Оксана Павлюкова
Конспект квеста «Масленица» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Раменская СОШ №4 (дошкольное отделение)
Конспект ООД по познавательно-игровой деятельности в старшей группе №3
по теме: Квест «Масленица»
Подготовила и провела:
воспитатель
Павлюкова О. А.
г. Раменское, 2023 г.
Цель: Дать детям представление о традициях народного праздника Масленица.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект квеста „Масленица“ в старшей группе» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
- знакомить детей с последним зимним праздником - Масленицей, посвященного солнцу, встрече весны и завершению зимнего периода;
- поощрять речевую активность детей;
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес, творческое мышление, внимание, память;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
Воспитательные:
-способствовать формированию интереса к народным традициям, стремления сохранять и развивать их.
Методы обучения и воспитания на занятии:
• Словесный (рассказ о традиции праздника; беседа о символе праздника Масленица (беседа о традиции праздника Масленица)
• наглядный (демонстрация – изображения Масленицы);
• практический (распевание, подбор костюма для Масленицы,
• игровой метод (разгадывание загадок, дидактическая игра, подвижная игра).
Форма проведения: Квест
Оборудование и материалы к занятию: 6 клубков с номерами; корзинка; 6 стрелок, указывающие направление (соответствующие цветам клубков); конверт с письмом; мяч; шкатулка; блюдо с блинами из картона; лопатка для переноса блинов; тарелки для блинов; для украшения стола: скатерть; самовар; чашки; сахарница; книга рецептов; мешочек с загадками; сундук с нарядами и украшениями для Масленицы; бубен; картинка – солнце, лучики от солнца; изображение Масленицы.
Дети и воспитатель заходят в группу.
Ход квеста-игры Расположение детей
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, отличное, веселое…
Воспитатель: У меня сегодня тоже хорошее настроение. И с этим прекрасным настроением я предлагаю вам начать наш день и поговорить об одном празднике, а о каком вы узнаете, отгадав загадку.
Воспитатель: Чудо-праздник на дворе, говорят: «Конец зиме!»
И блины вкусны пекут, как его зовут?
Дети: Масленица
Воспитатель: Правильно, Масленица! Как её встретим да проводим, так и весна теплая придет! С давних пор у народа повелась традиция делать шумные проводы зимы и встречать теплую весну. Хозяйки обязательно пекут блины. По одной из легенд люди таким способом «умасливают» солнышко, чтобы оно быстрее обогрело землю и принесло тепло. Празднуется Масленица целую неделю дети, а сколько дней в неделе?
Дети: 7
Воспитатель: Давайте с вами вспомним названия дней недели. «Какой день начинает неделю? Какой день наступает после понедельника? Что следует за вторником, средой и четвергом? Какие дни недели мы называем выходными? (Ответы детей)
Воспитатель: «Молодцы, вспомнили все дни недели,а теперь давайте вернёмся к нашей беседе о празднике.
А вы хотите, чтобы весна поскорее пришла?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда, давайте все дружно Масленицу и позовём! Повторяйте за мной:
Эй, Маслёнка, приходи всех блинами угости,
Мы хотим скорей тепла, надоела нам зима!
Воспитатель: Что-то не отзывается Масленица. Как вы думаете почему?
Ответы детей
Воспитатель: Как же нам понять, в чем дело. Ой, ребята, смотрите, что-то лежит на подоконнике…
Воспитатель обращает внимание детей на окно, и все видят на подоконнике лежит конверт и корзинка с клубками.
Воспитатель: Смотрите – это конверт, а в нем письмо. Давайте прочитаем письмо и поймем от кого оно.
Воспитатель берет конверт и корзинку, подходит к детям. Достаёт из конверта письмо и читает.
«Здравствуйте, дети. Пишет вам Леший. Я узнал, что Масленица заблудилась в лесу, и она может не успеть к проводам зимы. А выйти у неё не получается, потому что путь из леса ей сможет указать солнышко, а оно растеряло все свои лучики и совсем не яркое.
Я хочу помочь ей, но лучики для солнышка будет вернуть не легко, нужна будет ваша помощь.
Вам предстоит пройти не легкий путь и выполнить задания, для того чтобы вернуть лучики для солнышка, а к этим заданиям ведут дорожки из волшебных клубков. Я для вас приготовил эти волшебные клубки! Следуйте за ними и выполняйте всё, что они вам скажут. Так и лучики отыщите!»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а солнышко и правда совсем не светит. (Солнышко на доске без лучиков).
Воспитатель: Ну что, ребята, вы хотите, чтобы масленица к нам пришла и проводила зиму? Готовы отправиться на поиски лучиков для солнышка и справиться со всеми заданиями?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда, отправляемся в путь.
Воспитатель: Ребята, а как же мы с вами узнаем какой клубок нам нужно взять первым?
Ответы детей
На клубках цифры, обозначающие очередность. Хорошо, с этим разобрались, а как действовать дальше? Куда катить клубок и в какую сторону?
На ковре размещены стрелки того же цвета, что и клубки, указывающие направление движения.
Ответы детей
Воспитатель: Куда же нас приведет первый клубок?
Воспитатель бросает клубок туда, куда показывает стрелка. Клубок приводит к коробочке.
Воспитатель: Первый клубок привёл нас к шкатулке, что же нам нужно с ней делать? Ребята как вы думаете?
Ответы детей
Давайте откроем и посмотрим.
Открывают, там лежит мяч и карточка с заданием.
Воспитатель: Масленичные блины-просто объеденье, со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем! Самое первое задание связано с главным символом праздника Масленицы – блинами. Ребята, а вы с чем любите кушать блины?
Ответы детей
Дидактическая игра «Назови по другому»
На тарелке он один-называем просто (блин)
Много испекли их мы, тогда назовём (блины)
Испекли для дочек назовём (блиночек)
Будет кушать их сынок- назовём (блинок)
Огромный как домище-назовём (блинище)
Маленький с мизинчик называем (блинчик)
Воспитатель: Верно!
Один ребенок помещает лучик на доску.
Отправляемся дальше. Куда же нас приведет второй клубок.
Воспитатель бросает второй клубок в ту сторону куда показывает стрелка того же цвета что и клубок.
Воспитатель: Второй клубок привел нас к блюду с блинами и рядом лопатка. Давайте узнаем, что нам нужно сделать.
Воспитатель читает задание: нужно перенести на лопатке все блины и выложить на блюдо, не уронив не одного блина.
Дети выполняют задание и по очереди переносят по одному блину и выкладывают их по тарелкам (тарелки располагает воспитатель на столе).
Воспитатель: Вторая дорожка пройдена и задание выполнено. Отправляемся дальше. И мы получили еще один лучик солнца, давайте вернем его солнышку.
Один ребенок помещает лучик на доску.
Куда же нас приведет третий клубок.
Воспитатель бросает третий клубок в ту сторону куда показывает стрелка того же цвета что и клубок.
Воспитатель: Третий клубок привел нас к книге рецептов, а в ней задание. Сейчас я его вам прочитаю: нужно назвать несколько рецептов приготовления блинов, которые готовят ваши мамы.
Воспитатель: Кто знает рецепты блинов и сможет сейчас их назвать? (трое детей рассказывают рецепты приготовления блинов).
Воспитатель: Молодцы! Третья дорожка пройдена и задание выполнено. И мы получили еще один лучик. Отправляемся дальше. Куда же нас приведет четвертый клубок.
Воспитатель бросает четвертый клубок в ту сторону куда показывает стрелка того же цвета что и клубок.
Воспитатель: Четвертый клубок привел нас к волшебному мешочку.
Воспитатель: Ребята, садитесь на стулья. Сейчас мы откроем мешочек и узнаем, какое задание нас ждет. (Воспитатель открывает мешочек). Смотрите здесь карточки с загадками. Попробуем отгадать?
Дети: Да
Солнце не простое,
солнце масленое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Просто объеденье. (Блин)
Взял для жаренья посуду,
Жарить блинчики я буду,
Всё поджарю без труда
Если есть … (Сковорода)
Провожаем зиму мы
И печем, едим блины,
Весну дружно мы встречаем,
Что мы отмечаем? (Масленицу)
Нынче песни, пляски, шутки,
Бубенцы, гармошки, дудки.
Взялся за руки народ –
Закружи нас, (Хоровод)
Масленица к нам пришла,
И блинов в дар принесла.
— Зима, уходить тебе пора.
Ведь приходит к нам она,
Долгожданная (Весна)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали.
Четвертая дорожка пройдена и задание выполнено. И мы получили еще один лучик. Отправляемся дальше.
Воспитатель: А сейчас давайте возьмем следующий клубок (пятый) и посмотрим, куда он нас приведет.
Бросает клубок. Клубок катится к месту, где лежит бубен и записка. Воспитатель читает записку.
Воспитатель: Клубок даё т такое вам задание:
Читает
«Пляска русская у нас открывает масленичный перепляс!»
Ребята, вы умеете танцевать?
Ответы детей
Воспитатель: Ну ка, в круг выходи, свою пляску с бубном заводи!
Игра «Весёлый бубен»
По кругу передаётся бубен. На ком закончились слова речёвки выходит в центр и выполняет танцевальные движения под аплодисменты.
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого остался бубен.
Тот сейчас станцует нам.
Играют 3 раза
Воспитатель: Здорово у вас получилось поиграть и потанцевать.
Пятая дорожка пройдена и задание выполнено. И мы получили еще один лучик. Отправляемся дальше.
А у нас остался еще один клубок и он последний посмотрим, куда он нас приведет.
Воспитатель бросает шестой клубок в ту сторону куда показывает стрелка того же цвета что и клубок.
Воспитатель: А здесь сундучок, давайте откроем и посмотрим, что в нём. А вот и задание. Нужно подобрать наряд и украшение для Масленицы.
Игра «Подбери наряд для Масленицы»
Воспитатель: Ну что, ребята, смелее подходите. Давайте вместе с вами подберем наряд. Как вы считаете, в какой наряд должна быть одета Масленица?
Воспитатель: Ребята вам нравится получившийся наряд?
Ответы детей
Воспитатель: Мне тоже очень понравился костюм, который у вас получился.
Шестая и последняя дорожка пройдена и задание выполнено. И мы получили еще один лучик.
Воспитатель: А вот и Масленица нашла выход из леса и к нам пришла (воспитатель помещает изображение «масленицы» на доску рядом с солнышком). Теперь она сможет проводить зиму и наступит долгожданная весна.
Рефлексия
- О каком празднике мы с вами говорили?
-Какое задание вам понравилось больше всего? Что было для вас сложным?
- Понравилось ли вам наше путешествие?
Дети стоят в кругу на ковре
Повторяют за воспитателем
Речевку
Приходят к первой дорожке
Дети идут ко второй дорожке.
Дети выполняют задание и по очереди переносят по одному блину и выкладывают их на блюдо.
Идут к третье дорожке
Рассказывают рецепты
Идут к следующей дорожке
Дети садятся на стулья.
Отгадывают загадки.
Дети идут к пятой дорожке
Стоят в кругу на коврике. Говорят речевку.
Идут к следующей дорожке
Дети встают вокруг стола, собирают костюм для Масленицы на вешалку.