Ксения Сливина
Конспект ООД по речевому развитию «Грамматический строй речи» с детьми от 5 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуковой анализ слов,стул, вишни,»
Интеграция ОО: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель: обучение детей грамоте
Задачи:
образовательные: закрепить знания о звуках, формировать умение выполнять звуковой анализ слов стул и вишни, сравнивать слова по модели и звукам; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука;
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Грамматический строй речи“ с детьми от 5 до 6 лет» размещена в разделах
развивающие : развивать связную речь, мышление, память;
воспитывающие: воспитывать умение доводить начатое до конца.
Методы и приемы:
• наглядный (схемы, карточки)
• словесный (беседа, ответы, объяснение)
• практический (выполнение заданий)
Материал к занятию. таблицы с изображением стула и вишен.
карточки с четырех- и пятизвуковыми схемами для каждого ребенка, фишки красные, синие, зеленые.
Литература: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду",занятие 28
Словарная работа: вишня, стул,звук, согласный,гласный, твердый, мягкий
Ход
Воспитатель: Первый, первый, я четвертый,
Я уже сейчас в полете,
Кто летит за мной скорей
Побежали веселей!
(Вместе будет веселей)
Ребята, ученики пятого класса прислали задания. Слышали они, что мы с Вами хорошо выполняем звуковой анализ слова. Просят помощи они у нас. А вот какие слова нам нужно разобрать мы с вами и узнаем. Для этого соберите пазл. Девочки собирают на этом столе, а мальчики на этом. Что изображено на картинках?
Дети: На картинках изображено «Стул» и «вишня».
Воспитатель: Пазл мы с вами собрали, теперь присаживайтесь за столы и теперь примемся выполнять задания. А чтобы школьники сами поняли, как мы разбираем слова, я поставлю видеокамеру и мы с вами потом это видео отошлем. Спина у всех прямая, ноги вместе.
Для начала, скажите какие бывают звуки?
Дети: Звуки бывают гласными и согласными
Воспитатель: Каким цветом обозначаются гласные звуки?
Дети: Гласные звуки обозначаются красным цветом!
Воспитатель: Молодцы! А какие бывают согласные звуки? Каким цветом обозначаются?
Дети: Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Твердые согласные звуки-синий цвет, а мягкие согласные звуки-зеленый цвет.
Воспитатель: А теперь давайте разберем слово «стул».Какой первый зввук слышится в этом слове? Что мы можем сказать о нем? Какой фишкой обозначим первый звук в слове?
Дети: В слове «Стул» первый звук «с». Этот звук согласный, твердый, поэтому будет отмечаться синей фишкой
По аналогии разбирается все слово.
Воспитатель: Ребята, чем отличается слово «стул» от слова «стол»?
Дети: Эти слова отличаются одной гласной буквой.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. А теперь давайте отдохнем.
Как о вишенке-малышке (идут по круг)
Знают все не понаслышке.
Любят ягоду такую (останавливаются, гладят себя по животу)
И девчонки, и мальчишки.
Станешь вишню собирать, (встают на носочки)
Вишней короб наполнять –
И ладошки будут тоже (показывают ладони)
Вишни цвет напоминать.
А теперь скажите, какое слово нам нужно разобрать?
Дети: Нам нужно разобрать слово «вишни».
Воспитатель: Обратите внимание, что нового в этом слове? Как узнать сколько «домиков»-звуков в этом слове?
Дети: Это слово состоит из пяти звуков. Чтобы узнать сколько звуков в слове нужно посчитать домики.
Воспитатель: Какой звук первый? Что можно сказать о нем?
Дети разбирают по аналогии звуки в слове «вишни».
Воспитатель: Рассмотрим звук ш. В любом слове звук ш может быть только твердым. Когда я вас спрашиваю про любой звук в слове, твердый он или мягкий, вы должны его послушать в слове, а уже потом сказать, твердый он или мягкий. А когда вы слышите в слове звук ш, можно не вслушиваться и не сомневаться, он всегда твердый. Назовите мне слова со звуком ш, и мы все вместе послушаем, как он твердо звучит.
Дети называют слова в котором есть звук «ш».
Воспитатель: У меня для вас есть игра со словом вишни. Я сейчас раздам вам фишки: 1-й мягкий согласный, 2-й мягкий согласный, 1-й гласный, твердый, согласный, 2-й гласный. А теперь ваша задача составить слово «вишня».
Вызванные дети составляют слово
Воспитатель: Ребята, все ли правильно сделали ребята? Да, действительно, все звуки в слове встали на свои места.
Воспитатель: А теперь у меня для вас есть сложное задание. Посмотрите, нам нужно к звуковой схеме составить слово. Какое слово загадано?
Схема: зеленая, красная, синяя, красная.
Дети подбирают слова
Воспитатель: Молодцы! Мы с правились с заданиями. Поделитесь, что для вас было легко? Есть ли то, что вы не до конца поняли, что вам было сложно?
Дети: Очень сложно было подобрать слово по звуковой схеме.
Воспитатель: Не переживайте, мы с вами только учимся. Вы все равно были молодцы! А видео мы с вами отправим ребятам и я уверена, что теперь школьники поймут, как выполнять эти задания.