребята, вы такие молодцы. Проделали большую работу, много узнали о магните и его свойствах. Придумайте вместе с родителями по одному фокусу с магнитом и на следующем занятии покажите всем. И я хочу наградить вас медалями и посвятить вас в ученики школы юных фокусников. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Нас там уже заждались.
Дети вместе с воспитателем возвращаются в детский сад по стрелкам.
- Вот мы с вами и вернулись в наш детский сад. Скажите, пожалуйста, вам понравилось занятие в школе юных фокусников? (Да.)
- О чем мы говорили? (О магните и его свойствах.)
- Давайте вспомним, какими свойствами обладает магнит. (Магнит притягивает только металлические предметы; магнит действует через картон, бумагу, ткань, воду, песок; магнит притягивает металлические предметы на расстоянии; чем толще преграда, тем меньше сила магнита; может намагничивать на короткое время металлические предметы.)
- Спасибо за работу.