Ирина Ефремова
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
по развитию речи в старшей группе
Выполнила
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Росиночка»
Ефремова И. Н.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая»
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в старшей группе „Осень золотая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
ТЕМА: «Осень золотая»
Выполнила: Ефремова Ирина Николаевна
воспитатель
Тип занятия: комплексное
Вид занятия: познавательное
Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе
Задачи:
1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
3. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
4. Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень».
5. Развивать связную речь.
6. Закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными.
7. Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
8. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
9. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.
Демонстративный материал: картинки с признаками осени, картинки с изображениями деревьев, иллюстрации деревьев, листья, мяч, аудиозапись звуков леса, ветра, музыка П. И. Чайковского “Времена года”.
Раздаточный материал: осенние листья, нить коричневого света, клей – карандаш, клеенки, салфетки.
Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья, береза, рябина, клен, дуб.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени; игра «Подбери предмет к признакам». Наблюдения за живой природой на прогулке; наблюдения за деревьями на территории ДОУ; чтение литературы природоведческого характера; рассматривание иллюстраций о лесе;
организация занятия.
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: – Ребята, сегодня у нас необычный день. Сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
Воспитатель: – Осенний ветер разбросал разноцветные листья. Посмотрите, какие они красивые, надо их собрать.
(Дети подходят на поляну, где разбросаны листья)
- Поднимите по одному листочку.
( Дети собирают листья: березы, дуба, клена, рябины)
- Ребята, а почему у нас лежат листья?
(Наступила осень)
- А кто знает, с каких деревьев листья? (береза, клен, липа)
Воспитатель: - На доске изображение деревьев. Листочки слетели с этих деревьев.
Вы узнали деревья, которые растут в нашем лесу? Подойдите и назовите.
Дети: - Клен. Береза. Красная рябина. Дуб.
- Отгадайте, с какого дерева упал каждый листочек. Закрепите его под нужное дерево и назовите, какой это листок.
Ребё нок: - Этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.
(Все дети с кленовым листочком выходят и закрепляют под корень)
Ребё нок: - Этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист.
(Все дети с рябиновым листочком выходят и закрепляют под корень)
Ребё нок: - Этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.
- Скажите, а где больше всего растет деревьев? (В лесу.)
- Я приглашаю вас в лес.
- Вы согласны отправиться в этот лес? (ответы детей).
Воспитатель:– А попадем мы в лес, как листья с ветерком.
(Звучит аудиозапись ветра)
-Берите листочки и полетели. (Песня про «Листопад»)
Воспитатель:– Вот мы и на месте. Как здесь красиво! Правда, ребята? Действительно, лес.
- Как нужно вести себя в лесу? (Ответы детей.)
– Ребята, посмотрите вокруг.
(Показ на оформленный уголок под Осень).
- Какое сейчас время года?
Дети: - Осень!
Воспитатель: - А как вы это узнали? (ответы детей)
Воспитатель:– А после какого времени года наступает осень? (ответы детей).
Воспитатель: – Ребята, давайте поиграем с вами в одну игру.
(Дидактическая игра «Подбери слова»).
- Для этого нам надо встать в кружочек.
(Дети встают в кружок)
Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос полным предложением.
– Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают.
– Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью идет.
– Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают.
– Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.
– Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.
– А вот как звери готовятся к зиме, мы у них спросим.
Воспитатель: - Ребята, а почему сейчас в лесу так тихо?
-Птицы улетели в теплые края.
- А почему они улетели? (Насекомые спрятались на зиму.)
- Как называются птицы, которые улетают от нас (Перелетные)
- Ребята, в теплое время на дорожках можно было увидеть ящерицу или лягушонка. Как они готовятся к зиме. (Ящерицы и змеи заползают под корни старых деревьев или под трухлявые пни, чтобы уснуть там на всю зиму. Лягушки зарываются в тину на дне водоемов).
- Воспитатель: - Ребята, обратите внимание, кто – то шуршит в листве. Это ежик.
-Давайте спросим у ежика, как он готовится к зиме? (Ребенок в маске ежика). (Готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста, выстилает травой и листьями. И засыпает на всю зиму.)
-Ребята, а каких вы еще знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку? (Сурки, суслики, медведь)
-А где зимует медведь? Давайте спросим у медведя. (Ребенок в маске медведя.)
(Медведь готовиться к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом. Подгрызает деревья, чтобы они наклонились и в шатер превратились. Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны.)
- Ребята, а чем занимается белочка в осенние дни (Ребенок в маске белочки)
-Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи, желуди. Она очень хозяйственная. У нее в лесу везде кладовочки: в ямках под деревом, в дуплах, на ветках деревьев.
-Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.
- Какие это животные? (Лиса, заяц, волк, лось, кабан и др.)
Добраться до них не просто. Нужно преодолеть препятствия (массажные коврики ….)
- А вот и они. Как готовятся к зиме? (Осень дарит теплые, красивые шубки. Зайцу-белую, лисе- пушистую рыжую.)
Воспитатель: - Осенний ветер принёс нам листья с деревьев.
Физминутка:
Ветер по лесу летал, (Руками машут)
Ветер листики считал. (Руками делают волну)
Вот дубовый, вот кленовый (Прыжки)
Вот рябиновый резной
Вот с березки золотой.
Вот последний лист с осинки (Показ рукой)
Воспитатель: - А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Закружились под песню «Листопад».
- Понравилось ли путешествие вам?
- Нового узнали?
Итог занятия.