Мочалина Алина Андреевна
Конспект ООД по речевому развитию «Лексические игры и упражнения «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Лексические игры и упражнения
Цель: обогащать и активизировать речь детей.
Задачаи
Обучающие
закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение находить подходящее слово, отвечать на вопросы
Развивающие
• развивать у детей словарный запас, грамматически правильную речь;
Воспитательные
воспитывать умение работать коллективно, дружно; воспитывать внимание, усидчивость, интерес к занятию, желание учиться.
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Лексические игры и упражнения „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Оборудование: снежинка, картинки для игры «Какой? Какая?», картинки для игры в парах «Назови лишнее слово», картинки для упражнения «Доскожи словечко», мяч – Снежок для игры «Один – много»
Ход занятия:
-Ребята давайте поздороваемся и настроимся на занятие!
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты - мой друг
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся»
Воспитатель: Проходите на свои места. Садитесь ровно, спина прямая. Ребята, сегодня утром к нам залетела снежинка. Как вы думаете, как она к нам залетела? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, но снежинка залетела к нам не просто так, она потерялась во времени, ее заколдовал волшебник, теперь снежинка не знает наступило ли ее время года! Поможем снежинке разобраться?
Дети: Да!
Воспитатель: Но, чтобы нам помочь ей, нужно выполнить задания, которые она нам приготовила! Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну, что ж приступим к выполнению заданий!
Первое задание: упражнение «Доскажи словечко». Нам нужно подобрать подходящие слова. Внимательно слушайте, с места не выкривайте.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ….(снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые…. (снежинки).
На поля и на лужок
Все снижается ….(снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …. (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился. (снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Это девочка (снегурка).
На снегу – то посмотри?-
С красной грудкой (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
Воспитатель: На какое слово похожи все отгаданные слова?
Дети:Снег
Воспитатель: Все эти слова образованы от слова снег, они родственные. Давайте повторим все вместе, родственные слова.
А теперь назовите слова родственные слову «зима»?
Дети: Зимняя, зимний, зимушка, зимовать, перезимуем, предзимний.)
Воспитатель: А сейчас новое и очень не простое задание. Объясняю. Есть такое слово ножка. Что вы представлете услышав это слово?
Дети: Ножка от стола, стула, свои ноги.
Воспитатель: Слово ножка имеет несколько значений. Разные значения и у слов ключ, лук, коса, кисть. Эти слова называются многозначные, давайте повторим, многозначные слова.
Воспитатель: Молодцы ребята, приступем к следующему заданию от нашей гостьи. Игра в парах «Убери лишнюю картинку?» У вас на столах есть картинки, вам нужно выбрать лишнию в каждом ряду и объяснить почему вы выбрали именно эту картинку, задание понятно?
Дети: Да!
Воспитатель: Приступим!
Мороз – сосулька – купальник – снеговик;
…. как ты думаешь, какое слово здесь лишнее? Почему?
Лыжи – вьюга – снежинка – грибы;
…. как ты думаешь, какое слово здесь лишнее? Почему?
Листопад – санки – пурга – метель;
…. как ты думаешь, какое слово здесь лишнее? Почему?
Новогодняя ёлка – подарок – лёд – ландыши.
…. как ты думаешь, какое слово здесь лишнее? Почему?
Снегирь – снегурочка – новогодняя елка – платье
…. как ты думаешь, какое слово здесь лишнее? Почему?
Валенки – ледянная горка – снегокат – круг для плаванья
…. как ты думаешь, какое слово здесь лишнее? Почему?
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием! Приступаем к следущему заданию. Для выполнения задания, нужно всем выйти на ковер и встать в круг. Мы с вами поиграем в игру «Один – много» (с мячом-снежком). Я называю предмет в единственном числе, а вы называете этот предмет во множественном числе. Например: Снежок – Много снежков. Кому брошу снежок, тот и отвечает. Понятно задание?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда начинаем:
Снеговик – снеговиков.
Дерево – деревьев
Снежинка – снежинок.
Коньки – коньков.
Варежка – варежек.
Льдинка – льдинок.
Сосулька – сосулек.
Птица – птиц
Лопата – лопат
Горка – горок
Воспитатель: Молодцы, ребята, отлично справились с этим заданием! Проходите на свои места! Далее нас ждет следующее задание: Игра «Какой? Какая?»Нам нужно подобрать слова которые будут описывать данное слово (на доску воспитатель размещает картинку с предметом, который нужно описать)
Снег (какой) - белый, пушистый, мягкий, сырой, блестящий, холодный.
Солнышко (какое) – яркое, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, радостное.
Снеговик (какой) –белый, круглый, большой, снежный, добрый.
Рукавицы (какие) – теплые, мягкие, шерстяные, красивые, пушистые
Сосулька (какая) – длинная, прозрачная, холодная
Воспитатель: Ребята, ну какие вы молодцы, быстро справились и с этим заданием.
Воспитатель: Ребята,пока мы выполняли задания, наша снежинка совсем заскучала, давайте с ней поиграем!
Дети: Да, давайте поиграем со снежинкой!
Воспитатель: Нужно всем выйти на ковер и встать в круг. Сейчас я зачитаю вам шуточное стихотворение, считалка. Написал его серьезный поэт Сергей Городецкий. На ком считалка остановится, тому первому достанется снежинка.
Месяц с Солнцем стал считаться,
Кому раньше подыматься,
Раз-два-три-четыре-пять,
Вышёл ветер полетать,
Напустил он птиц крылатых,
Облак серых и лохматых.
Запушило небосвод,
Днём и ночью снег идёт,
А меж облак, под оконцем,
Плачут горько Месяц с Солнцем:
Раз-два-три-четыре-пять.
Кому тучи разгонять?
Воспитатель: Первому Снежинка досталась ….
Внимательно послушайте правила игры : я буду задавать вопросы, кому я передам снежинку, тот и будет отвечать, затем передаете мне ее обратно. Понятно правило игры?
Дети: Да!
Воспитатель:, скажи, какое сейчас время года? (зима)
… почему ты так думаешь
…а какой месяц? (Декабрь)
…. какой он по счету зимний месяц? (первый, начало зимы)
…. назови зимние месяца? (декабрь, январь, февраль)
… какие виды зимнего вида спорта ты знаешь? (лыжи, фигурное катание,хоккей,
Воспитатель: Молодцы! Ребята, как вы считаете, мы помогли снежинке разобраться какое сейчас время года?
Дети: Да!
Воспитатель: Снежинка благодарит вас за помощь, ей больше не страшны колдовские силы волшебника и ей пора возвращаться к своим подружкам – снежинкам и они все вместе будут ждать нас на прогулке!
Воспитатель: Ребята, мне также понравилось, как вы сегодня выполняли все задания!
В какие игры мы с вами играли?
Что понравилось больше всего?
Воспитатель: Вы большие молодцы, я вами очень довольна! А теперь идем собираться на прогулку играть с нашей снежинкой!