Елена Шаипова
Конспект ОД по речевому развитию «Ай да, валенки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель ОД: Расширение представлений детей о русской народной обуви – валенках.
Программные задачи ОД:
ОО «Речевое развитие» :
- развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;
- воспитывать любовь к авторским сказкам.
ОО «Социально – коммуникативное развитие» :
- закрепить у детей интерес к возрождению традиций русского народа;
- развивать эмоциональную отзывчивость, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Ай да, валенки!“» размещена в разделах
ОО «Познавательное развитие» :
- обобщить знания детей о валенках, их значении в жизни человека;
- закрепить и расширить представления детей о зиме, зимних забавах;
- воспитывать познавательное отношение к миру окружающей природы;
- учить дифференцировать виды обуви по временам года: летняя, зимняя;
ОО «Художественно – эстетическое развитие» :
- развивать у детей творческие познавательные способности в процессе разрешения моделирующих проблемных ситуаций, восприятии музыки, художественной литературы, фольклора.
ОО «Физическое развитие» :
- совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении детьми различных упражнений и заданий, а также в процессе подвижных игр.
Предварительная работа:
- беседы «Зимняя обувь», «От куда валенки пришли?»;
- чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”
- рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок;
- прослушивание аудио записи русской народной песни «Валенки»;
, подвижные игры «Догони валенок»;
- разучивание стихотворений, потешек, поговорок, частушек о валенках,
- инсценировка сказок и рассказов, используя поделки-валенки,
- рисование узоров на валенке,
- пластилинография на валенке,
- дидактические игры «Найди валенку пару», «Собери валенок»,
- работа с родителями: консультации на тему : «Положительное влияние валенок на здоровье человека».
Развивающая предметно – пространственная среда:
- аудиозаписи (плач куклы, «Санки» (сл. и муз. Т. Сауко, музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» «Кабы не было зимы».);
- кукла Катя в зимней одежде;
- оборудование для русской избы;
- валенки для игры.
Используемые технологии (методы) :
Практические методы: дидактическая игра; пальчиковая игра; подвижная игра.
Наглядный метод: просмотр презентации, демонстрация иллюстрации, применение наглядных художественных средств.
Словесные методы: беседа по презентации, оценка выразительности исполнения.
Описание содержания ОД и способов организации достижения воспитанниками планируемых результатов:
1 Организационный момент.
Звучит музыка из мультфильма «Зима в Простоквашино» – дети входят в группу, обходят круг и останавливаются.
Ведущий: Дети, посмотрите, у нас с вами гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте! (Дети вместе с воспитателем встают в круг).
Этюд: «Улыбка».
Какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое
настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Ведущий:
Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: - Да
Ведущий:
Тогда я приглашаю вас отправиться в зимний лес…
Под музыку Филиппенко «Саночки» дети выполняют движение по залу.
- Вот мы и в лесу. Как нарядно кругом! Какие заснеженные стоят деревья, какие большие сугробы вокруг! Давайте послушаем звуки зимнего леса!
(Фонограмма «Звуки зимнего леса»).
2 Вхождение в тему. Повторение пройденного.
. Ведущий: - Ребята, скажите какое сейчас время года? (Зима)
- Правильно зима.
Ребенок читает стихотворение о зиме:
Ай да зимушка – зима
Как украсила дома!
Побелила всё вокруг,
На всех крышах белый пух.
Будут горки во дворе,
На забаву детворе.
Любят зиму, ребятишки? - (дети – Да)
Ведущий: Какие приметы зимы вы знаете? (Лежит снег, холодные дни, дует сильный ветер.)
Какая бывает зима? (холодная, белая, снежная, пушистая, блестящая и т. д.)
Какой снег бывает зимой? (пушистый, искристый, скрипучий и т. п.)
Что можно делать зимой на улице? (лепить снеговика, крепость, кататься на санках с горки, на лыжах и т. д.)
Ведущий: Зима – замечательное время года!
Зимой происходят разные чудеса!
- «Ой, ребята! Слышите, кто – то плачет? Посмотрите, к нам пришла кукла Катя, но она почему – то сильно дрожит. Она замерзла! Ребята, а как вы думаете, почему она замерзла? (кукла гуляет по лесу в туфельках).
- А можно ли гулять в туфельках сейчас.
- А какая обувь должна быть зимой? (теплой)
- Как можно назвать обувь, которую мы носим зимой? (зимняя обувь)
- Так можно ли гулять зимой в летней обуви? (конечно нет).
- Ребята, а как вы думаете, почему нельзя гулять зимой в летней обуви? (можно заболеть)
- Ребята, а давайте спросим у Кати, есть ли у нее зимняя обувь? (НЕТ)
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
- Посмотрите вот на эти картинки. Что вы видите на них?
Дети: Туфли, кожаные ботинки, меховые сапоги, валенки.
Воспитатель: Как вы думаете, а какая картинка лишняя? Вспомните, в какое время года носят эту обувь.
Дети: Лишние туфли.
Воспитатель: почему?
Дети: Потому что они летние.
Воспитатель: Правильно. А остальную обувь, когда носят?
Дети: Зимой, когда холодно.
Воспитатель: Эта обувь какая?
Дети: Теплая.
- Какую обувь предложить Кате? (Если дети не предложат валенки, спрашиваю «А вы что обуваете зимой?»).
- А почему валенки? (в них тепло, ноги не мерзнут).
- Правильно – валенки. Ребята, давайте вспомним, из чего делают валенки?
Дети: Из овечьей шерсти.
Ведущий: - А какая шерсть у овечки?
Дети: - Мягкая и пушистая. (Показывает игрушечную овечку, дети гладят её.)
Пальчиковая игра «Овечка» :
Вот кудрява овечка
Шерстка белая в колечко
Шерстка гладкая густая
Шубка у овцы такая
(Играть, растопырив пальчики; поочередно соединить пальцы с большим)
Отгадайте мою загадку:
Тёплые, удобные
Ноги согревают
Долго, долго по сугробам
Ходить позволяют. (Валенки)
(Ребенок рассказывает стихотворение)
Теплые удобные валенки мои.
Сделаны из шерсти, мех у них внутри.
Я надену валенки, в лес пойду гулять.
Буду я с ребятами в них в снежки играть.
- Ай да молодцы! Порадовали вы меня! Совершенно верно – это валенки. Валенки – исконно русская обувь. В старину валенки считались ценным подарком. Валенки - прекрасная обувь, удобная, гигиеничная. В валенках не страшны ни морозы, ни метель. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было. Валенки полезны для здоровья, и, как теперь доказывают модельеры – самая модная обувь!
Ведущий: Ребята, посмотрите, овечки подарили нам игрушечные валенки для куклы Кати. (Дети надевают валенки на куклу.)
3. Основная часть. Изучение нового материала.
Русский народ очень любит валенки — про них сочиняют стихи и песни, сказки. Давайте послушаем одну из них, которая так и называется «Теплые валенки». (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Если сказка в дверь стучится
Ты скорей ее впусти, потому что сказка птица
Чуть спугнешь и не найти!
Тише, тише тишина….
Сказка к нам идет сама
Ветерком прохладным вся
В сказку дверь открыла я…
Рассказывание сказки Владимира Новикова «Теплые валенки».
Моделирование сказки. На столах листы с кругами, карандаши, на доске тоже лист с кругами.
Воспитатель:- Молодцы!
- А я знаю одну скороговорку про валенки.
Повторяем за мной!
«А мы валенки надели, не боимся мы метели».
Игра «Назови ласково»
Ведущий: - Ребята, давай поиграем с вами в игру
Игра «Догони валенок!»
Дети стоят по кругу, в руки им дается валенок. Дети под веселую музыку передают валенок по кругу, а ведущий пытается его догнать. Детям необходимо передавать валенок очень быстро, чтобы ведущий не смогла его отобрать.
Кукла Катя:
Спасибо, ребята за вашу помощь я теперь поняла, как нужно одеваться в зимнее время года. Мне пора идти домой. До свидания!
4. Заключительная часть.
- Ребята вам сегодня понравилось то, чем мы с вами занимались? Где мы сегодня с вами были? Кому мы помогли? И чем? Ребята, мы молодцы! У нас получилось помочь кукле Кате, потому, что мы были дружными и добрыми! Какие валенки?
- Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка? Чему она нас учит?
- И нам пора возвращаться в детский сад.
(Под музыку Филиппенко «Саночки» дети выполняют движение по залу).
- Ну, вот и подошло к концу наше замечательное путешествие. Но зимы не кончаются. Они приходят к нам каждый год, дарят нам морозные дни и новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются традиционной русской любимой обувью.
- И мы приглашаем всех гостей посетить нашу выставку, которую подготовили дети вместе со своими родителями.