Галина Горбань
Конспект ОД по речевому развитию «Дикие животные» в старшей группе. Составление синквейна
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умения составления дидактического синквейна.
Задачи:
1. Образовательные задачи: пополнять и активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные», работать над семантической стороной речи; упражнять в выделении наиболее главных качеств предмета; формировать умение составлять синквейн.
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Дикие животные“ в старшей группе, Составление синквейна» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивающие задачи : развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, слуховое внимание, ориентировку по схеме и в пространстве, согласование речи с движениями, совершенствовать мелкую моторику путем проведения пальчиковой гимнастики.
3. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей, умение слушать собеседника не перебивая, формировать чувства партнерства и сотрудничества.
Оборудование: алгоритм для синквейна (дерево, пчелка, бейджики для детей, книжки с алгоритмами маленькие (8 шт.) и 1 большая, белка, шишки – 9 шт., грибы – 9 шт., елка, карточки по наглядному моделированию, сорока, филин, колонка с записью голосов, картинка для определения обобщающего слова, кочки, ткань для болота, цветы на кругах, 2 пня, 2 корзины, травка, указка, картинка белки.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
-Проходите, дети, встаньте около снежинок, возьмитесь за руки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям.
-Какое сейчас время года?
-1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю погулять,
Но не весной, не осенью
Вы только представьте это,
Приглашаю я вас в лето.
Вы на месте покрутитесь,
На полянке летней очутитесь.
- Вы любите лето?
-Тогда переверните круги, на которых стоите.
-Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась.
-Я нашла на полянке вот этот красивый цветок (взять колонку задекорированную под цветок).
II. Основная часть
1. Сообщение темы.
-Ой, дети, вы что-нибудь слышите?
(слышны звуки леса)
-Какие прекрасные звуки у лета.
-Вы что-нибудь слышите? (привлечь внимание детей)
(жужжание)
-Кто может так жужжать? (пчела)
-Где она? (находят пчелу)
-Это же любознательная пчела Жужжа. Она всегда спешит туда, где интересно.
-Куда же ты направляешься, Жужжа?
(«Я спешу к мудрому филину. Сегодня проходит конкурс на лучшее стихотворение о себе. Я уже придумала. Послушайте.
Пчела.
Трудолюбивая, полосатая.
Летаю, собираю, тружусь.
Трудолюбивая, полосатая пчела собирает нектар на поляне.
Насекомое.)
-Какое необычное стихотворение. Строки в нем не рифмуются. Такое стихотворение называется Синквейн.
-Садись, Жужжа, ко мне на плечо, отдохни. (встать ближе к белке)
(слышен плач)
-Кто это плачет? (находят белку около елки)
-Ты чего плачешь?
(«Я тоже хочу к филину рассказать о себе стихотворение,
но я собирала шишки и грибы
и не усела научиться сочинять такое стихотворение»)
-Ребята, что же делать? Хотите помочь белке?
-Поможем белке и научимся составлять необычное стихотворение.
-Белочка, не переживай, мы тебе поможем. А много ли ты собрала шишек? (находят шишки около елки)
-Мы поможем перенести их к тебе в дом. А где живет белка? (в дупле)
-Дети, возьмите по одной шишке.
-Найдите дерево на поляне.
2. Активизация словаря.
-Вот это дерево, в дупле которого живет белка. Посмотрите, какое оно красивое. Оно-то нам и поможет составить необычное стихотворение о белке.
-Фотографию белки мы поместим в дупло дерева (выставляется картинка белки в нижний карман)
-Посмотрите, какую корзинку для запасов приготовила белка (обратить внимание на корзину)
-Кладем шишку в нее и говорим, какая белка? (называют слова-признаки)
-Какие слова мы сейчас называли? Слова-предметы или слова-признаки?
-Какой линией на шишке обозначены такие слова? (волнистой)
-Значит, при составлении стихотворения слова-признаки обозначим волнистой линией (выставляются карточки в карманы)
-Скажите, сколько волнистых линий на дереве? (2)
-Значит, в стихотворении нужно сказать о белке всего 2 слова, но очень важных.
(звуки трещания сороки)
одновременно появляется сорока, прикрепляется к дереву
-Вы слышали, как весело трещала сорока?
3. Работа по методу наглядного моделирования.
-Посмотрите, что сорока на хвосте принесла (карточки по наглядному моделированию)
-Как думаете, какие слова-признаки обозначают эти картинки?
-Каких 2 слова больше всего подходят для белки? (картинки вставляются в карманы модели алгоритма - дерево)
-Молодцы, вы подобрали самые правильные слова о белке.
4. Активизация глагольного словаря.
-Кто помнит, что еще собирала белка? (грибы)
-Белка мне шепнула на ухо, что грибы собраны за болотом. Нам нужно осторожно добираться по кочкам, чтобы не промочить ноги.
(проходят по кочкам)
-Что белка делала с грибами? (собирала, складывала)
-Какие это слова? (слова-действия)
-Какие еще действия может совершать белка? Называем слово и кладем гриб в корзинку (варианты ответов детей)
-Сколько прямых линий на шляпке грибов? (2)
-Такими линиями обозначены слова-действия на дереве (поставить карточки с полосками)
-Сколько таких слов будет в стихотворении? (3)
-Посмотрите на картинки, которые принесла сорока на хвосте. Какие слова-действия они обозначают?
-Какие 3 важных слова подходят для белки? (отбирают картинки и вставляют их в карманы на модели алгоритма - дерева)
-Вы молодцы, определили самые важные слова-действия.
5. Физминутка. Пальчиковая гимнастика.
-Хотите поиграть с белкой? Вставайте в круг.
Рыжая белка на ветке сидит,
Влево и вправо с ветки глядит.
Лапки поднимет, прыгнет. И вот
Рыжая белка орешки грызет.
С шишки большой чешуйки снимает,
Лакомство там – белочка знает.
Сгрызла орешки белка. И вот
С веточки снова прыгнет вперед.
6. Работа по составлению предложения.
-Посмотрите на дерево. Что обозначает полоса с точкой? (предложение)
-Чтобы составить предложение о белке для нашего необычного стихотворения, нам помогут карточки с дерева.
-Кто хочет составить предложение? (ребенок выходит к дереву)
-Возьми карточку. С этим словом составь предложение.
-Молодцы, какие разные и красивые предложения у вас получились.
7. Подбор обобщающих слов.
-А какое последнее слово будет в необычном стихотворении, в этом нам поможет разобраться картинка.
(Игра «Четвертый лишний»)
-К какой группе животных относится белка? (белка относится к диким животным)
-Значит словосочетание «Дикие животные» - это общие слова для каждого животного из этой группы, это обобщающее понятие (показ руками круга в воздухе) (На схеме выставляется круг)
-На нашей схеме круг – это обобщающие понятие. Говоря про белку, мы называем ее «Дикое животное»
-Молодцы, теперь вы знаете, что последнее слово в необычном стихотворении - это обобщающее слово.
-Ой, я что-то слышу (прислушиваются)
8. Исправление синквейна.
( слышен голос сороки:
«Ха, как же просто рассказывать про белку. Я уже придумала стихотворение. Слушайте.
Белка.
Трудолюбивая, злая.
Заготавливает, собирает, нападает
Трудолюбивая белка складывает шишки в теплую норку.
Дикое животное»)
-Дети, все ли верно в этом стихотворении? (исправляют ошибки)
-Молодцы, вы верно исправили ошибки.
-Послушайте, пчела Жужжа хочет о чем-то сказать (привлечь внимание)
9. Составление синквейна.
( голос пчелы: «Сегодня последний день конкурса на лучшее стихотворение. Надо успеть.»)
-Дети, позовем, мудрого филина.
(посадить филина на дерево)
-Здравствуй, мудрый филин. Белка очень хочет участвовать в конкурсе, дети ей помогали подготовиться. Послушай стихотворение.
(белочка молчит)
-Белка, наверное, стесняется.
-Дети, можно я первая расскажу стихотворение?
Белка.
Запасливая, ловкая.
Собирает, заботиться, перепрыгивает.
Запасливая, ловкая белка быстро складывает шишки и грибы в свое дупло.
Дикое животное.
-Дети, кто будет использовать другие слова, у того получится свое необычное стихотворение (к дереву приглашается желающий ребенок, в руки берет указку)
-Кто еще хочет рассказать свое стихотворение?
-Вот оно, необычное стихотворение. И у нас оно получилось.
-Какие молодцы, у вас получились замечательные синквейны – нерифмованные стихотворения.
( филин: «Дети, а вы хотите попасть на конкурс? Приглашаю вас принять участие в следующий раз. А пока у вас есть время подготовиться. Дарю вам в помощь книги для составления синквейна, а большая книга для ваших друзей, научите их этому. Книги вы найдете под большой кочкой нашего лесного болота.
До встречи, друзья!»)
(дети находят книги)
-Что мы скажем филину за подарок? (спасибо)
-А ты, белочка, не расстраивайся, поучаствуешь с нами в конкурсе в следующий раз.
-Нам пора возвращаться к своим друзьям. Скажем всем до свидания.
III. Итог:
-Встаньте в круг на волшебной полянке.
-Чему вы научились, гуляя по летнему лесу? (составлять необычные стихотворения, синквейн)
-А теперь на месте повернись, покружись
Снова в зимушку вернись. (снять цветок и пчелу)
-Переверните круги.
-Вот мы и вернулись из лета в зиму. Мудрый филин подарил нам книги. Пойдемте, покажем их детям и научим составлять необычное нерифмованное стихотворение? (дети уходят)