Надежкина Светлана Игоревна
Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение былины «Садко»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе
на тему: «Чтение былины «Садко»».
Цель: познакомить детей с былиной «Садко».
Программное содержание:
- закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси;
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе „Чтение былины „Садко“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- продолжать формировать представления детей о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Садко»;
- воспитывать интерес к фольклорным жанрам; расширять словарный запас детей; - формировать и воспитывать патриотическую память;
- воспитывать интерес и уважение к жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.
Словарь: богатырь, былина, кольчуга, сказитель, гусли, гусляр, торжище, невод, палаты белокаменные, Ильмень-озеро.
Дидактический материал: иллюстрации «Русские былины»; аудиозапись: отрывок из оперы Римского – Корсакова «Садко»; аудиозапись «Богатыри» для физкультминутки; папка с отрывком былины «Садко».
Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич»; рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»; рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, древнего оружия, элементов одежды.
Ход ООД.
Дети входят в компьютерный кабинет и садятся полукругом на стульчики.
Воспитатель:
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом ещё раз. Сейчас я вам загадаю волшебную загадку, а отгадав её, вы поймете, о чём мы сегодня с вами будем беседовать.
- Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку, да и съест ее.
Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял.
Полетит змей на свои промыслы, а царевну завалит бревнами, чтоб не ушла. У той царевны была собачка, увязалась с нею из дому.
Дети:
— Это из былины «Никита Кожемяка».
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы отправимся в необыкновенное приключение.
Воспитатель:
- Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. А поговорим мы сегодня с вами о былинах.
Воспитатель:
- Сказания о подвигах, которые совершали богатыри, живы в памяти народной. Былина происходит от слова – «быль», «правда», то, что было на самом деле.
- Чем отличается былина от сказки?
Дети:
- Сказку рассказывают, а былину не просто рассказывают, а рассказывают нараспев.
Воспитатель:
- А теперь немного истории о былинах.
Показ иллюстраций «Русские былины».
Воспитатель:
- Давайте вспомним, какие былины мы с вами уже читали?
Дети: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
Воспитатель:
- А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время? О ком можно было бы сложить былину в наше время или о чём? Почему вы так считаете?
Дети:
- Космонавты, военные, пожарные, врачи…
Воспитатель:
- А как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?
Дети:
- Сильный, смелый, ловкий, отзывчивый…
Воспитатель:
- Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других, как и в старину.
Воспитатель:
- Ребята, а теперь давайте немного отдохнем.
Аудиозапись «Богатыри».
Физкультминутка «Богатыри».
Дружно встанем – раз, два, три -
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из – под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу.
Воспитатель:
- А сегодня мы с вами познакомимся еще с одной былиной. Она не о богатыре, а об очень удачливом музыканте гусляре, который своей игрой покорил царя водяного. А что дальше было в былине не рассказывается, а поется.
- Отрывок из былины «Садко» мы сегодня послушаем под замечательную музыку Римского-Корсакова «Садко».
Чтение былины «Садко».
Воспитатель:
- Ребята, скажите, пожалуйста, кто написал эту былину?
Дети:
- Народ.
Воспитатель:
- Какие необычные слова вы услышали в этой былине?
Дети:
- Яровчаты, всколыбалася, заклад и т. п.
Воспитатель:
- А кто является главным героем былины?
Дети:
- Садко.
Воспитатель:
- Почему вы так думаете?
Воспитатель:
- Почему его называли гусляром? В каком городе происходят события?
Воспитатель:
- Что мы узнали о Садко?
Воспитатель:
- Кого удивил Садко своей игрой на гуслях? Почему вы так думаете?
Дети:
- Морского царя.
Воспитатель:
- Что посоветовал Морской царь Садко? Почему?
- Ну, а что было дальше, вы узнаете уже в школе.
- Былины, ребята, рассказывают нам не только о ратных подвигах богатырей, но и о жизни купцов, об обычаях, об укладе жизни людей того времени. В том их и ценность.
- Мы сегодня познакомились с отрывком удивительной былины «Садко». Ещё раз ознакомиться с ней вы сможете в нашей мини библиотеке. Я подготовила для вас папочку с иллюстрациями и отрывком былины.
Итог. Рефлексия:
Воспитатель:
- А сейчас, подведем итог нашей работы. Мы с вами сегодня узнали много нового и интересного.
- С какой былиной мы сегодня познакомились?
Дети:
- С былиной «Садко».
Воспитатель:
- О ком эта былина?
Дети:
- Об удачливом гусляре Садко, который покорил Морского царя.
Продолжительность 30-35 минут.