Петрова Галина
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения «Осень» с использованием мнемотаблицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение №14 «Сказка» города Дубны Московской области
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе
Старшая группа
Воспитатель:
Петрова Г. В.
2021 г.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в старшей группе „Заучивание стихотворения „Осень“ с использованием мнемотаблицы“» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
Тема: Заучивание стихотворения Ирины Петровны Токмаковой «Осень» с использованием мнемотаблицы.
Цель: Познакомить детей со стихотворением И. Токмаковой «Осень»; Развитие памяти, внимания, образного мышления.
Задачи:
- продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение.
- расширить и закрепить представления об осени.
- активизировать словарь детей.
- развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь,
воображение, образного мышления.
- воспитывать интерес к художественному слову.
- воспитывать любовь к поэзии и бережное отношение к природе.
Методические приё мы:
Использование записи «Осенние звуки», загадки: Д/И «Осенние слова», беседа, чтение стихотворения, повторное чтение стихотворения, заучивание стихотворения детьми по опорной схеме (мнемотаблице, индивидуальный опрос.
Предварительная работа:
Повторение стихотворений с опорой на мнемотаблицы, чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, составление рассказов, рисование сюжетных картин.
1.)Дед хотел уху сварить,
Дед пошел ершей ловить,
А за дедом кот Лаврентий,
За котом петух Терентий.
Тащат удочки
Вдоль по улочке.
Деду одному невмочь.
Надо старому помочь.
2.)Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Или Васе снесть?
Я и сам укушу,
Да и Васе снесу.
3.) Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас
Они разобьются,
Скоро
В кухне, на полке,
Будут лежать
Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно —
Это
Очень
Опасно.
Ход занятия:
1. Организационный этап:
Приветствие, стихи на организацию внимания.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева,
Обними своих друзей
Вместе жить нам веселей!
2. Подготовительный этап:
Воспитатель: - Я предлагаю поиграть в игру «Кто самый внимательный?», а для этого нужно внимательно послушать загадку Майи Ходяковой и дать правильный ответ, ответ на загадку и будет темой нашего занятия сегодня.
(загадывание загадки)
Воспитатель:
Стихотворение-загадка :
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится,
Если дождик льется…
Это время года…осенью зовется».
(Автор Майа Ходякова).
Дети: - Осенью зовется.
Воспитатель:- А почему вы так думаете? По каким признакам вы определили, что в загадке говориться об осени?
Дети:- На деревьях листья пожелтели, в край далекий птицы улетели, небо хмуриться, дождик льётся.
Воспитатель: - Ребята, назовите осенние месяцы. ( Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель:- Молодцы! Вы всё сказали правильно.
Воспитатель: - А сейчас, мы закроем глаза и послушаем, что нам расскажет звуки осени, подышим осенним воздухом, какую осеннюю картину можно представить.
(Звучат звуки проливного дождя, холодного ветра)
Воспитатель: Дети, какую вы картину представили, слушая звуки осени? Например, мне представилась берёзовая роща, где льёт нескончаемый дождь, дует ветер, как-то всё сыро, холодно.
Дети рассказывают свои ощущения.
Воспитатель:- Скажите, а осень всегда такая унылая, дождливая, печальная? А какую осень знаете вы?
Ответы детей. (Хмурая, тёплая)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру:
Д/И «Осенние слова».
Небо (какое) голубое.
Солнце (какое) лучистое, яркое.
Листья какие (какие) пожелтевшие.
Трава (какая) ещё зеленая, еле-еле пожелтевшая.
День (какой) светлый, теплый.
Воспитатель: Дети, когда осень только начинается, как она называется?
Ответ: Ранняя осень.
Воспитатель: А когда совсем почти нет листьев на деревьях, птицы улетели?
Ответ: Поздняя осень.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам превратиться в осенние листочки и мы с вами немного полетаем.
Физминутка «Осенние листочки».
Воспитатель: Композиторы свои чувства об осени передают в музыке, художники в картинах, а поэты пишут о ней стихи.
- А мы с вами знаем стихи об осени?
(чтение стихов об осени)
«Зайчик», А. Блок.
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
Воспитатель: Молодцы, ребята!
3. Основной этап.
Воспитатель: - Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ирины Петровны Токмаковой «Осень» и разучим его.
- Обратите внимание, ребята, на портрет поэта и запомните это имя, детский писатель и поэт Ирина Петровна Токмакова.
- А сейчас я прочту её стихотворение «Осень».
(чтение стихотворения)
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Воспитатель: - Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение?
Воспитатель: - Оно весёлое или грустное?
Дети: - Это стихотворение грустное.
Воспитатель: - С чего начинается стихотворение?
Дети: - Опустел скворечник.
Воспитатель: - Скажите, ребята, а что такое скворечник?
Дети: - Жилище птиц.
Воспитатель: - Что значит «опустел»?
Дети: - Стало пусто в нём.
Воспитатель: - А почему он опустел?
Дети: - Стало очень холодно в нём, неуютно. Наступила осень.
Воспитатель: - Почему же птицы улетели?
Дети: - Наступила осень.
Воспитатель: - А куда улетели птицы? (В Африку). Почему именно в Африку?
Дети: - Там очень жарко и тепло.
Воспитатель: - А что же произошло с листьями? Объясните, как вы понимаете выражение «листьям на деревьях тоже не сидится»?
Воспитатель: - С кем сравнивает поэт листья?
Дети: - С птицами.
Воспитатель: - Чем похожи птицы и листья?
Дети: - Они как птицы, умеют летать.
Воспитатель: - Дети внимательно послушайте ещё раз стихотворение, как я выразительно буду читать, постарайтесь его запомнить. Посмотрите на иллюстрацию к этому стихотворению, которую сделала Белозерова Оксана.
(чтение стихотворения)
Воспитатель: - А теперь еще раз послушаем это стихотворение и будем его разучивать, опираясь на схему в картинках, давайте рассмотрим схему.
(заучивание стихотворения по опорной схеме (по мнемотаблице)
(индивидуальный опрос)
Осень
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Воспитатель:- Давайте ещё раз назовём автора стихотворения, как называется стихотворение. О чём говориться в стихотворении? О чём мы с вами беседовали сегодня? С какими картинами вы познакомились сегодня?
Какие периоды осени мы с вами вспомнили сегодня? (Ответы детей).
4. Рефлексия.
Воспитатель: - А теперь, ребята, я предлагаю вам оценить себя на занятии.
- Если вам было сложно, вы ничего не поняли, не отвечали на занятии, и вам было не интересно, то возьмите красный листик.
-Если вы сомневались, были не уверенны на занятии, возьмите желтый листик.
-Если вам было легко, если вы со всеми заданиями справились, вы были уверенны, уверенно отвечали на все вопросы, активно участвовали на занятии, возьмите зелёный листик. (Вопросы для детей, у которых низкая самооценка: - Ты считаешь, что не справился с заданием, ты и стихи читал, на вопросы отвечал и т. д.)
- А теперь, я предлагаю вам создать свою картину, У нас есть ствол дерева, а вы своими листиками украсите крону дерева. И вот у нас получилась замечательная картина. Как мы её назовём? (Краски осени).
-А теперь наше занятие подошло к концу.
- Давайте попрощаемся с нашими гостями.